Исправьте ошибку в употреблении прилагательного

В конечном итоге мы победили.

4. Раскройте скобки:

(светло)голубой;

(англо)русский;

(плодово)ягодный;

(сухо)фруктовый.

5. Вставьте буквы О или Е.

Плюш..вый

Глянц..вый

Камыш..вый

6. Вставьте буквы Н или НН.

Соломе..ая шляпа

Ветре..ая погода

Комари..ый укус

Кожа..ое пальто

Стекля..ый кувшин

Серебря..ое кольцо

Экскурсио..ый день

7. Вставьте пропущенные буквы:

Мы живем в стране Совет..ой,

Признаем язык немец..ий,

Итальян..ий, дат..ий, швед..ий

И турец..ий признаем,

И англий..ий, и француз..ий,

Но в родном краю по-рус..и

Пишем, думаем, поем.

(С. Михалков.)

Сделайте морфологический разбор прилагательного, раскройте скобки.

Дубровский еще долго блуждал по (не)знакомому лесу.

9. Сделайте морфемный разбор слова «безветренный».

II в а р и а н т

Тест

1. Прилагательное может отвечать на вопрос:

а) каков?

б) что делать?

в) что?

2. Прилагательное не может изменяться:

а) по числам;

б) падежам;

в) лицам.

3) В предложении прилагательное может выполнять роль:

а) подлежащего;

б) определения;

в) обстоятельства.

4) Укажите прилагательное в сравнительной степени:

а) хуже;

б) крупнейший;

в) богатый.

5) Укажите составную форму сравнительной степени сравнения:

а) более приветливый;

б) самый лучший;

в) тоньше.

6) Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному:

а) качественные;

б) относительные;

в) притяжательные.

7) Заячий след. В прилагательном -ий:

а) часть корня;

б) суффикс;

в) окончание.

Практическая часть

Впишите окончания прилагательных.

1) интересн.. игрушку

2) лучи утренн.. солнца

3) спел.. душист.. земляники

Поставьте ударение.

Красивее, свободнее, алычовый, грушевый, спокойнее, удобнее.

Исправьте ошибку в употреблении прилагательного.

В Волгограде Петя купил себе памятный сувенир.

4. Раскройте скобки:

(северо)западный

(темно)зеленый

(двух)этажный

(садово)огородный

5. Вставьте буквы О или Е.

Лиц..вой

Ситц..вый

Морж..вый

6. Вставьте буквы Н или НН:

Оловя..ый солдатик

Травя..ой покров

Безветре..ый день

Торжестве..ое собрание

Гуси..ое перо

Деревя..ый дом

Юн..ый натуралист

7. Вставьте пропущенные буквы:

Мы живем в стране Совет..ой,

Признаем язык немец..ий,

Итальян..ий, дат..ий, швед..ий

И турец..ий признаем,

И англий..ий, и француз..ий,

Но в родном краю по-рус..и

Пишем, думаем, поем.

(С. Михалков.)

Сделайте морфологический разбор прилагательного, раскройте скобки.

Издали услышал Владимир (не) обычный шум и говор.

Сделайте морфемный разбор слова «небольшой».

Урок 92.
Диктант

Каменный мост

В семнадцатом веке через Москву-реку построили Большой каменный мост. Мостовые опоры были из дикого камня и с западной стороны служили ледорезами. Там же работали водяные мукомольные мельницы. На мосту размещались каменные палаты и деревянные лавки.

Мост стал многолюдной торговой улицей, где любили гулять москвичи.

На месте старого каменного моста теперь высится гигантский металлический мост, но название у него сохранилось историческое – Большой каменный мост.

Примечание: на доске написано слово Москва-река, учитель также предупреждает о постановке тире в последнем предложении.

Урок 93.
Развитие речи. Публичное выступление

Учащиеся готовят выступления о произведениях народного промысла по упражнениям 343, 344. На урок приносят какое-либо произведение народного декоративного искусства.

Беседа.

– Сегодня в конце урока каждый из вас подготовит публичное выступление на одну из тем, предложенных в упражнении 343. Но для начала необходимо разобраться: что такое публичное выступление, откуда оно берет свое начало, на какие цели направлено.

(Учащиеся рассказывают все, что знают о публичном выступлении, учитель дополняет.)

Упражнение 342.

– Прочитайте текст. О каком виде декоративного искусства идет речь?

– Как вы думаете, почему хохлома известна далеко за пределами нашей Родины?

– Что вы знаете о предметах, которые принесли с собой?

Упражнение 343.

Выполняется по заданию. Учащиеся читают составленные предложения.

Упражнение 344 (по заданию).

Конкурс «Лучший оратор».

Учащиеся выступают со своим текстом. Выбирают лучшего оратора.

Домашнее задание: в первой части повести М. Пришвина «Кладовая солнца» отметить абзацы, в которых говорится о Митраше.

Урок 94.
Имя числительное как часть речи

Определение темы и целей урока.

– Вспомните, что такое грамматика.

– Внимательно прослушайте стихотворение О. Высотской «Веселая грамматика». О каких, известных вам, частях речи в нем говорится?

Веселая грамматика

Существительное – школа,

Просыпается – глагол.

С прилагательным – веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное – семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у теплой печи

Повторяем части речи!

– Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной именной частью речи – имя числительное.

– Сделайте морфемный разбор слова числительное и назовите однокоренные слова. Сделайте вывод о том, что изучает эта часть речи.

– Прочитайте тему урока и скажите, какую цель сегодня мы должны достичь.

Наши рекомендации