Статистика рабочей силы

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

статистика рабочей силы - student2.ru Кафедра «Экономическая информатика»

А. А. В О В К

С Б О Р Н И К З А Д А Ч

по дисциплине

С Т А Т И С Т И К А

(экономическая)

Москва - 2015

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

статистика рабочей силы - student2.ru статистика рабочей силы - student2.ru статистика рабочей силы - student2.ru статистика рабочей силы - student2.ru статистика рабочей силы - student2.ru Кафедра «Экономическая информатика»

А.А. В О В К

С Б О Р Н И К З А Д А Ч

по дисциплине

С Т А Т И С Т И К А

(экономическая)

для подготовки бакалавров направления

«Экономика»

М о с к в а – 2015

УДК 31: 657:656.2.

В-61

Вовк А.А. Сборник задач по дисциплине «Статистика (экономическая)».-М.:МИИТ,2014.–36 с.

Настоящий сборник задач содержит задания, решение которых позволяет применить теоретические знания по курсу экономической статистики при расчете уровней и динамики показателей эффективности производства и их факторов, а также использовать методы контроля правильности расчетов. Наряду с этим обеспечивается получение наглядного представления о системе показателей эффективности производства. Сборник задач предназначен для использования в процессе подготовки бакалавров по направлению « Экономика»

Р е ц е н з е н т ы Начальник Управления статистического учета, отчетности и анализа ОАО « РЖД» Департамента корпоративных финансов Филипченко С.А.

© Московский государственный

университет путей сообщения

(МИИТ), 2014

Св. план 2014 г., поз.

Вовк Алексей Александрович

Сборник задач по дисциплине

«Статистика ( экономическая)»

­­­­­­­­­___________________________

Заказ № Подписано к печати Формат 60х84 1/16

Объем п.л. Цена – руб. Тираж 100

127994, Москва, ул. Образцова, 15. Типография МИИТа

В В Е Д Е Н И Е

Настоящий сборник задач предназначен для изучения курса статистики в аудитории под руководством преподавателя и при самостоятельной работе обучающихся в Институте экономики и финансов МИИТа.

При выполнении каждого задания необходимо ознакомится с материалами лекций или изучить учебную литературу, разработанную специально для этого курса и включающую ряд изданий : монографию Вовк А.А. Оценка эффективности транспортного производства и резервов ее роста. М.: Крома, 2001, 295 с.

Учебник « Статистика», под ред. Вовка А.А.

Разработанные задания ориентированы на использование приложений, содержащих приспособленные для учебных целей условные данные финансовой отчетности организации, а также ряд первичных показателей, используемых при организации производственной деятельности в виде норм труда, норм затрат (расхода) предметов труда, тарифных часовых ставок и т. п.

В результате такого подхода к информационному обеспечению заданий весьма удобным является последовательное решение задач, поскольку при этом обеспечивается использование результатов решения предыдущих задач при решении последующих. Это существенно облегчает труд обучающихся, одновременно позволяя получать наглядное представление о системе показателей эффективности производства и факторах их роста. Однако это не затрудняет решение задач любого задания, которые могут быть также решены без наличия результатов предыдущих задач.

Предложенные задачи дают возможность производить расчет уровня и динамики показателей эффективности производства и факторов их роста на основе различных методов. Учитывая, что одновременно с изучением курса статистики ставиться задача привития обучающимся навыков работы со статистической информацией, при решении задач рекомендуется дополнительно применять методы контроля правильности расчетов. С этой целью предлагается определять, например, темпы роста показателей на основе соотношения их уровней за текущий и базисный периоды, а для проверки правильности расчетов использовать формулы взаимосвязи показателей и их темпов роста или формулы взаимосвязи результативных показателей и их факторов роста. Для проверки правильности выполнения расчетов рекомендуется также широко использовать формулы взаимосвязи темпов роста (прироста) суммы, разницы, произведения и частного.

В других случаях для проверки правильности расчетов необходимо использовать балансовый метод, согласно которому, например, абсолютный прирост показателя равен сумме его абсолютных приростов за счет факторов, обусловливающих его изменение. Подобно этому относительная экономия (перерасход) затрат в результате изменения показателя равна сумме относительной экономии (перерасхода) затрат за счет факторов.

Результаты расчета среднего размера абсолютных показателей рекомендуется производить с точностью до 0,1 единицы измерения и только в исключительных случаях – до 0,01. Относительные показатели, выраженные в процентах, рассчитываются с точностью до 0,1 % , а при измерении их в долях единицы – с точностью до 0,001.

Результаты расчетов показателей по каждой задаче рекомендуется оформлять в виде таблиц, составленных в соответствии с ГОСТом.

А Д А Н И Е 1

СТАТИСТИКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Задача 1.1. По данным прил. 1. определите: а) среднесписочную численность работников организации; б) абсолютный оборот по приему; в) абсолютный оборот по увольнению: г) абсолютный оборот по приему и увольнению; д) излишний оборот; е) относительные показатели оборота по приему, увольнению, приему и увольнению; ж) степень текучести рабочей силы; з) среднесписочную численность работников, принятых на работу и уволенных с рабо­ты, в том числе по собственному желанию; и) темпы прироста среднесписочной численности работников в связи с приемом и увольнением; к) календарный фонд времени в днях и часах (установленная продолжительность рабо­чего дня равна 7, 2 ч.).

Задача 1.2. По данным прил. 2 составьте для базисного и текучего периодов баланс календарного времени и определите: в) календарный, табельный и максимально возможный фонды времени; б) степень использования календарного, табельного и максимально возможного фондов времени. Охарактеризуйте произошедшие изменения.

Задача 1.3. По данным прил. 3 определите: а) нормы выработки работников со сдельной оплатой труда по каждому виду продукта труда для базисного и текущего периодов; б) абсолютное и относительное изменение норм выработки; :в) размер затрат труда работников в базисном и текущем периодах по каждому виду продукта труда и в целом; г) размер сдельных расценок по каждому виду продукта труда за базисный и текущий периоды; д) размер оплаты за труд работников со сдельной оплатой труда; е) относительную экономию (перерасход) затрат труда в связи с изменением норм выработки (производительной силы труда); ж) относительную экономию (перерасход) оплаты за труд в связи с изменением норм выработки (производительной силы труда); з) относительную экономию (перерасход) оплаты за труд в связи с изменением тарифных ставок; и) степень роста (общие индексы) производительной силы труда по трудовому и денежному методам.

Задача 1.4. По данным прил. 3 определите: а) нормы обслуживания для работников с повременной оплатой труда по каждому виду продукта труда для базисного и текущего периодов; б) абсолютное и относительное изменение норм обслуживания: в) размер затрат труда работников с повременной оплатой в базисном и текущем периодах, занятых обслуживанием каждого вида оборудования и в целом; г) размер оплаты за труд работников с повременной оп­латой; д) относительную экономию (перерасход) затрат труда в связи с изменением норм обслуживания (производительной силы труда); е) относительную экономию (перерасход) оплаты за труд в связи с изменением норм обслужива­ния (производительной силы труда); ж) относительную экономию (перерасход) оплаты за труд в связи с изменением тарифных ставок; з) степень роста (общие индексы) производительной силы труда по трудовому и денежному методам.

Задача 1.5. По данным прил. 2 и 3 определите: а) средние размеры часовой, дневной и месячной производительности труда работников со сдельной оплатой труда в базисном и текущем периоде по натуральному методу для каждого вида продуктов труда; б) средний размер показателей производительности труда (часовой, дневной и месячной) за базисный и текущий периоды (по трудовому, денежномуи условно-натуральному методам); в) темпы роста показателей производительности труда; г) степень интенсивности труда работников со сдельной оплатой при создании каждого вида продукта труда и в целом (по трудовому и денежному методам), а также ее темпы роста; д) продолжительность рабочего дня и продолжительность рабочего периода (года) работников по видам продуктов труда и в целом, а также темпы роста этих показателей; е) относительную экономию (перерасход) рабочего времени в связи с ростом производительности труда работников со сдельной оплатой труда (в целом и за счет факторов: производительной силы труда, интенсивности труда, продолжительности рабочего дня и продолжительности рабочего периода); ж) темпы прироста производительности труда в целом и за счет каждого фактора.

Задача 1.6. По данным прил. 2 и 3 определите: а) средний размер часовой, дневной и месячной производительности труда работников с повременной оплатой труда, занятых обслуживанием каждого вида оборудования в базисном и текущем периоде (по натуральному методу); б) средние размеры показателей производительности труда (часовой, дневной и месячной) работников с повременной оплатой по трудовому, денежному и условно-натуральному методам; в) степень роста (индексы) производительности труда; г) степень интенсивности труда работников с повременной оплатой; д) средний размер фактической продолжительности рабочего дни и рабочего периода: е) относительную экономию (перерасход) времени за счет изменения производительности труда под влиянием каждого фактора; ж) темпы прироста производительности труда за счет каждого фактора.

Задача 1.7. Определите по данным прил. 2, 3 и 6 в целом по организации: а) средние размеры месячной производительности труда работников: б) средние размеры производительности коллектива организации: в) степень роста (индексы) производительности труда работников и производительности коллектива организации; г) степень роста производительной силы труда, интен­сивности труда, продолжительности рабочего дня и продолжительности рабочего периода, степени концентрации и специализации производства; д) относительную экономию (перерасход) рабочего времени в связи с изменением факторов роста продолжительности труда и производительности коллектива организации; е) темпы прироста производительности труда и производительности коллектива организации за счет каждого фактора.

У к а з а н и е: 1. При решении задачи необходимо исходить из того, что численность работников организации складывается из работников со сдельной и повременной оплатой труда;

2. стоимость продукции организации за базисный и текущий периоды в ценах базисного периода равна соответственно размеру издержек производства базисного периода и издержек производства базисного периода скорректированного на индекс произведенной продукции равный 1, 025.

3. затраты труда работников организации в базисном и текущем периодах соответственно равны сумме затрат труда работников со сдельной оплатой и затрат рабочего времеени работников с повременной оплатой труда.

4. относительная экономия затрат труда, полученная в текущем периоде за счет изменения норм труда равна результату полученному при решении задачи 1.3.

Задача 1.8. Используя данные прил. 4 и 5, а также результаты решения задач 1.3–1.7 определите: а) средний размер заработной платы работника в целом, а также в части оплаты за труд и в части доплат, премий и компенсаций; б) темпы роста среднего размера заработной плати и ее частей; в) средние размеры и динамику факторов роста заработной платы работника (интенсивности труда, продолжительности рабочего дня (смены), продолжительности рабочего перио­да (года), тарифной часовой ставки, доплат, премий и компенсаций в расчете на 1 час труда). Объясните причины изменения средней заработной платы работника.

Задача 1.9. Определите за базисный и текущий периоды: а) средний размер стоимости (цены) рабочей силы; б) соотношение фонда оплаты за труд и фонда заработной платы; в) соотношение отчислений во внебюджетные фонды и фонда заработной платы в) абсолютный прирост, темпы роста и прироста расс­читанных показателей.

Объясните причины изменения стоимости рабочей силы.

Задача 1.10. На основе результатов решения задач 1.7 и 1.8 выполните оценку эффективности использования фонда заработной платы и издержек на наем рабочей силы, для чего рассчитайте: а) степень опережения ростом производительности труда роста размера заработной платы среднесписочного работника ; б) степень опережения ростом производительности коллектива организации роста среднего размера стоимости (цены) рабочей силы; в) объясните динамику себестоимости единицы продукции в части издержек на наем рабочей силы.

А Д А Н И Е 2

Наши рекомендации