Методические рекомендации по разработке анкеты

Анкета - система вопросов, направленных на выяснение существующей проблемы и позволяющей обеспечить сбор первичной информации.

Правила графического оформления анкеты:

* Шрифт должен быть ясным, достаточно крупным.

* Текст вопросов, пояснения к вопросам и возможные варианты ответов лучше печатать разными шрифтами.

* Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно чистых строк.

* Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.

Составление анкеты - задача сложная, поскольку важна не механическая последовательность вопросов, а их тесная взаимосвязь.

Анкета состоит из трех частей:

· Вводная часть.

· Основная часть.

· “Паспортичка”.

Вводная часть. Главная ее задача - побудить респондента дать ответы на поставленные вопросы. Вводная часть начинается с вступления (обращения к респонденту), где указываются:

* Данные организации или лица, проводящего опрос.

* Цель и задачи исследования.

* Значимость роли респондента.

* Гарантия анонимности анкеты (если анкета не анонимная).

* Техника заполнения анкеты.

* Выражение благодарности, высказываемое респонденту авансом, которое побуждает его заполнить анкету.

Вводная часть должна быть ясной, краткой.

Основная часть. Ее основная цель - сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов. Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым. Переход от простых к сложным вопросам носит название правила воронки.

Первыми идут контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты в формулировке, и ответы на них должны быть краткими.

После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования.

На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция - снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа.

“Паспортичка”. В данной части анкеты содержатся вопросы по профессии, образованию, возрасту, семейному положению, полу и др. социальным критериям.

В конце анкеты следует обязательно поблагодарить респондентов за участие в опросе.

В процессе разработки анкеты следует помнить о большом разнообразии вопросов и о сфере их применения. Вопросы - это все речевые высказывания социолога к респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или отрицательную формулировку. Это могут быть собственно вопросы, высказывания, таблица, незаконченные предложения.

Один и тот же вопрос можно задать по-разному. Например, для выяснения пола респондента можно использовать такие варианты вопросов:

1. Пол - мужской, женский (ненужное зачеркните).

2. Ваш пол? (подчеркните)

а) мужской

б) женский

3. Ваш пол? (обведите соответствующий код)

мужской 1 женский 2

4. Ваш пол? (напишите) “ “.

В табл. 3 представлена классификация вопросов.

Таблица 3

Классификация вопросов

по форме по конструкции ответов по целям по содержанию
· закрытые · открытые · полузакрытые · прямые · косвенные · дихотомические: “да - нет” альтернативные · поливариантные: вопросы-меню · шкальные вопросы · вопросы-диалоги · содержательные · функциональные: функционально-психологические (контактные, буферные, вопросы диалоги) вопросы-фильтры контрольные вопросы (тесты, ловушки) · вопросы о фактах · вопросы о знаниях · вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях, мотивах и т.д.)

Рекомендуется в анкете использовать разные типы вопросов.

Список рекомендуемой литературы:

1. Никифорова Л.Х. Исследование систем управления. – М.: МГТУ ГА, 2008.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – С.-Пб.: Питер, 2005.

Практическое занятие 8

Проведение и анализ результатов экспертного опроса

Цель практического занятия:приобретение навыков использования метода экспертного опроса в исследовании систем управления.

Темы для закрепления:

· Экспертный опрос в исследовании систем управления.

Ключевые термины:

Экспертный опрос.

Экспертные оценки.

Шкалы измерения: ранговые, номинальные, количественные (метрические).

Коэффициент ранговой корреляции.

Коэффициент конкордации.

Виды экспертных опросов: анкетирование, интервьюирование, дискуссии, мозговая атака, метод Дельфи и т.д.

Исходная информация.

За основу взяты результаты экспертного опроса «Оценка профессионально важных качеств рекрутера», опубликованные в журнале «Управление персоналом» (табл. 4). В экспертном опросе приняли участие четыре группы экспертов: руководители кадровых агентств, рекрутеры, заказчики (работодатели), соискатели.

Задание.

1. Постройте матрицу корреляций.

  Руководи-тели КА Работода-тели Соискатели Рекрутеры
Руководители КА        
Работодатели        
Соискатели        
Рекрутеры        

Рекомендуется рассчитывать коэффициенты ранговой корреляции Спирмена (r):

6 * Sd2

Методические рекомендации по разработке анкеты - student2.ru r = 1 –

n(n2-1)

d – разность рангов пары данных;

n – количество пар данных.

2. Используя заполненную матрицу корреляций, ответьте на вопросы:

2.1. Позиции каких групп экспертов наиболее близки? Обоснуйте полученный результат.

2.2. Позиции каких групп экспертов наиболее различны? Обоснуйте полученный результат.

2.3. Какая группа экспертов в своей оценке ПВК рекрутеров наиболее близка к средним значениям (по всем группам экспертов)?

3. Самостоятельно проранжируйте ПВК рекрутера. Определите коэффициенты корреляции своего выбора с выбором по разным группам экспертов. С какой группой экспертов ваши позиции наиболее близки?

Список рекомендуемой литературы:

1. Никифорова Л.Х. Исследование систем управления. Учебное пособие. – М.: МГТУГА, 2008.

2. Мыльник В.В. Титаренко Б.П. Исследование систем управления. – М.: Академия, 2006.

3. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: ДеКА, 2003.

4. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – С.-Пб.: Питер, 2005.

Таблица 4

Оценка профессионально важных качеств (ПВК) для рекрутера

Профессионально важное качество (ПВК) Рекрутеры Руководи-тели КА Работода-тели Соискатели Средний
  ранг балл ранг балл ранг балл ранг балл ранг балл
1. Высокий уровень интеллекта   6,7   7,8   5,5   6,0   6,5
2. Способность сопереживать кандидатам   2,9   3,5   3,6   4,0   3,5
3. Знания из области психологии   4,4   3,6   5,4   6,8   5,1
4. Уравновешенность и стрессоустойчивость   6,6   5,5   5,0   5,0   5,6
5. Умение соотнести способности кандидата с потребностями вакансии   8,5   9,5   8,3   8,9   8,8
6. Знание рынка труда и сути работы специалистов   7,1   6,7   7,3   7,2   7,0
7. Психологическая поддержка и коррекция профессиональных представлений кандидата   4,5   3,8   4,2   5,7   4,5
8. Способность удовлетворить потребности работодателя   7,0   6,7   7,3   5,5   6,9
9. Стремление к профессиональному усовершенствованию   4,8   5,6   4,0   3,0   4,4
10. Знание трудового законодательства   2,5   1,8   4,1   3,1   2,9

Практическое занятие 9

Наши рекомендации