Методические рекомендации по разработке анкеты
Анкета - система вопросов, направленных на выяснение существующей проблемы и позволяющей обеспечить сбор первичной информации.
Правила графического оформления анкеты:
* Шрифт должен быть ясным, достаточно крупным.
* Текст вопросов, пояснения к вопросам и возможные варианты ответов лучше печатать разными шрифтами.
* Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно чистых строк.
* Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.
Составление анкеты - задача сложная, поскольку важна не механическая последовательность вопросов, а их тесная взаимосвязь.
Анкета состоит из трех частей:
· Вводная часть.
· Основная часть.
· “Паспортичка”.
Вводная часть. Главная ее задача - побудить респондента дать ответы на поставленные вопросы. Вводная часть начинается с вступления (обращения к респонденту), где указываются:
* Данные организации или лица, проводящего опрос.
* Цель и задачи исследования.
* Значимость роли респондента.
* Гарантия анонимности анкеты (если анкета не анонимная).
* Техника заполнения анкеты.
* Выражение благодарности, высказываемое респонденту авансом, которое побуждает его заполнить анкету.
Вводная часть должна быть ясной, краткой.
Основная часть. Ее основная цель - сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов. Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым. Переход от простых к сложным вопросам носит название правила воронки.
Первыми идут контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты в формулировке, и ответы на них должны быть краткими.
После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования.
На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция - снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа.
“Паспортичка”. В данной части анкеты содержатся вопросы по профессии, образованию, возрасту, семейному положению, полу и др. социальным критериям.
В конце анкеты следует обязательно поблагодарить респондентов за участие в опросе.
В процессе разработки анкеты следует помнить о большом разнообразии вопросов и о сфере их применения. Вопросы - это все речевые высказывания социолога к респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или отрицательную формулировку. Это могут быть собственно вопросы, высказывания, таблица, незаконченные предложения.
Один и тот же вопрос можно задать по-разному. Например, для выяснения пола респондента можно использовать такие варианты вопросов:
1. Пол - мужской, женский (ненужное зачеркните).
2. Ваш пол? (подчеркните)
а) мужской
б) женский
3. Ваш пол? (обведите соответствующий код)
мужской 1 женский 2
4. Ваш пол? (напишите) “ “.
В табл. 3 представлена классификация вопросов.
Таблица 3
Классификация вопросов
по форме | по конструкции ответов | по целям | по содержанию |
· закрытые · открытые · полузакрытые · прямые · косвенные | · дихотомические: “да - нет” альтернативные · поливариантные: вопросы-меню · шкальные вопросы · вопросы-диалоги | · содержательные · функциональные: функционально-психологические (контактные, буферные, вопросы диалоги) вопросы-фильтры контрольные вопросы (тесты, ловушки) | · вопросы о фактах · вопросы о знаниях · вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях, мотивах и т.д.) |
Рекомендуется в анкете использовать разные типы вопросов.
Список рекомендуемой литературы:
1. Никифорова Л.Х. Исследование систем управления. – М.: МГТУ ГА, 2008.
2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – С.-Пб.: Питер, 2005.
Практическое занятие 8
Проведение и анализ результатов экспертного опроса
Цель практического занятия:приобретение навыков использования метода экспертного опроса в исследовании систем управления.
Темы для закрепления:
· Экспертный опрос в исследовании систем управления.
Ключевые термины:
Экспертный опрос.
Экспертные оценки.
Шкалы измерения: ранговые, номинальные, количественные (метрические).
Коэффициент ранговой корреляции.
Коэффициент конкордации.
Виды экспертных опросов: анкетирование, интервьюирование, дискуссии, мозговая атака, метод Дельфи и т.д.
Исходная информация.
За основу взяты результаты экспертного опроса «Оценка профессионально важных качеств рекрутера», опубликованные в журнале «Управление персоналом» (табл. 4). В экспертном опросе приняли участие четыре группы экспертов: руководители кадровых агентств, рекрутеры, заказчики (работодатели), соискатели.
Задание.
1. Постройте матрицу корреляций.
Руководи-тели КА | Работода-тели | Соискатели | Рекрутеры | |
Руководители КА | ||||
Работодатели | ||||
Соискатели | ||||
Рекрутеры |
Рекомендуется рассчитывать коэффициенты ранговой корреляции Спирмена (r):
6 * Sd2
r = 1 –
n(n2-1)
d – разность рангов пары данных;
n – количество пар данных.
2. Используя заполненную матрицу корреляций, ответьте на вопросы:
2.1. Позиции каких групп экспертов наиболее близки? Обоснуйте полученный результат.
2.2. Позиции каких групп экспертов наиболее различны? Обоснуйте полученный результат.
2.3. Какая группа экспертов в своей оценке ПВК рекрутеров наиболее близка к средним значениям (по всем группам экспертов)?
3. Самостоятельно проранжируйте ПВК рекрутера. Определите коэффициенты корреляции своего выбора с выбором по разным группам экспертов. С какой группой экспертов ваши позиции наиболее близки?
Список рекомендуемой литературы:
1. Никифорова Л.Х. Исследование систем управления. Учебное пособие. – М.: МГТУГА, 2008.
2. Мыльник В.В. Титаренко Б.П. Исследование систем управления. – М.: Академия, 2006.
3. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: ДеКА, 2003.
4. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – С.-Пб.: Питер, 2005.
Таблица 4
Оценка профессионально важных качеств (ПВК) для рекрутера
Профессионально важное качество (ПВК) | Рекрутеры | Руководи-тели КА | Работода-тели | Соискатели | Средний | |||||
ранг | балл | ранг | балл | ранг | балл | ранг | балл | ранг | балл | |
1. Высокий уровень интеллекта | 6,7 | 7,8 | 5,5 | 6,0 | 6,5 | |||||
2. Способность сопереживать кандидатам | 2,9 | 3,5 | 3,6 | 4,0 | 3,5 | |||||
3. Знания из области психологии | 4,4 | 3,6 | 5,4 | 6,8 | 5,1 | |||||
4. Уравновешенность и стрессоустойчивость | 6,6 | 5,5 | 5,0 | 5,0 | 5,6 | |||||
5. Умение соотнести способности кандидата с потребностями вакансии | 8,5 | 9,5 | 8,3 | 8,9 | 8,8 | |||||
6. Знание рынка труда и сути работы специалистов | 7,1 | 6,7 | 7,3 | 7,2 | 7,0 | |||||
7. Психологическая поддержка и коррекция профессиональных представлений кандидата | 4,5 | 3,8 | 4,2 | 5,7 | 4,5 | |||||
8. Способность удовлетворить потребности работодателя | 7,0 | 6,7 | 7,3 | 5,5 | 6,9 | |||||
9. Стремление к профессиональному усовершенствованию | 4,8 | 5,6 | 4,0 | 3,0 | 4,4 | |||||
10. Знание трудового законодательства | 2,5 | 1,8 | 4,1 | 3,1 | 2,9 |
Практическое занятие 9