Лингвистическая задача
– Сравните предложения.
Саша внимательнее Маши.
Саша более внимательна, чем Маша.
– В каком предложении употреблена форма простой сравнительной степени прилагательного внимательный?
– Можно ли определить, кем является Саша – мальчиком или девочкой?
– Сделайте вывод об изменяемости прилагательных в форме простой сравнительной степени по родам.
– Подумайте, могут ли они изменяться по числам? Падежам?
– Прочитайте второе предложение. Саша – мальчик или девочка? Докажите.
– Прочитайте на с. 117–118, как образуется составная форма сравнительной степени.
– Запишите формулу.
... + прилагательное = составная сравнительная степень |
Упражнение 284.
Итог урока.
– О каких двух формах сравнительной степени прилагательного вы узнали?
– Чем они отличаются друг от друга?
Домашнее задание:упражнение 285; подготовиться к словарному диктанту.
Урок 75.
Превосходная степень СРАВНЕНИЯ
имен прилагательных
Словарный диктант.
Безграничный, беспредельный, безбрежный, спокойный, тихий, мирный, безмятежный, невозмутимый, глубокий, бездонный, большой, громадный, огромный, гигантский, исполинский, колоссальный, красивее, свободнее, удобнее, слаще, мягче, легче, тверже, мельче.
Лингвистическая задача.
– Продолжите слова Гете, употребив прилагательное в форме простой сравнительной степени.
– Расставьте необходимые знаки препинания, объясните подчеркнутые орфограммы.
Увидев двух ссорящихся, Гете сказал
Из двух ссорящихся виновен тот кто ... .
(... умнее.)
Игра «Кто вперед».
На доске записаны слова:
пр..ятный – с..астливый – сп..койный – удобный – ужас(?)ный – б..гатый – пр..стой – громкий – пл..хой – | пр..красный – пр..лежный – пр..чудливый – пр..влекательный – старый – крутой – толстый – мелкий – х..роший – | пр..зрительный – искус(?)ный – св..бодный – сухой – твердый – густой – чистый – сла..кий – мал..нький – |
Учащиеся каждого ряда по цепочке выходят к доске, образовывают от данного прилагательного простую форму сравнительной степени и вставляют пропущенные буквы. У каждого ряда отдельный столбик.
Определение темы урока.
– Исправьте ошибку.
В стихах А. С. Пушкина особую роль имеют сравнения.
– Какова роль сравнений в речи? Для чего они нужны?
– Сегодня на уроке мы будем изучать превосходную степень сравнения прилагательных. Запишите тему.
– Почему в слове превосходный нужно писать букву е?
Работа с теоретическим материалом.
– Прочитайте теоретические сведения об образовании формы превосходной степени прилагательных и заполните пустые места в формулах:
основа прилагательного + суффиксы ..., ... = простая превосходная степень прилагательного |
..., ... + прилагательное = составная превосходная степень прилагательного |
Упражнения 287, 288.
Итог урока.
– Для чего в своей речи мы используем степени сравнения прилагательных?
Домашнее задание:упражнение 289; подготовиться к проверочной работе по теме «Степени сравнения имен прилагательных».
Урок 76.
Проверочная работа
I в а р и а н т
1. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения имен прилагательных.
1) Волга ширее Дона.
2) С наступлением весны дни становятся длиньше.
3) Из двух зол выбирай более меньшее.
2. Заполните таблицу.
Формы Прилагательные | Сравнительная степень | Превосходная степень | ||
простая | составная | простая | составная | |
красивый умный легкий |
3. От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения:
1) лучше;
2) тише;
3) громче;
4) мягче;
5) глубочайший?
4. Сделайте разбор по членам предложения и разберите по составу прилагательное в сравнительной степени.
Доброе братство сильнее богатства.
5. Расставьте ударения: красивее, свободнее.
6. Сделайте фонетический разбор слова легче.
7. Есть книга обо всем и обо всех «самых-самых»: самых быстрых, самых высоких, самых ловких... Эта книга называется «Книга рекордов Гиннесса». Составьте запись для этой книги, используя прилагательное в форме превосходной степени.
II в а р и а н т
1. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения имен прилагательных.
1) Нет ничего красивше природы родного уголка.
2) Они хотели устроить более лучшую жизнь.
3) Человек твердее камня, нежнее цветка.
2. Заполните таблицу.
Формы Прилагательные | Сравнительная степень | Превосходная степень | ||
простая | составная | простая | составная | |
сильный строгий острый |
3. От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения:
1) хуже
2) выше
3) ниже
4) быстрее
5) величайший?
4. Сделайте разбор по членам предложения и разберите по составу прилагательное в сравнительной степени.
Утро вечера мудренее.
5. Расставьте ударения: удобнее, спокойнее.
6. Сделайте фонетический разбор слова мягче.
7. Есть книга обо всем и обо всех «самых-самых»: самых быстрых, самых высоких, самых ловких... Эта книга называется «Книга рекордов Гиннеса». Составьте запись для этой книги, используя прилагательное в форме превосходной степени.
Урок 77.
Разряды имён прилагательных по значению