Работа с теоретическим материалом
– Опираясь на алгоритм, расскажите о правиле написания суффиксов -к- и -ск-.
4. «Составь пару!»
Учитель диктует прилагательные краткой формы. Задача учащихся – записать полную.
Резок, скользок, узок, дерзок, близок, мерзок, низок.
Игра «Не спутай кармашки».
На столе лежат карточки со словами:
Плотник, рыбак, словак, немец, стрелец, Елец, ткач, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, Исландия, киргиз, француз, Кавказ, казах, белорус, индус, тунгус, матрос, эскимос.
– Задача учащихся – образовать от этих существительных прилагательные с суффиксами -к- или -ск-. Затем положить эту карточку в соответствующий кармашек.
-к- | -ск- |
Найди определение.
Задача учащихся – найти определение, соответствующее существительному первого столбика, вставить пропущенные буквы:
флаг жук ковер сталь орех снаряжение кружева платки | дамас..ая альпинист..ое пират..ий колорад..ий урюпин..ий персид..ий вологод..ие грец..ий |
Самостоятельная работа (упражнение 328).
Домашнее задание:упражнение 329 (подготовиться к диктанту).
Урок 90.
Дефисное и слитное написание
сложных прилагательных
Диктант (упражнение 329).
Работа с текстом.
– Послушайте описание (стихотворение на доске) кота из стихотворения С. Черного «Чуткая душа».
Каким вы его себе представляете?
Сизо-дымчатый кот,
Равнодушно-ленивый скот,
Толстая муфта с глазами русалки,
Чинно и валко
Обошел всех, знакомых ему до ногтей,
Обычных гостей...
– Какие средства использовал поэт, чтобы как можно точнее описать кота?
– Какие прилагательные описывают внешность кота?
– Какие прилагательные описывают его характер?
Учитель подчеркивает названные прилагательные.
– Скажите, если бы поэт при описании цвета использовал бы простые прилагательные сизый или дымчатый, как бы это повлияло на ваше восприятие кота?
– Для чего поэт соединяет два признака в один?
– Проанализируйте по такому же принципу прилагательное равнодушно-ленивый.
– Сегодня на уроке мы будем изучать сложные прилагательные, а именно: их дефисное и слитное написание.
Работа над теоретическим материалом.
– Выпишите в столбики из стихотворения прилагательные сизо-дымчатый и равнодушно-ленивый.
– По какому критерию характеризует кота прилагательное сизо-дымчатый? (По цвету.)
– Если сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, оно пишется через дефис. Напишите напротив прилагательного «оттенок цвета».
– Можно ли сказать, что кот был равнодушным и ленивым?
– Если прилагательное образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и, оно пишется через дефис. Напишите напротив прилагательного «Можно вставить союз И».
– На с. 137 учебника прочитайте об условиях дефисного написания прилагательных.
– Когда сложные прилагательные пишутся слитно?
– Объясните слитное написание первой части сложного прилагательного равнодушно-ленивый.
Упражнение 330.
1-й в а р и а н т: учащиеся выписывают прилагательные, которые образованы из сочетания слов, подчиненных одно другому.
2-й в а р и а н т: учащиеся выписывают прилагательные, которые образованы из двух независимых друг от друга слов.
Упражнение 331.
Учащиеся по цепочке выходят к доске, записывают слово, объясняют его правописание. Остальные работают в тетрадях.
Лингвистическая задача.
– Рассмотрите слова в рамке:
иссиня-черный
изжелта-красный
– Объясните выбор согласных в приставках.
Творческая работа.
Каждый учащийся получает лист с нераскрашенным рисунком (учитель для этой цели может использовать детские раскраски). Задача – «придать цвет». Но делать это нужно не кистью или карандашом, а словом. Учащиеся вписывают в части рисунка слова, обозначающие тот или иной цвет. При этом нужно использовать только сложные прилагательные.
Н а п р и м е р:
Затем учащиеся записывают словосочетания в тетради.
Домашнее задание:упражнение 334; подготовить ответы на контрольные вопросы и задания (с. 140–141).
Урок 91.
Повторение
I в а р и а н т
Тест
1. Прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие.
2. Прилагательное может изменяться:
а) по родам;
б) лицам;
в) временам.
3) В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) сказуемого;
в) обстоятельства.
4) Укажите прилагательное в сравнительной степени:
а) высокий;
б) глубочайший;
в) лучше.
5) Укажите составную форму превосходной степени сравнения:
а) более снежная;
б) самая умная;
в) интереснейшая.
6) Прилагательные этого разряда обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени:
а) качественные;
б) относительные;
в) притяжательные.
7) Волчий хвост. Прилагательное имеет окончание:
а) -й;
б) -ий;
в) нулевое.
Практическая часть
1. Впишите окончания прилагательных:
1) о ясн.. осенн.. дне;
2) на школьн.. площадке;
3) для детск.. сада.
Поставьте ударение.
Красивее, свободнее, алычовый, грушевый, спокойнее, удобнее.