Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Рабочая учебная программа по дисциплине

Б3.В.ОД.5 ЭКОНОМИКА ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Для направления подготовки 101100.62 – Гостиничное дело

Профиль: санаторно-курортная деятельность

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

Форма обучения – очная, заочная,

заочная (сокращенная программа обучения)

Краснодар 2013

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 101100.62 – Гостиничное дело, утвержденным приказом Минобрнауки России от «_____» ___________2010 г. № ________, и примерной ООП

Рецензенты:

  1. Коваленко В.В., доктор экон. наук, финансовый директор ООО «Южная юридическая консалтинговая компания»
  2. Кизим К.А., канд. экон. наук, главный специалист отдела стратегического развития и комплексного анализа департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации муниципального образования город Краснодар

Составитель: _______________ Максимов Дмитрий Васильевич, канд. геогр. наук,

подпись доцент кафедры международного туризма и менеджмента

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры международного туризма и менеджмента «1» сентября 2013 г. протокол № 1.

Заведующий кафедрой _________________ М.Ю. Беликов, д.г.н., профессор

подпись

Рабочая программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии

географического факультета

«____»__________2013 г. протокол № _____

Председатель УМК географического факультета

д.г.н., профессор _______________ А.В. Погорелов

подпись

Цели и задачи освоения дисциплины

Целью учебного курса является формирование у студентов экономического образа мышления, позволяющего анализировать деятельность экономических субъектов методами сбора, обработки и анализа экономической информации..

В процессе изучения курса решаются следующие задачи:

- познание экономических категорий, принципов, законов;

- анализ различных экономических теорий и моделей;

- овладение методами микро- и макроэкономического исследования;

- умение применять теоретические знания для объяснения реальных микро- и макроэкономических процессов и принятия практических решений;

- проведение оценки объемов туристской деятельности;

- определения вклада туризма в экономику страны и региона

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Экономика гостиничного предприятия» относится к вариативной части профессиональном цикле цикла основной образовательной программы. С помощью экономической информации студенты должны четко и наглядно представить явления, которые им предстоит исследовать – рынок туристических услуг, уметь дать характеристику структуры, динамику и распределения экономических явлений и процессов, сбора и обработки данных, их анализа. В процессе обучения студенты должны научиться понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их детализировать, систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, комплексно оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности деятельности предприятия.

Профессиональное применение экономических знаний весьма широко, так как организация туроператорских и туристических услуг, услуг питания базируются на экономических показателях. Данная дисциплина связана с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла, прежде всего - на экономическую теорию, маркетинг, менеджмент, стратегическое планирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, данная дисциплина необходима как предшествующая для всего раздела вариативной части профессионального цикла.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В процессе освоения данной дисциплины бакалавр должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурными:

o владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

o способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, проявлять патриотизм, трудолюбие и гражданскую ответственность (ОК-4);

o готовностью соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой (ОК-5);

o готовностью к кооперации с коллегами, бесконфликтной работе в коллективе, быть толерантным к этническим, национальным, расовым, конфессиональным различиям, к восприятию культуры и обычаев стран и народов (ОК-6);

o способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, готовностью нести за них ответственность, руководить людьми и подчиняться (ОК-7);

o стремлением к постоянному совершенствованию и саморазвитию, повышению своей квалификации и профессионального мастерства; готовностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития и устранения недостатков (ОК-8);

o способностью осознать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять мотивацию к профессиональной деятельности (ОК-9);

o способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-10);

o готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

o способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

o способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13).

Профессиональные компетенции бакалавра на основе освоения курса:

в производственно-технологической деятельности:

o готовностью к применению современных технологий для формирования и предоставления гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей (ПК-1);

o владением основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ГПС-2);

o готовностью к разработке и предоставлению гостиничного продукта, в том числе в соответствии с требованиями потребителя, на основе новейших информационных и коммуникационных технологий (ПК-3);

в организационно-управленческой деятельности:

o способностью организовывать работу исполнителей (ПК-4);

o владением навыками определения и анализа затрат гостиничного предприятия и других средств размещения (ПК-5);

o готовностью анализировать результаты деятельности функциональных подразделений гостиниц и других средств размещения, уровень обслуживания потребителей, делать соответствующие выводы (ПК-6);

o способностью контролировать выполнение технологических процессов и должностных инструкций в гостиничной деятельности; готовностью к организации работ по подтверждению соответствия системе классификации гостиниц и других средств размещения (ПК-7);

в сервисной деятельности:

o готовностью к сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями; готовностью к выявлению потребностей потребителя, формированию гостиничного продукта, клиентурных отношений (ПК-8);

o готовностью применять современные технологии гостиничной деятельности в работе с потребителем (ПК-9);

o готовностью применять нормативно-технологическую

- документацию, регламентирующую гостиничную деятельность (ПК-10);

o готовностью использовать оптимальные технологические процессы в гостиничной деятельности, в том числе в соответствии с требованиями потребителя (ПК-11);

o в проектной деятельности:

o готовностью к освоению теоретических основ проектирования функциональных процессов гостиниц и других средств размещения на основе применения современных технологий и методов проектирования

- (ПК-12);

o готовностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации для осуществления проектной деятельности и формирования гостиничного продукта в соответствии с требованиями потребителя (ПК-13);

o готовностью к организации и выполнению проектов в гостиничной деятельности (ПК-14);

o в научно-исследовательской деятельности:

o способностью использовать современные научные принципы и методы исследования рынка гостиничных услуг (ПК-15);

o готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в области формирования и продвижения гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей (ПК-16);

o способностью находить, анализировать и обрабатывать научно- техническую информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий (ПК-17);

o готовностью к применению инновационных технологий в гостиничной деятельности и новых форм обслуживания потребителей (ПК-18).

Дополнительные характеристики компетенций магистра на основе освоения курса:

- понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- обладать способностью использовать статистическую, нормативную и финансовую документацию в туристской и гостиничной индустрии;

Результаты освоения курса:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные категории и понятия экономики туризма и сферы услуг, необходимые для выполнения работ и проведения исследований в сервисной деятельности, экономические методы решения профессиональных задач; методы и способы получения, хранения и переработки информации, структуру локальных и глобальных отраслевых рынков

Уметь: применять экономические методы при решении профессиональных задач; соблюдать основные требования экономической и информационной безопасности; использовать нормативно-правовые акты при работе с документацией.

Владеть: экономическими методами (определение себестоимости, добавленной стоимости, налоговыми отношениями, производительности труда и формы заработной платы, горизонтальный и вертикальный анализ, эффективности капитала, структуры капитала и проч.) изучения, оценки и анализа туристской и сервисной деятельности во всех ее сферах.

Содержание и структура дисциплины

Таблица 1 – Содержание разделов дисциплины

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля Разработано с участием представителей работодателей (указать организацию)
Теоретические основы экономики туристской индустрии Предмет, цели и задачи курса, нормативно-правовое регулирование туристской деятельности, социально-экономическая сущность туризма У, Р ООО «Южная юридическая консалтинговая компания»
Экономические индикаторы Источники информации о финансово-экономическом состоянии предприятия, хозяйственные средства и обязательства предприятия, выручка, затраты предприятия. Движение денежных средств. У ООО «Южная юридическая консалтинговая компания»
Туристский продукт Туристская услуга согласно ГОСТ РИСО 9000 – 2001, особенности турпродукта, туристский ваучер, себестоимость услуг, ценообразование в туризме, добавленная стоимость в туризме У,Р ООО «Южная юридическая консалтинговая компания»
Туристский рынок Особенности туристского рынка, структура туристского рынка, туристское предприятие У,Т ООО «Южная юридическая консалтинговая компания»
Налогообложение в туризме Системы налогообложения в туризме, организационно-правовые формы предприятий, выбор системы налогообложения У,Р ООО «Южная юридическая консалтинговая компания»
Рабочая сила в туризме Классификация персонала, его квалификация, формы и виды оплаты труда, производительность труда в экономике отраслевых рынков У, Р ООО «Южная юридическая консалтинговая компания»
Основной и оборотный капитал Функционирование основного и оборотного капитала, их структура в различных секторах туристского рынка. Показатели эффективности работы капитала У,Р ООО «Южная юридическая консалтинговая компания»
Экономический анализ деятельности Показатели эффективности деятельности предприятия У,Т ООО «Южная юридическая консалтинговая компания»
Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности Анализ ликвидности, финансовой устойчивости, прибыльности, оборачиваемости, рентабельности. Горизонтальный и вертикальный анализ У,Т ООО «Южная юридическая консалтинговая компания»
Экономико-финансовое планирование на предприятии сервиса Цель и задачи планирования. Содержание экономического раздела бизнес-плана. Показатели экономической эффективности проекта У ООО «Южная юридическая консалтинговая компания»
Примечание: Т – тестирование, Р – написание реферата, У – устный опрос, КР – контрольная работа

Таблица 2 – Структура дисциплины, ОФО

Вид работы Трудоемкость, часов
3семестр Всего
Общая трудоемкость
Аудиторная работа:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Контролируемая самостоятельная работа (КСР)
Самостоятельная работа:
Реферат (Р)
Эссе (Э) --- ---
Курсовая работа -- --
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам и т.д.)
Подготовка и сдача экзамена
Вид итогового контроля   экзамен экзамен

Таблица 3 – Разделы дисциплины, изучаемые в 3 семестре, ОФО

№ раздела Наименование разделов Количество часов
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа
Л ПЗ КСР  
Теоретические основы экономики гостиничного предприятия -
Экономические индикаторы
Туристский продукт
Туристский рынок
Налогообложение в туризме
Рабочая сила в гостиничном деле -
Основной и оборотный капитал
Экономический анализ деятельности
Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности
Экономико-финансовое планирование на предприятии сервиса
  Подготовка и сдача экзамена - - - -
  Итого в 3 семестре:
  Всего:

Таблица 6 – Структура дисциплины, ЗФО

Вид работы Трудоемкость, часов
2 курс, 3 семестр Всего
Общая трудоемкость
Аудиторная работа:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа:
Реферат (Р)
Эссе (Э) --- ---
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам и т.д.)
Контрольная работа -- --
Подготовка и сдача экзамена
Вид итогового контроля   экзамен экзамен

Таблица 7 – Разделы дисциплины, изучаемые на 2 курсе, ЗФО

№ раздела Наименование разделов Количество часов
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа
Л ПЗ КСР  
Теоретические основы экономики туристской индустрии - -
Экономические индикаторы -
Туристский продукт - -
Туристский рынок - -
Налогообложение в туризме 13,5 0,5 -
Рабочая сила в туризме 13,5 0,5 -
Основной и оборотный капитал 13,5 0,5 -
Экономический анализ деятельности 13,5 0,5 -
Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности 13,5 0,5 -
Экономико-финансовое планирование на предприятии сервиса 14,5 0,5 -
  Подготовка и сдача экзамена - - -  
  Итого: --
  Всего: --

Таблица 8 – Структура дисциплины, ЗФО СПО

Вид работы Трудоемкость, часов
2 курс Всего
Общая трудоемкость
Аудиторная работа:
Лекции (Л)
Практические занятия лабораторные(ПЗ)
Самостоятельная работа:
Реферат (Р)
Эссе (Э) --- ---
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам и т.д.)
Контрольная работа -- --
Подготовка и сдача зачета
Вид итогового контроля   экзамен экзамен

Таблица 9 – Разделы дисциплины, изучаемые в 3 семестре, ЗФО СПО

№ раздела Наименование разделов Количество часов
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа
Л ПЗ (Лаб) КСР  
Теоретические основы экономики туристской индустрии 0,5 0,5 -
Экономические индикаторы 0,5 0,5 -
Туристский продукт     -
Туристский рынок     -
Налогообложение в туризме 0,5 0,5 -
Рабочая сила в туризме 0,5 0,5 -
Основной и оборотный капитал 0,5 0,5 -
Экономический анализ деятельности 0,5 0,5 -
Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности 0,5 0,5 -
Экономико-финансовое планирование на предприятии сервиса 0,5 0,5 -
  Подготовка и сдача экзамена - - - -
  Итого: -
  Всего: -

Наши рекомендации