Исследование изучаемой проблемы на примере конкретной социальной группы
Практическая часть работы проходит в следующем порядке:
1. Выбрать предмет исследования – трудовой, студенческий или школьный коллектив (10-20 человек).
2. Изучить социально-психологические особенности данной группы по плану (см. п. 2.1.).
3. Выявить проблему актуальную для этого коллектива. Это будет темой вашего дальнейшего исследования. И в итоге - темой вашего курсового проекта.
4. Подобрать методики исследования выявленной проблемы 2-3 диагностики (подробнее об этом см. в п. 2.2.).
5. Проведение исследования.
6. Анализ результатов диагностики.
7. Формулирование рекомендаций и предложений, по устранению выявленной проблемы. Разработка сценария тренинга, праздника или другого мероприятия, направленного на решение данной проблемы.
2.1. Социально-психологическая характеристика группы
Здесь приводится историческая справка: когда был создан данный коллектив, каковы основные показатели его деятельности. Далее дается социально-психологическая характеристика группы на основе наблюдения, изучения и анализа документов, а также беседы с руководителем и членами коллектива.
План социально-психологической характеристики группы:
1. Количество членов группы, пол, возраст.
2. Национальность и социальное происхождение членов группы, если эти показатели влияют на характер их совместной деятельности, межличностные отношения между ними.
3. Наличие неформальных микрогрупп и взаимоотношений между ними.
4. Статус и социальные роли членов коллектива.
5. Обязанности членов группы.
4. Социальные позиции. Их соотношение. Выводы о сплоченности коллектива.
5. Уровень конфликтности членов группы и коллектива в целом.
6. Традиции, существующие в группе.
Для трудовых коллективов: опыт работы членов группы, должность, образование, стаж работы в данном коллективе.
Для большей наглядности материал лучше оформить в виде таблиц, диаграмм, схем.
Помните – после каждой таблицы, диаграммы, схемы должен быть анализ показателей и вывод. Выводы должны соответствовать выбранной теме.
В конце параграфа необходимо сформулировать проблему (задачу) в сфере командообразования, актуальную для данного коллектива. Например, «Анализ данных показал наличие конфликта «личность-группа», который мешает развитию позитивных межличностных отношений и негативно влияет на социально-психологический климат коллектива, что ведет к снижению уровня работоспособности всех членов группы».
2.2. Организация исследования. Анализ результатов диагностики.
Исследование направлено на подтверждение наличия проблемы в коллективе и выявление причин ее возникновения.
При планировании исследования требуется учесть следующие моменты:
1. Исключить использование популярных психологических тестов и вопросников.
2. Полученные данные подлежат глубокому анализу. Результаты анализа оформляются в виде графиков, таблиц.
В исследовании рекомендуется использовать следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование.
Научное наблюдение предполагает четкий план и фиксацию результатов в карте наблюдений.
Алгоритм наблюдения:
1. Составляется схема наблюдения. Например, для выявления командных ролей в группе (по модели Р. Белбина) можно составить следующую схему наблюдения.
Реализатор
- работу выполняет качественно и быстро;
- может работать только по готовому плану, чертежу, схеме;
- выполняет работу лучше других;
- с недоверием относится к новым идеям;
- дисциплинирован.
Контролер
- следит за ходом выполнения работы другими членами команды;
- указывает на ошибки, требует их устранения;
- стремится к получению наилучшего результата;
- беспокоится по мелочам;
- чрезмерно придирчив
и т.д. по каждой командной роли.
2. Наблюдатель фиксирует на бумаге конкретные действия членов группы, слова, невербальное поведение (жесты, мимика и т.д.).
3. По окончании процедуры, записи сопоставляются со схемой наблюдения (п.1). В случае если конкретное поведение соответствует одному или нескольким поведенческим признакам, то в схеме делается пометка.
4. Для каждой поведенческой характеристики (в данном примере - командной роли) рассчитывается суммарное количество пометок (например, для командной роли «реализатор» количество пометок – 3, а «контролера» - 9). Делается вывод о приверженности данного члена команды тем или иным командным ролям.
Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), устным (беседы), и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым. Вопросы для опроса можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовыми (из научных источников).
Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Для получения объективных результатов недостаточно использовать одну диагностику, необходимо провести 2-3 различных диагностики, которые позволят подтвердить результат и более точно выявить причины возникновения проблемы.
В тексте данного параграфа должно быть представлено краткое описание, выбранных методик: название методики, источник информации – книга. сайт; цель проведения методики, инструкция для испытуемого; перечень исследуемых показателей; способ обработки полученных данных (схема наблюдения, формула подсчета и т.д.).
Результаты исследования подвергаются анализу, устанавливаются причины, мешающие эффективному функционированию процесса (социальной группы или заявленной «проблемы» исследования), делаются выводы.
Результаты диагностик должны быть представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков. После каждого рисунка должен быть подробный анализ полученных результатов и вывод.
Из представленных результатов практического исследования должно быть ясно, какие показатели исследуются, каким образом получена информация для анализа тех или иных показателей, каким способом анализируется состояние показателей.
В конце параграфа подводится общий итог, подтверждающий наличие проблемы, заявленной вами как тема курсового проекта. Также необходимо перечислить причины возникновения данной проблемы.
2.3. Рекомендации по решению проблемы. Проект мероприятия.
Исходя из причин возникновения проблемы, описанных в выводе пункта 2.2., в этом параграфе перечисляются формы и методы устранения этих причин – в виде рекомендаций и предложений. Они должны иметь «адресный» характер.
Для того, чтобы грамотно и точно их сформулировать вам необходимо обратиться к теоретическому материалу п. 1.3., где вы описывали методы и приемы развития (коррекции) социально-группового явления, в соответствии с темой вашего курсового проекта. Здесь вам необходимо этот теоретический материал приложить к конкретным условиям данного коллектива и изложить в виде точных рекомендаций (с фамилиями сотрудников, должностями и конкретными мероприятиями).
Пример
Рекомендации по устранению негативного влияния ролевой структуры команды на характер межличностных взаимоотношений в студенческом коллективе группы М-100100 .
В результате проведенного исследования влияния ролевой структуры студенческого коллектива на характер межличностных взаимоотношений в нем установлено, что группа разделилась на 3 подструктуры. В двух их них выявлены конфликтные отношения лидеров друг к другу. В группе 26% студентов занимают неблагоприятные позиции (7% - отвергаемые, 9% - пренебрегаемые, 10% - изолированные), что негативно влияет на результаты учебы и участие во внеучебных мероприятиях. Это снижает уровень социально-психологического климата и повышает конфликтность межличностных взаимоотношений.
В связи с выявленными проблемами рекомендуется:
1. Организовать совместную подготовку к Новогоднему балу. Ответственные – лидеры двух конфликтующих подструктур, которые в равной степени отвечают за подготовку и участие в мероприятии.
2. Выявить потенциальные возможности членов группы, занимающих неблагоприятные позиции в коллективе (Иванов А.А., Петров Б.Б., Сидоров В.В., …). Привлечь их к учебной и вне учебной деятельности в соответствии с их способностями. Например, выступление в межвузовских соревнованиях; подготовка к сессии, объяснение материала отстающим в учебе студентам; помощь в выполнении контрольных и домашних работ.
3. Организовать соревнование с параллельной группой М-100101. По итогам сессии лучшую группу наградить бесплатной поездкой на турбазу.
Также в этом параграфе будет уместным привести пример организации конкретного мероприятия (тренинга, праздника, соревнования), которое, на ваш взгляд, помогло бы разрешить выявленную проблему.
План проекта мероприятия:
1. Название мероприятия.
2. Цель.
3. Ответственные, организаторы (должность).
4. Список участников мероприятия.
5. План подготовки к проведению мероприятия.
6. Описание мероприятия (где происходит, что делают участники). Фрагмент сценария мероприятия.
Заключение
В заключении подводятся основные итоги проведенного исследования, степень решения поставленных во введении задач, основные выводы по теоретической и практической части.