Высаживание, приучение к горшку

Приучать ребенка к высаживанию мы начали с 4-месячного возраста. Технология тут очень простая – пытаешься угадать, когда ребенку захочется сходить (например, сразу после просыпания, если проснулась сухая), берешь ребенка под ножки и держишь над горшком (ведром, миской), приговаривая "пись-пись". Удавшиеся случаи – поощряешь добрым словом. В этом возрасте ребенок уже хорошо отличает поощрительные интонации. К 5-6-месячному возрасту мы уже ловили не менее половины разов, что сразу сократило количество использованных пеленок. К 1 году ловились уже 90% случаев. Тогда же стали приучать ребенка садиться на горшок, вместо держания на руках. К полутора годам ребенок уже устойчиво сам, без просьбы или усаживания, брал горшок и садился, когда хотел; сделав дело – звал нас, требуя, чтобы горшок вынесли. Сейчас, в 1 год и 9 мес., ребенок ходит в туалет так же как взрослый человек – полностью, и ночью тоже, мы уже перестали подкладывать клеенку-пеленку, она спит просто в постели. Наше дело – чтобы горшок стоял в комнате на своем месте, ну и выносить его, когда надо. Недавно ещё были случаи, когда ребенок случайно мог написать куда-то не на горшок (обычно на пол) – раз в неделю или две – сейчас же они, похоже, полностью прекратились. Мне кажется, по сравнению с памперсными детьми, это отличный результат (Примечание последней редакции: сейчас, когда Жене 2,5 года, она не только ходит исключительно в горшок, но и сама этот горшок выливает. Забот с её туалетом не больше чем для взрослого члена семьи). Мне приходилось видеть других детей (соседей или знакомых), которые и в два и в два с половиной стабильно все делали в штаны, обеспечивая родителям веселую жизнь и дополнительную стирку – особенно весело это, конечно, зимой, гуляя на улице. Приходилось видеть также четырехлетних, которым на ночь всё ещё одевали памперс.

Таким образом, простейшими действиями по отказу от памперсов, высаживанию и приучению к горшку родители могут обеспечить сокращение использования пеленок в раннем возрасте, и полностью безпроблемную жизнь в последующем. Люди, использующие памперс, обычно готовы с пеной у рта доказывать, что этим они себе облегчают жизнь, и избавляют от тяжелой работы. На самом же деле они, ничего серьезного не выигрывая, обеспечивают себе ощутимые проблемы на будущее.

Таскание на руках

Днем, когда ребенок не спит, его нормальное место – на руках у матери (речь идет о маленьком ребенке, до 2-3 месяцев). Иногда приходится слышать, что ребенок "оттягивает руки" бедной мамочке, и таскать его очень тяжело. Такой позицией, я думаю, родители только прибавляют себе проблем – потому что ребенок, положенный где-то отдельно, чувствует себя очень плохо, как я написал об этом выше; и склонен много плакать и капризничать. Мы же вели себя согласно биологическим установкам – не отстраняли ребенка от себя. И ребенок в ответ вел себя прекрасно. Мы практически не знаем, что такое капризный, плачущий, вопящий ребенок. Плакала малая редко, недолго, быстро переставая – её плач был сугубо функциональным, сообщить нам, что она записалась, голодная, или проснулась. И не более того.

Месяцев после 3 таскать на руках ребенка надо было уже существенно меньше – она стала проводить время сама по себе, положенная на живот (положение на спине дети не любят, думаю из-за его беспомощности), и разглядывая окрестности. В этом возрасте она уже хорошо распознавала лица и голоса, и ей было достаточно вида мамы рядом. Ещё позже, когда она научилась переворачиваться и ползать, на руках она стала проводить ещё меньше времени – 10-20% времени бодрствования.

Носить ребенка на руках надо предпочтительно в вертикальном положении. Даже самого маленького, до месяца, можно носить вертикально, прислонив к себе, держа рукой под головку. Впоследствии, держа голову самостоятельно, он сам предпочитает вертикальное положение – чтобы смотреть по сторонам было удобно. Горизонтально на руках ребенок укладывается, только когда берет грудь.

Есть важный аспект таскания на руках. Носить в вертикальном положении ребенка надо, прижав его животиком к себе, и разведя ножки в стороны. Точно так же его можно носить, "посадив" себе на бедро, для облегчения веса.

Пару слов о слинге. Нам эту штуку порекомендовали, и она действительно пришлась к месту – серьезная доля пользы от него есть. Если, скажем, с ребенком надо идти куда-то далеко – то однозначно это легче делать, положив ребенка в слинг. Однако по дому таскать ребенка куда проще на руках.

У таскания на руках есть и ещё одно серьезное (на мой взгляд) обоснование. Оно изложено в книге Ж.Лендлофф "Как вырастить ребенка счастливым". Вкратце эту мысль можно изложить так: на складывающийся характер ребенка влияет в немалой степени суммарное настроение, которому ребенок подвергался в раннем детстве. Если ребенок множество раз в своей жизни ощущал смертельный ужас и чувство брошенности – то это наложит серьезный негативный отпечаток на его мироощущение, он не сможет в полной мере относиться к миру с доверием и испытывать счастье. Ребенок же, которому не отказывают в таскании на руках – будет находиться с миром в ладах и быть способным испытывать счастье в гораздо большей степени. Наблюдая за ребенком, который сейчас действительно практически всё время выглядит счастливым – в этот тезис вполне верится.

Иногда приходится слышать, что если ребенка приучить к рукам – то, мол, он потом с рук не слезет. Это полная ерунда. Оттаскавшись свое на руках – в основном в первые месяцы жизни – ребенок потом прекрасно с рук слезает где-то в том возрасте, когда ему становится интересней везде ползать и всё исследовать – и достаточно вида мамы неподалеку.

Наши рекомендации