Компьютерная индустрия

В основе прикладных наук, связанных с компьютерами, лежит математика, и, следовательно, требуются способности к пространственному мышлению, что привело к преобладанию мужчин в этом деле. Тем не менее в некоторых разделах этой науки, таких, как программирование или оформление интерфейса пользователя, требуется главным образом понимание психологии человека а не математика, и именно здесь трудится наибольшее количество женщин. Результаты обследования <Американская деловая женщина в компьютерной индустрии> показали, что количество женщин, занимающихся компьютерными технологиями, неуклонно снижалось с 1993 по 1998 год. Причиной этого, по данным обследования, было падение у женщин интереса к соответствующей специализации во время учебы. Было также установлено, что вероятность использования компьютера на рабочем месте у женщин вдвое выше, чем у мужчин. 84% женщин, свидетельствуют данные обследования, считают компьютер всего лишь средством, обогащающим творческие возможности, и только 33% мужчин были с этим согласны. По мнению 67% мужчин, важнее технология или игра на компьютере; согласились с этим 16% женщин.

Математики и бухгалтеры

Мужчины, которые поступили на работу, требующую пространственного мышления, обычно не оставляют ее и, как правило, доминируют в таких профессиях. Большинство преподавателей математики до сих пор мужчины, хотя пропорциональное соотношение между мужчинами и женщинами в этом деле постепенно выравнивается. В 1998 году в Великобритании 56% учителей математики составляли мужчины, и 44% - женщины. Какое же объяснение росту числа женщин в этой профессии мы предлагаем? Вероятнее всего, это связано с тем, что женщины лучше приспособлены к преподаванию, взаимодействию с людьми и организации групповых действий, а также старательнее мужчин при изучении основ предмета. Поскольку преподавание требует повторения одного и того же материала снова и снова, они великолепно справляются с большинством предметов, включая математику. В этом кроется также объяснение того, почему возрастает количество женщин в бухгалтерском деле. Бухгалтерское дело превратилось в науку о купле-продаже, где требуется обворожить покупателя, к чему женские мозги приспособлены лучше, а расчетные функции отошли на второй план. В больших фирмах теперь часто можно увидеть женщину-бухгалтера, которая ахает и охает с покупателем, завоевывая его расположение, а младший персонал, представленный мужчинами, трудится в общей комнате над математическими расчетами. Там же, где не обойтись без пространственного мышления и математической логики, по-прежнему доминируют мужчины. Вот почему 91 % статистиков и 99% инженеров - мужчины.

При прочих равных условиях...

В Австралии инженеры-женщины, которых всего 5%, имеют среднюю зарплату на 14% выше, чем мужчины. Это показывает, что при равных способностях к пространственному мышлению женщины имеют более высокий уровень квалификации, чем мужчины. Женщин-чемпионов среди профессиональных мотогонщиков практически не было с момента изобретения автомобиля, но в гонках за лидером около десяти процентов участников и чемпионов - женщины. Почему? Гонка за лидером не требует пространственной ориентации, нет нужды непрерывно оценивать скорости, углы, повороты, не надо вести сложной одновременной работы со скоростями и тормозами. Гонщики за лидером двигаются по прямой, и побеждает тот, кто быстрее среагировал на зеленый свет - а в быстроте реакции женщины превосходят мужчин. Если способности к пространственному мышлению равны, то женщины выполняют работу на более высоком уровне, чем мужчины. Хотя у большинства женщин - гонщиков за лидером, которым мы предлагали пройти тестирование на особенности функционирования мозга, была выявлена преимущественно мужская ориентация мозга по сравнению с другими женщинами, они тем не менее говорили о достоинствах гонок за лидером с точки зрения взаимоотношений, существующих в этом виде спорта. <Работать с этими парнями - одно удовольствие, каждый отлично сработался с командой>, или <Мы все - хорошие друзья>. Гонщики-мужчины, говоря о достоинствах, упоминают получение призов, отличные технические характеристики машин и распространяются об авариях, в которых они чудом уцелели.

Мальчики и их игрушки

Мальчики любят свои игрушки - вот почему 99% всех патентов зарегистрированы на мужские имена. Девочки тоже любят играть с куклами, но обычно к 12 годам, когда начинается превращение их в юных женщин, теряют к ним интерес. Мужчины никогда не расстаются со своей одержимостью по отношению к практически бесполезным игрушкам, которые отвечают их пространственному мышлению, - они просто начинают тратить на них больше денег. Им нравится карманный телевизор, мобильный телефон в форме автомобильчика, они любят компьютерные и видеоигры, сложные игрушки-конструкторы, лампы, которые включаются - выключаются голосом, и абсолютно все, что имеет мотор. Если предмет гудит, мигает и требует не менее шести батареек, большинству мужчин захочется его приобрести.

Наши рекомендации