Как возникают ментальные модели?
2.2.1 Новорожденный ребенок — чистый лист, но затем на него оказывают влияние культура, общественное мнение, ментальные модели окружающих его взрослых. Кроме того, опираясь на собственный опыт, мы сами конструируем наши ментальные модели одним из четырех способов.
• Вычеркивание — мы не можем замечать и обрабатывать всю поступающую к нам извне информацию, а также реагировать на нее. Поэтому мы отбираем и фильтруем информацию в соответствии с нашим настроением, привычками и внимательностью. Мы можем не замечать то, что не считаем важным. Когда наши ментальные модели сформированы, вычеркивание поддерживает их в исходном состоянии. Часть опыта просто не попадает к нам в память или не задерживается в ней.
• Конструирование — мы можем и достраивать реальность, додумывая то, чего нет на самом деле. Мы легко находим объяснения и затем принимаем их за реальность. На этом принципе основаны многие оптические иллюзии.
• Искажение — переиначивание фактов и событий, их неоднозначное толкование. Мы что-то преуменьшаем, а что-то преувеличиваем, подтасовывая получаемый опыт.
• Обобщение — мы делаем общие выводы из случайных единичных событий. В обобщении как таковом нет ничего плохого, без обобщения мы не смогли бы обучаться, нам необходимо классифицировать вещи, чтобы понимать, как с ними обращаться. Но иногда обобщение играет с нами плохую шутку, загоняя в рамки ложных стереотипов и заставляя испытывать предубеждение. Мы слишком часто неконструктивно используем слова «всегда», «никогда», «все», «каждый», «никто».
2.2.2 Есть несколько причин, приводящих к искажению восприятия опыта.
• Регрессия. Не стоит базировать предсказания на экстремальных событиях. Если мы интерпретируем возвращение после резкого пика или спада к нормальным показателям как подтверждение правильности наших действий, это может ввести в заблуждение. Например, в бизнесе за экстремальным спадом продаж обычно следует улучшение ситуации, что можно ложно объяснить новой политикой руководства.
• Временные рамки. Ожидать подтверждения правильности действий имеет смысл в течение определенного периода времени, иначе можно ложно связать возможную причину и предполагаемое следствие. Пообещав ребенку награду за хорошую учебу, вы можете, увидев через полгода улучшение в его оценках, ошибочно привязать этот факт к вашему обещанию премирования. Но, согласно закону регрессии, основанном на математической статистике, оценки ребенка почти гарантировано будут улучшаться время от времени. При этом вы с удовлетворением решите, что ваши методы правильны, и будете практиковать их и дальше.
• Избирательная, односторонняя трактовка опыта. В этом случае вы запоминаете только определенный тип исхода событий (только положительный или отрицательный), манкируя другим. Например, вам кажется, что телефон всегда звонит в самый неподходящий момент — когда вы моетесь в душе или смотрите интересный фильм. Но вы просто замечаете эти неприятные моменты, выделяя их из череды других. Кроме того, вы создаете обратную усиливающую связь, ожидая подобных ситуаций. В результате вы еще больше отмечаете такие раздражающие мгновения и акцентируете на них свое внимание, принимая их за систему.
Если вы хотите совершенствовать свои ментальные модели, то старайтесь объективно воспринимать свой опыт: запоминайте и анализируйте все исходы событий, привязывайте свои ожидания к определенным временным рамкам.
Причина и следствие
2.3.1. С точки зрения системного мышления причинно-следственные связи не так просты, как мы привыкли думать, поскольку на них влияет много условий и факторов, которые сложно предвидеть и оценить. Например, один и тот же вирус по-разному влияет на разных людей, в зависимости от их иммунной системы, возраста, времени года и даже настроения: кто-то может перенести болезнь легко, кто-то не заболеть, кто-то попадет в реанимацию, а у кого-то болезнь может иметь отдаленные последствия. Даже то, что верно в большинстве случаев, может оказаться неверным в конкретном случае.
В системах более эффективно рассуждать не категориями причин и отдельных событий, а категориями факторов, оказывающих влияние, и взаимосвязей этих факторов.
2.3.2 Системное мышление раскрывает три ошибочных утверждения, которые обычно приписываются причинно-следственным связям:
• Заблуждение 1. Причина и следствие — разделимы, во времени и пространстве следствие всегда идет после причины. Широко известен парадокс «курицы и яйца» — что из них первично? Тот же вопрос встает и в примере с возникновением дефицита и паникой по поводу его возможного возникновения. Очень часто мы сталкиваемся с круговой зависимостью: если двигаться в одном направлении, рано или поздно вернешься в точку старта. В системах простодушная схема «причина — следствие — стоп» редко работает, потому что причина может быть следствием и наоборот. К тому же парадигма «причина — следствие — стоп» разделяет и разобщает картину мира, отделяя нас от нашего опыта. Цикличное, контурное мышление более гибкое.
• Заблуждение 2. Во времени и пространстве следствие идет СРАЗУ за причиной. Действительно, так проще установить взаимосвязь между причиной и следствием, но реальность и системы редко бывают просты. В системах часто присутствует фактор временной задержки, и следствие может наступить в совершенно другой части системы, далеко в пространстве и времени от причины. Поэтому в системах нельзя ограничивать поиски следствия местом возникновения причины. Это приводит к неверным выводам, о чем хорошо знают врачи, которые при болях в спине проверяют не только позвоночник, но и сердце, и аппендикс. Особенно внимательно надо относиться к повторяющимся событиям, ища в них приметы паттерна — клише, образца повторяющихся событий, дающих ключ к пониманию системы.
• Заблуждение 3. Следствие пропорционально причине. В случае взаимодействия материальных предметов, скажем, их столкновения, это действительно верно. Но в случае воздействия на живые организмы — далеко не всегда правильно. Крошечный вирус столетия назад мог уничтожить целую деревню, а если ударить собаку, она не просто отлетит на положенное физикой расстояние, но и может укусить. Иногда воздействие на систему может не вызвать никаких последствий, потому что у системы есть свой порог восприятия. Кроме того, помимо открытых систем, таких как человек (зависящий от кислорода, пищи, воды, других людей), существуют и закрытые системы, изолированные от воздействий внешней среды и зависящие только от начальных условий (например, термостат).
Теория хаоса
Открытые живые системы (люди, животные, климат, экосистемы) очень непредсказуемы. Например, один и тот же человек может по-разному вести себя в одинаковых обстоятельствах, стоит лишь немного изменить начальные условия.
Многим известен и термин «эффект бабочки», который стал использоваться после лекции метеоролога Эдварда Лоренца «Может ли хлопанье крыльев бабочки в Бразилии вызвать ураган в Техасе?». В ней он продемонстрировал, что в таких открытых и сложных системах, как погода, небольшие изменения в начале исследований (вроде округления показателей не до шести цифр после запятой, а до трех) могут кардинально изменить конечные результаты. Подобными чувствительным системами, в которых малейшие изменения начальных условий могут привести к глобальным изменениям, занимается теория хаоса.
Но даже в хаотических системах можно найти схожие структуры событий, паттерны, повторяющиеся на разных уровнях. Оказывается, хаос тоже можно подчинить себе и поведение даже сложнейших систем могут определять простые правила.
• В первую очередь для понимания сложных систем надо определить их границы. Во время ремонта дома вы можете просто перекрасить стены и побелить потолки, а можете поменять проводку, трубы, паркет, сделать перепланировку, согласовать ее — и так до бесконечности. Важно определить границы.
• Затем надо найти аттракторы — стабильные состояния, к котором стремится система. Например, вода из крана может либо капать, либо литься сплошной струей, третьего не дано, эти два состояния — аттракторы данной системы.
• Для изменения сложной системы, например бизнес-организации или политического строя, надо сначала их дестабилизировать (дестабилизировать предыдущий аттрактор), а затем найти новый аттрактор, новое устойчивое состояние. Так можно обновить не только структуру бизнеса или государства, но и изменить их ценности и философию. Точно так же человек может достичь и изменений в своей жизни. Сначала дестабилизируйте свой настоящий статус, спросите себя, чему служат ваши сегодняшние привычки и что способствует сохранению вашего настоящего состояния? Затем создайте новый аттрактор, подумав, какую новую привычку вы хотите сформировать.
За пределами логики
Думая, что логика — лучшее подспорье для объективного понимания окружающей нас действительности, мы совершаем большую ошибку. Чтобы осмыслить системы, одной логики мало. Большинство творческих озарений, может, и основываются на годах кропотливой работы (не без участия логики), но рождаются благодаря эмоциональным и ассоциативным интуиции и воображению, а уже затем под них пытаются подвести логическую базу. Почему же логика бывает неэффективна?
• Формальная логика причинно-следственной связи не подразумевает временных рамок, тогда как системы существуют во времени и учитывают время. Если температура вашего тела поднимется, то вы вспотеете, если вы вспотеете, то температура вашего тела понизится. Получается, что если температура вашего тела поднимается, то она понижается — бессмыслица с точки зрения логики, не учитывающей фактор времени.
• Формальная логика безоружна перед самоприменением (рекурсией). Самоприменение означает, что оценка распространяется и на саму оценку. Например, «не надо стыдиться своего стыда». К рекурсии относится и знаменитый парадокс Эпименида, в котором житель Крита утверждал, что «все жители Крита — лжецы» (если так, то и он лжет, что они лжецы, а значит, он не лжец и он прав, и так до бесконечности…). Часто советы, данные в форме рекурсии, такие как «Будь самостоятельным и не слушай ничьих советов!», ставят в тупик, так как тогда не надо прислушиваться и к этому совету. Выход состоит в том, чтобы занять метапозицию (мета — от греческого «над» или «вне»), — выйти из системы, посмотреть на нее со стороны и осознать истинный смысл сказанного.