Увеличивайте, развивайте, расширяйте
КакРоберт Нарделли отремонтировал Home Depot
Наша основная задача заключается в улучшении всего, чем мы занимаемся. Базой для этого является наша стратегия, направленная на укрепление ядра, развитие нашего бизнеса и расширение наших рынков. <...> Все эти три принципа, будто на скрижали, запечатлены в истории нашей компании и стоят вне времени.
РОБЕРТ НАРДЕЛЛИ,
председатель совета директоров
Home Depot
Это было одним из последних мест, где можно обнаружить лидера свободного мира.
В конце 2003 года Джордж У. Буш появился (не где-нибудь) в Home Depot, расположенном в пригороде Хейлторпа, штат Мэриленд. Рядом с 44-м президентом США стоял Роберт Нарделли, исполнительный директор Home Depot, тринадцатой по величине компании в США.
Нарделли был знаком с лидерами многих компаний, государств и наций. Ярый республиканец и преданный сторонник Буша, он совершил по крайней мере три визита в Белый дом. В ходе одного из этих визитов президент Буш отдал должное исполнительному директору Home Depot, поблагодарив за поддержку работников, отправленных в Ирак.
Быть на короткой ноге с президентами совсем недурно для второго парня (первый — Джеймс Макнерни), не получившего место Уэлча. В конце 2000 года, после того как Уэлч выбрал Джеффа Иммельта, Home Depot меньше чем за ночь решила крепко ухватиться за Нарделли (он сам сказал, что на это ушла неделя). Впервые за 20 лет компанию возглавил человек со стороны. Казалось неважным то, что Нарделли не имел опыта ни в розничной торговле, ни в работе непосредственно с клиентами. Как и многие компании, основанные дальновидными лидерами, Home Depot переросла рамки своей инфраструктуры и крайне нуждалась в сильном, способном лидере.
Нарделли обладал безукоризненной репутацией, за пять лет он увеличил стоимость компании GE Power Systems с 6 до 15 миллиардов долларов. Уэлч утверждал, что за сорок лет его работы в GE никто из лидеров не добивался лучшего роста. Более того, он заявил, что показатели финансовой деятельности Нарделли превосходили показатели любого менеджера за всю историю GE, включая его собственные.
Нарделли провел около тридцати лет в GE, занимая более дюжины различных руководящих должностей, прежде чем перешел в Home Depot.
На посту исполнительного директора GE Power Systems (это его последняя должность в GE) Нарделли приобрел 50 компаний и умножил доходы организации на ошеломляющие 700%. Директор по кадрам GE Билл Конати отметил: «Джек и я были в восторге от его исполнительности».
Пятая Е?
«В восторге от его исполнительности». Это подходящее выражение, для того чтобы описать реакцию на деятельность Нарделли. Более чем за тридцать лет работы в GE он занимал множество руководящих должностей и каждый раз на новые задачи отвечал превышением финансовых показателей, а также отвечал ожиданиям окружающих. Когда в 2005 году его спросили, какова специфика применяемой им модели 4Е как в GE, так и в Ноте Depot, он предупредил, что данная модель не достаточна для определения всех качеств успешного лидера. При этом он раскрыл весьма интригующий факт в отношении 4Е:
Я добавил еще пару Е. <... > Я ввел Е, называемое исполнительностью, а так как работал в Ноте Depot, то добавил еще одно Е - выносливость. <...>
Я помню, что мы были закрыты только два дня в году - в День благодарения и на Рождество, таким образом, выносливость - еще одно чрезвычайно важное качество, необходимое в розничной торговле.
Вспомните, что Уэлч писал вначале только о ЗЕ и что четвертое Е было добавлено позднее. Могло ли быть так, что четвертое Е добавил Нарделли, а не Уэлч? Возможно, это не больше чем просто ирония, так как именно Уэлч обладал всеми 4Е, и именно Ларри Боссиди написал в соавторстве книгу-бестселлер под названием «исполнительность».
В любом случае, никто не спорит, что Нарделли был лидером, добивающимся таких показателей, которые могли бы впечатлить каждого. И он, безусловно, служит типичным примером модели лидера 5Е, включая его собственное Е — выносливость (Нарделли работал в GE почти тридцать лет, со времен администрации Никсона). Home Depot открыта 363 дня в году, что означает — покупатель может прийти туда в любое время. Принцип «наши двери всегда открыты» стал одним из факторов успеха крупнейшей в мире розничной сети Wal-Mart. (В интервью с автором данной книги в 2003 году бывший исполнительный директор этой компании Дэвид Глас сказал, что такого рода политика стала одной из причин столь успешной деятельности организации, ведь мелкие магазины закрываются на выходные.)
В чем же был секрет блестящего успеха Нар-делли? В интервью представителю автора зимой 2005 года Нарделли описал свое обучение в GE следующим образом: «Мне предоставили колоссальные возможности познакомиться с разнообразными компаниями и рынками». Нарделли добавил, что он оказался в «самом лучшем профессиональном и образовательном окружении, которое только возможно». Каковы были результаты всего этого обучения?
Чему я научился, так это умению оценивать компанию, рынок, отрасль и на основе этого выстраивать действенную и связующую стратегию, которая формирует оптимистическое видение у всех сотрудников.
Примечательно, что Нарделли за время пребывания в GE управлял 13 разными компаниями. Когда началась гонка за кресло Уэлча, всем стало понятно, что те два кандидата, которые не получат заветную должность на вершине GE, могут быть уверены, что смогут легко получить место СЕО в любой американской компании, где открыта такая вакансия, а также в некоторых компаниях, где это место пока не освободилось. Как только Уэлч это понял, он поступил довольно неожиданно: он сказал каждому из трех кандидатов, что если тот не получит его место, то вынужден будет покинуть GE.
Затем он сказал каждому из них, чтобы все выглядело совсем гладко, что теперь им нужно будет подготовить себе СЕО в преемники в течение б месяцев (в GE все руководители крупных подразделений называются СЕО). И после этого Уэлч публично назвал имена этих будущих СЕО.
О чем Уэлч думал, когда проделывал все это? Во-первых, он понимал, что с вероятностью в 99% двое проигравших так или иначе уйдут из компании (ни один сильный и способный специалист такого класса не останется там, где его обошли, — этих троих он избавил от такой ситуации).
Еще Уэлч думал об интересах GE, как он понимал их. Борьба за главный приз будоражила компанию, и он решил немного разрядить атмосферу, открыв еще три забега. В преемники Иммельту, Макнерни и Нарделли Уэлч выбрал менеджеров класса А, каждому из которых на тот момент было 43 года:
Назначив этих трех звезд на новые должности, я поменял правила игры. Хотя 300 тысяч сотрудников, включая меня, не знали, кто будет их председателем, работники трех наших крупнейших компаний совершенно точно знали, кто будет их следующим СЕО.
Нарделли, как и Макнерни, узнал, что не получит должность Уэлча от самого Уэлча. Глава GE тайно посетил каждого из трех своих потенциальных преемников в их родных городах, воспользовавшись реактивным самолетом, чтобы лично сообщить им новости. Нарделли поверить не мог что Уэлч его не взял. «Я требую объяснений!» — бросил он Уэлчу в лицо.
Мгновение спустя после того, как в GE объявили, что преемником Уэлча стал Иммельт, Нарделли позвонил член совета директоров GE и сотрудник Home Depot Кен Лангон: «Наверное, ты чувствуешь себя отвратительно, но тебя только что лягнули копытом с золотой подковой, и эта подкова сейчас у меня». Но очень быстро стало понятно, что Ноте Depot была не единственной компанией, которая хотела заполучить Нарделли. Среди желающих появились такие компании, как Kodak, Ford и Lucent.
Меньше чем за 7 дней в Home Depot освободили место Нарделли, дав отставку прежнему СЕО и соучредителю Артуру Бланку. Как самоуверенный сын, которому отец сказал, что он хорош, но недостаточно, Нарделли ринулся неистово доказывать, что он был и остается самым лучшим из окружения Уэлча (официально Нарделли отрицает, что чувство уязвленности служит его побудительным мотивом).
ЛИДЕР 4Е РАЗРАБАТЫВАЕТ ПЛАН КАДРОВОЙ