Специфика конфликта в орг-ии, осн типы конфл в орг-ии
Соц. организации: характерные черты, виды.
Соц. организации в широком смысле – любая орг-я в общ-ве; в узком – соц. подсистема орг-ии. Соц.орг-я – система отношений, кот. оюъединяет число элементов и групп для достиж. опр-й цели, кот. нельзя достичь в одиночку. Соц.группы создают коллектив. Характерные черты: 1) Созданы для достиж. опр-й цели, кот. нельзя достичь в одиночку. 2) Есть иерархическая лестница (роли, статусы) 3) Есть разделение труда (Пригожин). Орг-ии строятся по вертикали и горизонтали. Орг-ии различ. в соответствии с осн. сферами жизнидеятельности общ-ва. Виды: 1) деловые (фирмы) 2) Общественные (партии) 3) Промежуточные (товарищества) 4) Ассоциативные (клуб по интересам). По отраслям мб финансовые, лечебные, культурные и пр. Типы орг-й: 1) Формальная (юрид. нормы, специализация, раздел.труда) 2) неформальные (спонтанно сложивш. система связей и взаимодействий) Осн. черты неформ. орг-ии: 1)спонтанность фозникновения 2) функционир-е параллельно с формальной орг-й 3) неделовое содержание межличн отношений Осн. черты формальн. орг-и: 1) Рациональность 2) Безличность 3) Служебн отношения 4) Функциональность 5) Наличие персонала
Динамика развития орг-ии
Организацион развитие – плановый, управляемый, систематический процесс преобразований в области культуры, систем и поведен орг-ии с целью повыш эффективности орг-ии в реш проблем и достижении целей.Харктеристики процесса развит орг-ии: 1)Это планируемый и долгосрочн процесс 2)это процесс, ориентир на проблемы 3)ориентир на действия 4)вкл процессы обучения. Грейнер выделил 5 этапов развития орг-ии: 1) Творчество (общение м/у сотрудниками интенсивно и носит неформал хар-р/ упр-е подчинено имеющимся ресурсам/ фокус на продажу нов продукта/услуги) 2) направленный рост (наличие четк структуры с опр-ми ролями и должностн обязанностями/ учет и отчетность/мониторинг, контроль и планирование/коммуникации становятся более формальными) 3)рост ч/з делегирование (рост мотивации, распределение обязанностей) 4)Рост ч/з координацию (внедрение/пересмотр формальных процедур планирования/найм спец персонала/разработка нов продуктов) 5)рост ч/з сотрудничество (косандное взаисодействие при реш проблем, внедрение программ образования, тренингов/сам выс приоритет отдается творч-ву). Др классификация стадий развит орг-ии: 1)Зарождение 2)интенсивный рост 3)Стабилизация 4)спад (ситуация кризиса). Стили деят-ти на разных этапах: 1)Зарождение = стиль «Семья» (свобода, расслабление, есть удобства, псих климат уютный, неформал общение) 2)интенсивн рост = «конвейер» (механистичная, рабочая атмосфера/ интересы сотрудника подчинены интер-м орг-ии/ важны корпоратив праздники) затем => стиль «рынок» (конкуренция, дух соревнования/ ценно умение рисковать) 3) стабилизация = «коммуна» (слаженность кол-ва, хор условия труда, признание индивидуальности). В орг-ии можно выделить 4 уровня изменениях: 1)измен в знаниях (требует минимум времени и затрат, достаточн провести прогр обучения). 2)изменения в индивид-х установках (требует времени и затрат) 3)изменен в индивид-м поведении (еще больше времени и затрат, чел должен получить + опыт нов поведения) 4)изменен в групповом поведен (максимум времени и ресурсов). Процесс подготовки и проведен изменений должен вкл: 1) подведение итогов и восхвален прошлого 2)Обоснование изменений (аргументированная причина объясняющая нововведения) 3)создание преемственности м/у прошлым и будущем (часть ценностей прошлого будет сохранена).
Проблема бюрократии в орг-ии
В наше время бюрокр – негативное явление. Бюрокр – соц. гр. члены кот. профес-но занимаютсмя упр-ем. Есть иерархия кот характериз правами и обязанностями. Термин был введен в 1745 г. с уничижительным значен. Бюрокр=»господство концелярии». Затем понятие бюрокр в науку ввел М.Вебер как эффективн инструмент упр-я. Вебер выделил св-ва идеальн бюрокр: 1) Безличн хар-р (власть постам, а не люд кот их занимают) 2) Принцип иерархии 3) Раздел труда в обл упр-я 4) Правила отбора работников (отбор основан строго на квалификации, все равно на статус, деньги и пр.) 5) правила, инструкции 6) Карьерный принцип 7) Сосредоточ на одном занятии 8) Хор з/п. Такой вид бюрокр не может сущ-ть в реале. Минусы бюрокр хар-т Мертон: одни правила и бумаги, нет творчества. Он наз. это «обучение неспособности». Соц-псих негатив черты бюр: 1) Бесчеловечность 2) Несовмест с развитой личностью 3) Приспособленчество 4)Игнор межличн отн-й Виды бюр: 1) Классич (модель Вебера) 2) Профессиональн 3) Адхократия (временная специализированная власть)
Специфика конфликта в орг-ии, осн типы конфл в орг-ии
Конфл в орг-ии –откр форма противореч, возник в процессе взаимодейств люд при решен вопр производств-го и личн хар-ра. Предтеча конфл-соц напряженность (наруш соц справедливости и нормал отноше в коллективе). Факторы способств соц напр мб 1) Внутр (внутр орг-ии) 2) Внешн (извне) Конфл в орг-ии = конфронтац частн и общ интересов. Соотнош интересов мб: 1) Полное тождество 2) различ в интересах 3) противополож интер. В орг след типы конфл: 1) реакц на препятств достиж цели труд деят-ти 2) //-// личн цели работников 3) восприят поведен членов коллектива несоответств соц нормам 4) личные конфл м/у сотрудниками. Виды конфл: 1) горизонтал 2) вертикал 3) смешан Вертикал и смеш – 70/80 % конфл. Конфл мб 1) конструктивн 2) деструктивн Также мб 1) Внутриличн (ролевой) 2) Межличн 3) личн-группа 4) межгруп Последствия конфл мб 1) функциональные 2) дисфункционал