Цель и задачи дисциплины

Цена – это основная категория рынка. Все понятия, составляющие основу товарных рынков, аккумулируются в ценах на товар и составляют их сущность. Цена является характеристикой товара. В цене товара выражается нужда, потребность, запрос, целесообразность обмена и свершения сделки.

При реализации продукции или услуги всегда возникает вопрос о цене, так как цена является важным критерием привлекательности товара для потребителя.

Эффективность продукции, выпускаемой предприятием (при любой форме предпринимательской деятельности), апробируется рынком, ценой её реализации. Выгодна или невыгодна данная продукция, нужна она потребителю или нет, подтверждается рынком и ценой продукции. Принятая предприятием цена на продукцию – это итог его производственной деятельности.

Процесс формирования цен достаточно сложен и часто преследует одновременно несколько задач, например, получение максимальной прибыли и завоевание большей доли рынка.

Цена, будучи фундаментальной экономической категорией, является объектом её рассмотрения. Вопросы уровней цен и их особых форм раскрываются и изучаются в трактовке экономической теории как единства микроэкономики (экономики фирмы), мезоэкономики (экономики региона, сферы, комплекса), макроэкономики (национального хозяйства), метаэкономики (мировой экономики) на всех названных уровнях.

Подходы к определению сущностных характеристик стоимости отмечены в трудах античных мыслителей, философов Китае и Индии. Первым в истории экономической мысли учёным, который попытался найти закон образования и изменения цен, был Аристотель (1У век до н.э.).

Вне зависимости от типов рынков и общественно-экономических формаций цена представляет результативный показатель деятельности предприятий любой формы собственности.

Отсутствие понимания сущности цены, формирования и установления цены и замалчивание её законодательного понятийного определения, отсутствие как таковой ценовой политики приводят на государственном уровне к дестабилизации экономики, усилению инфляционных процессов и увеличению бюджетных расходов, отсутствию скоординированной таможенной и налоговой политики. На уровне предприятия всё это ведёт к финансовым потерям и банкротству.

Знание вопросов ценообразования, т.е. процесса формирования цен на товары и услуги, определяет первостепенную их роль в структуре экономики.

Обоснованная и квалифицированно реализуемая в государстве политика формирования цен и ценообразование на уровне предприятия не только значительно улучшает общий менеджмент на предприятии и системное качество принимаемых управленческих решений, но также сокращает сферу сопряжённой с такими решениями коммерческой и социальной угрозы.

Формирование цен зависит от множества факторов, которые необходимо учитывать, прежде чем принять цену на продукцию, предлагаемую к реализации на рынок. Мировая экономика – сложная система, которая включает в себя большое количество составляющих ее элементов. Основу этой системы образуют международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так в рамках отдельных стран в зависимости от их места и доли в целом оказывает влияние на функционирование мирового хозяйства.

Дисциплина «Ценообразование» относится к числу фундаментальных экономических дисциплин.

Настоящая программа является единой для всех экономических специальностей МГУТУ, как дневного, заочного полного, заочного сокращенного, так и вечернего отделений. Вместе с тем в зависимости от количества часов, выделяемых на данную дисциплину на разных курсах, возможна корректировка тематического плана, увеличение или уменьшение времени, выделяемого на самостоятельную работу студентов, на изучение отдельных тем и включение в курс дополнительных тем.

Объектом изучения дисциплины «Ценообразование» – является цена, как экономическая категория, виды цен, методы управления ценообразованием и основные методы формирования цен.

Целью учебной дисциплины «Ценообразование» является обеспечение глубоких знаний студентов в области методологии ценообразования и методов ценообразования на различных типах рынков. Знание студентами системы и видов цен в рыночной экономике, понимание ценовой политики предприятии и стратегии политики цен, а также формирование у будущих специалистов практических навыков по формированию различных видов цен на предприятиях разного профиля, развитие понимания задач ценообразования и функций цены.

Изучение учебного курса «Ценообразование» обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта Федерального агентства по образованию РФ по специальности 080109 – «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит», 080502 «Экономика и управление на предприятии», 080503 «Антикризисное управление». Дисциплина играет важную роль в профессиональной подготовке специалистов в сфере финансово-экономической деятельности предприятий.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

- различные теории и подходы к определению цены; закон стоимости;

- связь между ценами и инфляцией;

- место цены в гражданском законодательстве;

- задачи ценообразования;

- функции цены;

- место цены в условиях рыночного механизма самоуправления экономики;

- состав и структуру цены;

- сущность и цели ценовой политики предприятия;

- виды и особенности ценообразования на различных типах рынков;

- основные методы ценообразования

б) уметь:

- провести расчёт планируемой оптовой цены изготовителя, свободной отпускной цены изготовителя, оптовой цены закупки, розничной цены;

- определить цену на основе полных затрат;

- определить цену агрегатным методом;

- определить цену бальным методом;

- определить цену параметрическим методом

в) иметь представление;

- о факторах, определяющих чувствительность покупателя к уровню цен;

- о системе и видах цен в рыночной экономике;

- о цене расходов на транспортировку товаров по базисным условиям «Инкотермс 2000»;

- о стратегиях политики цен;

- об определении цены на основе кривой освоения и графика безубыточности;

- о содержании основных этапов расчёта цены

-обладать знанием закономерностей и особенностей формирования цены для разных типов предприятий и на разных стадиях движения товара от производителя к потребителю;

-оценивать влияние разных факторов на величину цены.

1.2. Содержание дисциплины

Наши рекомендации