Тема: Знакомство с интерфейсом Trixbox

Лабораторная работа №1

Цель работы: Получить навыки работы среде Trixbox и конфигурировать его для совершения звонков с одного внутреннего SIP клиента на другой.

Теоретические данные:

В данной работе будет проведено теоретическое описание интерфейса Trixbox, его функциональные возможности и недостатки.

Для организации передачи голосового трафика через IP сети становится необязательным, а тем более не рентабельным, заводить каждому VoIP серверу индивидуальное аппаратное обеспечение для проведения лабораторных работ. Эта задача решается путем виртуализации действий вычислительной техники программными модулями.

Аппаратная виртуализация позволяет запускать на одном физическом компьютере (хосте) несколько экземпляров операционных систем (гостевых ОС) в целях обеспечения их независимости от аппаратной платформы и эмуляции нескольких (виртуальных) машин на одной физической.

Гипервизор – небольшой промежуточный слой программного обеспечения, который позволяет создавать виртуальные отдельные компьютеры за счет ресурсов основной рабочей станции. В данном случае гипервизором является программа VMware, выполняющая виртуализацию гостевых ОС Linux. Он создает 30 заранее запрограммированных и собранных в пакеты Trixbox гостевых операционных систем. Тем самым получаем несколько VoIP серверов на одной физической машине.

VoIP – система связи, обеспечивающая передачу речевого сигнала по сети Интернет или по любым другим IP-сетям.

SIP (протокол установления сеанса) – стандарт на способ установления и завершения пользовательского сеанса связи, включающего обмен мультимедийным содержимым.

RTP – протокол «реального времени», работает на транспортном уровне и используется при передаче трафика реального времени, критичного к задержкам.

Используя термины, которые мы определили выше, можем сказать, что Trixbox в нашем случае будет виртуализированным VoIP центром для обеспечения передачи голосового трафика по RTP с непосредственным участием SIP для инициализации разговора.

Asterisk – открытая IP АТС, обладающая практически неограниченными возможностями в области организации сеансов связи.

Trixbox – это открытый проект, ранее называемый «Asterisk@home». Это пакетная сборка Asterisk, Linux и другого программного обеспечения, призванная упростить конфигурирование Asterisk-базированных систем. Обладает тем же функционалом, что и Asterisk, но имеет более удобный и функциональный пользовательский интерфейс.

Окно Trixbox представляет собой веб-интерфейс, выполняющий роль посредника между понятными для Asterisk командами и действиями производимыми пользователем.

                           
    Тема: Знакомство с интерфейсом Trixbox - student2.ru
 
    Тема: Знакомство с интерфейсом Trixbox - student2.ru
   
     
 
 
 
    Тема: Знакомство с интерфейсом Trixbox - student2.ru
  Тема: Знакомство с интерфейсом Trixbox - student2.ru
     
 
 
Тема: Знакомство с интерфейсом Trixbox - student2.ru

Рисунок 1. Страница статуса системы Trixbox

Как видно из рисунка 1, ссылки на основные функции системы расположены в левом столбце страницы.

По данному скриншоту(screenshot[снимок экрана]) можно сказать о системе что:

1. IP адрес сервера Asterisk 10.10.20.221, имя пользователя администратора – maint;

2. Пользователь использует права администратора и текущее время на сервере;

3. Этот пункт мы распишем поподробнее.

В разделе Notices (Уведомления) указываются сервисные сообщения о безопасности, системных сбоях, регистрации, обновлениях и др. По данному снимку можно сказать, что используются стандартные пароли для SQL и администратора Asterisk.

Изменено ограничение выделяемой памяти и не введен адрес электронной почты, для проверки обновлений системы.

Раздел Statistics (Статистика), в отличие от всех остальных, несет для нас самую важную информацию о деятельности нашего Asterisk, в качестве сервера VoIP телефонии как такового. Здесь мы находим общее количество активных звонков, внутренних и внешних вызовов. Также обнаруживается число телефонов, находящихся онлайн, т.е. в данный момент подключены к Asterisk и готовы совершить вызов или принять его. Запущенные и функционирующие транки также будут тут отображаться.

Trunk (транк) – это служебная линия телефонии, направленная на организацию каналов связи для совершения внешних звонков. Т.е. чтобы «научить» вашу систему совершать звонки «во внешний мир», вам необходимо заводить транк.

И последняя группа статистических данных это Uptime (Время Работы). Показано время работы системы, Asterisk и когда была произведена последняя перезагрузка.

Ход работы:

1. Получить IP адрес сервера у преподавателя;

2. Зайти на свой сервер, используя веб-браузер (Opera, IE, Firefox и т.п.), и переключиться в режим администратора (в правом верхнем углу нажать на надпись Switch (переключить), в соответствующие поля ввести стандартные логин maint, пароль prioritet);

3. Открыть меню PBX – PBX Settings, затем Extensions, в верхнем правом углу удалить все существующие внутренние номера (кликнуть по каждому номеру и выбрать Delete Extensions);

4. Перейти на страницу System Status и очистить все сообщения в поле Notices

5. Перейти в меню Trunks, Outbound Routes, Inbound Routes и удалить все данные выше изложенным способом.

6. Показать работу преподавателю, затем завершить работу Trixbox, выбрав в верхней панели System – System Maint, и нажать Shutdown.

Контрольные вопросы.

1. Каким образом происходит одновременный запуск нескольких Asterisk на одном сервере?

2. Объясните порядок подключения к своему серверу Asterisk?

Список дополнительных источников:

1. Гольдштейн В.С., Пинчук А.В., Суховицкий А.В. IP-телефония. – М.: Радио и связь, 2001.

2. Меггелен Дж., Мадсен Л., Смит Дж. Asterisk™: будущее телефонии. – Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2009.

3. Ben Sharif, Trixbox without tears.

Наши рекомендации