Подготовка к вводу решения в действие
При подготовке к вводу решения в действие (8-й этап) может возникнуть потребность в закупке новых машин, принятии на работу дополнительного персонала или переподготовке уже имеющегося, расширении производственных площадей и т.д. Поэтому в самом решении должны быть предусмотрены условия его реализации: кто, когда и какие обязанности должен выполнять [9].
В большинстве организаций регулярные работы должны выполняться в то время, когда вводятся новые виды деятельности. Причем эти два процесса должны происходить почти одновременно, что неизбежно приводит к возникновению издержек на время подготовки к вводу решения в действие.
Необходимо предусмотреть затраты на подготовку реализации решений, которые можно условно разбить на две группы [9]:
1) затраты, возникающие из-за нарушения других работ;
2) затраты на подготовку реализации нового решения.
Первый вид затрат (издержек) связан с тем обстоятельством, что исполнители какое-то время вынуждены приспосабливаться к новому решению, эффективность прежних видов их деятельности может заметно уменьшиться.
Второй вид затрат возникает вследствие привлечения дополнительных средств (ресурсов), связанных с подготовкой к вводу в действие нового решения (поиск поставщиков и заключение контрактов, обучение, повышение квалификации, освоение навыков и приемов выполнения отдельных операций и т.д.).
Руководители должны также учитывать, что на подготовку к вводу решения в действие должно быть отведено (запланировано) определенное время.
Управление применением решения
Управление применением решения (9-й этап) представляет собой процесс выбора и применения соответствующего решения при возникновении заранее запланированного события.
Управление применением решения, следовательно, сводится к выполнению двух функций: 1) распознаванию ситуаций или событий; 2) выбору соответствующих ответных реакций [9].
Предполагается, что всякий раз, когда происходят конкретные события, подразделение выбирает предписанные действия или программы, представляющие собой определенные решения или отклики на эти события. Каждое подразделение должно иметь набор действующих программ, который охватывает все ожидаемые ситуации [9].
Проверка эффективности решения
Последний, 10-й этап процесса реализации решения – это контроль и проверка его эффективности. Необходимо удостовериться, что решение выполняется и что организация на самом деле получает предсказанную отдачу от него. Проверка решений также покажет, остаются ли устойчивыми внешние и внутренние переменные организации. Если решение не дает предсказанной отдачи, то, возможно, изменились обстоятельства, при которых оно было принято [9].
Во всяком случае, результаты данного решения можно измерить, сравнивая их фактические значения с оценкой, фактический курс действий с предписанным, фактические входы, выходы и отдачу от решения с их предварительными оценками [9].
Однако некоторые решения не поддаются количественной оценке, поэтому для наблюдения за действительным поведением организации необходима проверка фактического положения дел [9].
Существенное значение, конечно, имеют расходы на проверку эффективности решения. Вряд ли стоит контролировать решение, если расходы на его проверку превысят получаемые от него выгоды. В этом случае об эффективности можно судить по косвенным параметрам. Нельзя, например, измерить в строгих количественных показателях решение, направленное на улучшение морального климата в коллективе. Но можно измерить изменения в производительности труда работников, исходя из предположения, что между моральным климатом и производительностью существует прямая связь [9].
& Задание для самостоятельной работы. О необходимости, формах и методах контроля, характеристиках его эффективности см. [1] – Гл.14. Контроль.
Список литературы
[1] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.— М.: Дело, 2001.—800 с.
[2] Дафт Р.Л. Менеджмент.— СПб.: Питер, 2001.— 832 с.
[3] Глухов В.В. Менеджмент: Учебник.— СПб.: Издательство «Лань», 2002.— 528 с.
[4] Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. М.: Логос, 2000.— 296 с.
[5] Анфилатов В.С. и др. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / В.С.Анфи-латов, А.А.Емельянов, А.А.Кукушкин; Под ред. А.А.Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 368 с.
[6] Ременников В.В. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 140 с.
[7] Венделин А.Г. Процесс принятия решения.— Таллин: Изд-во «Валгус», 1973.—216 с.
[8] Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. М.: Экономика, 1984. —168 с.
[9] Янг С. Системное управление организацией. — М.: Советское радио, 1972. — 456 с.
[10] ГОСТ Р ИСО 9000—2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
[11] МИ 2365-96 Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Шкалы измерений. Основные положения. Термины и определения.- ГП «ВНИИФТРИ» Госстандарта России, 1996. - 34 с.
[12] Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Эффективный менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. И.И. Мазура.- М.: Высшая школа, 2003.- 555 с.