Социально-экономических явлений

Вопросы

1. Понятие о рядах динамики, правило их построения.

2. Показатели динамических рядов и способы их расчета.

3. Средние показатели рядов динамики.

4. Приемы анализа рядов динамики.

[1, с. 106–141; 2, с. 445–468; 3, с. 123–134; 4, с. 214–225; 5, с. 344–359, 6]

Методические указания к изучению темы

Рядом динамики называется совокупность статистических данных, характеризующих изменение социально-экономических явлений во времени. Если уровень ряда отражает состояние явления на определенный момент времени (дату), то такой ряд называется моментным рядом динамики. Интервальным рядом называется ряд, в котором каждый уровень отражает величину явления за определенный период времени.

Для оценки изменений в динамических рядах рассчитываются показатели абсолютный прирост, темп роста, темпы прироста (табл. 5.1) Важно помнить, если каждый уровень сравнивается с предыдущим, то полученные при этом показатели называются цепными. Если же все уровни сравниваются с одним и тем же уровнем, являющимся постоянной базой сравнения, то полученные показатели называются базисными.

Таблица 5.1

Показатели динамики

Наименование показателя Метод расчёта
цепные базисные
1. Абсолютный прирост (∆) ц = уi-уi-1 б = уi-уо
2. Темпы роста (Тр), % Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru
4. Темпы прироста (Тnр), % Социально-экономических явлений - student2.ru ; Социально-экономических явлений - student2.ru ;

При расчёте показателей приняты следующие условные обозначения:

yi – уровень любого периода, называемый уровнем текущего периода (кроме первого);

уi – 1 – уровень периода, предшествующего текущему;

у0 – уровень, принятый за базу сравнения (первый уровень ряда). Для характеристики интенсивности развития за длительный период рассчитывают средние показатели динамики. Метод их расчёта представлен в таблице 5.2.

Таблица 5.2

Средние показатели динамики

Наименование показателя Метод расчёта
1. Средний уровень ряда ( Социально-экономических явлений - student2.ru ): а) для интервального ряда   б) для моментального ряда с равными интервалами Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru
2. Средний абсолютный прирост (∆) Социально-экономических явлений - student2.ru ; Социально-экономических явлений - student2.ru
3. Средний темп роста (Тр), % Социально-экономических явлений - student2.ru
4. Средний темп прироста (Тnр), % Социально-экономических явлений - student2.ru


При накоплении формул приняты следующие условные обозначения:

у1, у2,… уn – все уровни последовательных периодов (дат);

n – число уровней ряда;

t – продолжительность периода, в течении которого уровень не изменялся.

Одной из важных задач анализа рядов динамики является аналитическое выравнивание.

Уравнение выравнивание по прямой имеет вид:

Социально-экономических явлений - student2.ru , (18)

где Социально-экономических явлений - student2.ru – теоретические уровни; а0 и а1 – параметры прямой; t – показатель времени.

Для нахождения параметров а0 и а1 необходимо решить систему нормальных уравнений:

а0n+ а1Σt2= Σу

а0Σt + а1Σt2=Σуt , (19)

где у – фактические уровни; n – число уровней динамического ряда.

Вычислительный процесс может быть значительно упрощён, если ввести обозначения дат (периодов) времени (t) таким образом, чтобы Социально-экономических явлений - student2.ru .

Так, если число уровней в ряду динамики нечётное, то временные даты обозначаются следующим образом:

Таблица 5.3

Соответствие фактора времени уровням динамического ряда

с нечетным количеством показателей

Уровни ряда динамики у1 у2 у3 у4 у5
Обозначения времени (t) -2 -1

Если же количество уровней в ряду динамики чётное, то обозначение временных дат (t) принимает следующий вид:

Таблица 5.4

Соответствие фактора времени уровням динамического ряда

с четным количеством показателей

Уровни ряда динамики у1 у2 у3 у4 у5 у6
Обозначения времени (t) -5 -3 -1

Тогда система нормальных уравнений примет вид:

а0n = Σу,

а1Σt2=Σуt, (20)

откуда

Социально-экономических явлений - student2.ru , (21)

Социально-экономических явлений - student2.ru . (22)

При получении математического уравнения для каждой даты определяются выровненные теоретические значения уt.

После решения уравнения строится график, на который наносятся исходные данные и выровненные показатели.

Используя данные табл. 5.5, определите показатели динамики продажи легковых автомобилей по годам и среднее за весь анализируемый период.

Таблица 5.5

Продажа легковых автомобилей в России

 
Продано автомобилей, тыс. шт.

Расчёт показателей представлен в табл. 5.6.

Таблица 5.6

Расчёт показателей динамики за 2007-2009 г. г.

Наименование показателей Годы
1.Абсолют- ный прирост ∆, тыс. шт. цепной Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru
базисный Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru

Продолжение табл. 5.6

2. Темпы роста Тр, % цепной Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru
базисный Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru
3. Темпы прироста Тпр, % цепной Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru
базисный Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru

На основании расчётов определим средние показатели:

– средний уровень интервального ряда динамики (среднегодовой объём продажи легковых автомобилей):

Социально-экономических явлений - student2.ru (тыс. шт.),

- средний абсолютный прирост:

Социально-экономических явлений - student2.ru (тыс. шт.);

или

Социально-экономических явлений - student2.ru (тыс. шт.).

То есть в среднем ежегодно объём продажи легковых автомобилей увеличивался на 87,67 тыс. шт.:

- средний коэффициент роста:

Социально-экономических явлений - student2.ru ;

или Социально-экономических явлений - student2.ru

- средний темп роста:

Социально-экономических явлений - student2.ru

То есть, в среднем ежегодно объём продажи ежегодно составил 110,1 % к уровню предыдущего периода:

- средний темп прироста:

Социально-экономических явлений - student2.ru .

Т.о., в среднем каждый год продажа легковых автомобилей увеличивалась на 10,1 %.

Далее рассмотрим пример аналитического выравнивания динамического ряда, представленного в табл. 5.7.

Таблица 5.7

Данные о производстве продукции по кварталам за 2007-2009г.г.

Квартал Произведено продукции, млн. руб.
I
II
III
IV

Определим выровненные теоретические значения Социально-экономических явлений - student2.ru по формуле 18 уравнения прямой линии. Для этого проведем расчёт параметров а0 и а1 в таблице 5.8:

Таблица 5.8

Расчёт параметров а0 и а1

Квартал yi t t2 yt Социально-экономических явлений - student2.ru
2007г. I II III IV     -5,5 -4,5 -3,5 -2,5   30,25 20,25 12,25 6,25   -891,0 -765,0 -619,5 -377,5   162,6 164,8 167,1 169,4
2008г. I II III IV     -1,5 -0,5 0,5 1,5   2,25 0,25 0,25 2,25   -238,5 -96,5 89,0 252,0   171,6 173,9 176,1 178,4
2009г. I II III IV     2,5 3,5 4,5 5,5   6,25 12,25 20,25 30,25   395,0 787,0 841,5 946,0   180,7 182,9 185,2 187,3
  Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru Социально-экономических явлений - student2.ru

Далее вычислим параметры по формулам:

Социально-экономических явлений - student2.ru

Социально-экономических явлений - student2.ru

Следовательно, уравнение прямой примет вид:

Социально-экономических явлений - student2.ru .

Подставив в полученное уравнение значение t, получим выровненные значения ряда. Например, в 2007 г. в I квартале:

Социально-экономических явлений - student2.ru ,

и т.д.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «динамический ряд».

2. Назовите основные показатели, используемые для оценки динамических рядов.

3. С использованием какой формулы рассчитывается средний уровень:

а) моментного динамического ряда;

б) интервального динамического ряда.

4. Как взаимосвязаны между собой базисные и цепные абсолютные приросты, темпы роста?

5. Какие методы используются в статистике для оценки и выявления тренда?

6. В чем заключается сущность аналитического выравнивания динамического ряда?

Наши рекомендации