И рекомендации к решению задач №№ 1.1; 2.1; 3.1; 4.1; 5.1; 6.1
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО КУРСУ "статистика Труда"
ВВЕДЕНИЕ
Цель курса – изучение студентами основ методологии статистического анализа, складывающихся закономерностей в области формирования и использования трудового потенциала. При этом основное внимание направляется на познавательные возможности и условия применения статистических показателей, логику их построения и интерпретацию результатов расчета.
Изучение курса базируется на знаниях высшей математики, общей теории статистики, экономической теории, экономики труда.
Задачами курса является обучение студентов:
- использованию методов статистического анализа для исследования социально-экономических явлений и процессов в области трудовых отношений;
- исследованию трудового потенциала страны, процессов его формирования и использования;
- использованию приемов и методов статистического анализа по управлению кадрами;
- измерению эффективности использования труда в процессе производства товаров и услуг.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется с целью закрепления и проверки знаний, полученных студентами в процессе самостоятельного изучения учебного материала, а также для выявления их умения применять на практике методы статистики.
Приступая к выполнению работы, необходимо ознакомиться с соответствующими разделами курса, изучить рекомендованную литературу, уделить особое внимание методике построения и технике расчета и анализа статистических показателей.
К выполнению контрольной работы предъявляются следующие требования.
1. Работа выполняется в рукописном или печатном вариантах, обязательно приводится номер задания, текст условия задач.
2. Решение следует начинать с теоретического обоснования и приведения необходимых формул.
3. Расчеты должны быть развернутыми, содержать пояснения.
4. Если возможны несколько методов расчета того или иного показателя, следует применять наиболее простой из них, указав при этом и другие способы решения.
5. Проверка правильности выполнения расчетов должна осуществляться на основе взаимосвязи показателей с учетом их экономического содержания.
6. Все записи следует делать разборчиво, используя лишь общепринятые сокращения слов.
7. Расчет относительных величин следует производить с точностью до 0,001 (до 0,1 процента).
8. При необходимости решения задач оформляются с использованием статистических таблиц и графиков, которые следует строить в соответствии с правилами, принятыми в статистике.
9. По результатам расчетов должны быть сделаны краткие выводы.
10. Страницы работы должны быть пронумерованы; для замечаний рецензента оставляются поля. После рецензирования необходимые исправления выполняются в конце работы после рецензии.
11. В заключение работы необходимо привести список использованной литературы, поставить свою подпись и указать дату выполнения.
Практические задания контрольной работы составлены в шести вариантах. Вариант контрольной работы определяется по нижеприведённой таблице, исходя из начальной буквы фамилии студента:
Начальная буква фамилии студента | Номер варианта | Номера тестов |
А, Б, В | 1-10 | |
Г, Д Е, Ж, 3 | 11-20 | |
И, К, Л, М | 21-30 | |
Н, О, П, Р | 31-40 | |
С, Т, У, Ф;Х | 41-50 | |
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я | 51-60 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
Контрольная работа по каждому варианту включает задач по наиболее важным темам учебного курса. Задания контрольной работы имеют двойную нумерацию: первая цифра указывает на номер варианта, вторая цифра – порядковый номер задания. Номер задания соответствует определенной теме учебного курса:
1. «Статистика трудовых ресурсов, занятости и безработицы»;
2. «Статистика численности и состава рабочей силы»;
3. «Статистика рабочего времени»;
4. «Статистика производительности труда»;
5. «Статистика затрат на рабочую силу и заработной платы».
Также каждому студенту необходимо решить тестовые задания номера, которых соответствуют выбранному варианту.
Методические указания по теме «Статистика трудовых ресурсов, занятости и безработицы»
и рекомендации к решению задач №№ 1.1; 2.1; 3.1; 4.1; 5.1; 6.1.
Трудовые ресурсы характеризуют потенциальный аспект ресурсов труда и представляют собой ту часть населения, которая занята экономической деятельностью или незанята, но способна к труду по возрасту и состоянию здоровья.
Трудоспособное население – это совокупность людей. способных к труду по возрасту и состоянию здоровья. Согласно Трудовому кодексу РФ трудоспособный возраст составляет:
- для мужчин от 16 до 59 лет включительно;
- для женщины от 16 до 54 лет включительно.
При определении трудовых ресурсов в общей численности его населения принято выделять следующие группы населения:
- моложе трудоспособного возраста;
- в трудоспособном возрасте;
- старше трудоспособного возраста.
Население моложе трудоспособного возраста является источником возмещения убыли и пополнения трудовых ресурсов. Лица старше трудоспособного возраста образуют «пенсионную нагрузку» на трудоспособный контингент.
Практическими задачами статистики в области исследования трудовых ресурсов являются:
- определение показателей численности трудовых ресурсов;
- анализ состава трудовых ресурсов по ряду социально-демографических признаков (по полу, возрасту, социальным группам, уровню образования, квалификации и профессии);
- исчисление системы показателей движения и использования трудовых ресурсов;
- характеристика структуры и уровня занятости населения;
- изучение состояния, интенсивности, состава и динамики безработицы.
Основные понятия и показатели статистики трудовых ресурсов
Категории трудовых ресурсов | |
Экономически активное население | Лица, формирующие в экономике предложения рабочей силы на рынке труда, т.е. совокупность занятых и безработных. В состав экономически активного населения входят: - занятые в экономике (в том числе работающие по найму и не по найму); - безработные; - служители религиозных культов; - военнослужащие |
Занятые | Лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. |
Экономически неактивное население | Это часть трудоспособного населения и лиц старших возрастов, которые в рассматриваемый период не работали по найму, не имели занятия, приносящего доход, и не были заняты поиском работы: - учащиеся и студенты дневной формы обучения; - лица, занятые ведением домашнего хозяйства; - прочие незанятые |
Безработные | В основных методологических положениях по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу занятости, определено, что к безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: а) не имели работы (доходного занятия); б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела; в) были готовы приступить к работе. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных. Если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Законом о занятости населения в РФ безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в федеральной государственной службе занятости населения в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. |
Показатели численности трудовых ресурсов | |
Численность трудовых ресурсов | Демографический метод расчёта (по источникам формирования): SТР – численность трудовых ресурсов; SТВ - численность населения трудоспособного возраста; SИВ – численность инвалидов І и ІІ групп в трудоспособном возрасте; SПОДР – численность работающих подростков в возрасте до 16 лет; SПЕНС – численность работающих пенсионеров. Экономический метод расчёта (по фактической занятости): SЗ – численность занятого населения; SДХ - численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, занятого в домашнем хозяйстве и по уходу за детьми; SУЧ – численность учащихся с отрывом от производства в возрасте от 16 лет; SБ – численность безработных; SНЗ – численность остальных незанятых. |
Среднегодовая численность трудовых ресурсов | а) по данным на начало и конец года определяется по формуле средней арифметической простой: б) по данным на определённые даты через равные промежутки времени между ними по формуле средней хронологической простой: n – число уровней (дат); S1…n – численность трудовых ресурсов на определённую дату |
Показатели интенсивности движения трудовых ресурсов | |
Коэффициент естественного пополнения трудовых ресурсов | , ЕП – естественное пополнение трудовых ресурсов осуществляется за счёт: а) лиц, выступающих в трудоспособный возраст; б) лиц, вовлечённых в экономическую деятельность за рассматриваемый период. |
Коэффициент естественного выбытия трудовых ресурсов | , ЕВ – естественное выбытие, происходит за счёт: а) лиц, вышедших за пределы трудоспособного возраста; б) лиц, перешедших на инвалидность и пенсию на льготных условиях; в) лиц рабочего возраста, умерших за рассматриваемый период. |
Коэффициент естественного прироста | или - естественный прирост трудовых ресурсов |
Коэффициент механического пополнения трудовых ресурсов | , МП – механическое пополнение происходит вследствие притока трудовых ресурсов на изучаемую территорию |
Коэффициент механического выбытия | , МВ – механическое выбытие (убыль) происходит за счёт выбытия трудовых ресурсов на другие территории |
Коэффициент механического прироста | или - механический прирост трудовых ресурсов |
Коэффициент общего прироста трудовых ресурсов | или - общий прирост трудовых ресурсов |
Относительные показатели, характеризующие рынок труда | |
Коэффициент замещения | - численность населения в трудоспособном возрасте; – численность детей в возрасте от 0 до 16 лет. |
Коэффициент «пенсионной нагрузки» | - численность лиц старше трудоспособного возраста (пенсионеров). |
Коэффициент общей нагрузки | |
Коэффициент безработицы (уровень безработицы) | у – уровень безработицы; Б – численность безработных; Н – численность экономически активного населения |
Коэффициент напряжённости на рынке труда | Бз – численность безработных, обратившихся в службу занятости; В – число вакантных должностей и свободных рабочих мест. Показывает, какое число не занятых трудовой деятельность лиц, состоящих на учёте в службе занятости, приходится на одно свободное рабочее место. |
Коэффициент занятости | Определяется: а) в расчёте на общую численность трудовых ресурсов: , б) в расчёте на трудоспособное население: , в) в расчёте на экономически активное население: , Н- численность экономически активного населения |
При изучении динамики безработицы используется система индексов.
По отдельным территориальным образованиям или по конкретным социально-демографическим группам строятся индивидуальные индексы уровня безработицы:
По всей рассматриваемой совокупности (совокупности территориальных образований или групп населения) сравнивают средние уровни безработицы. При этом используют систему взаимосвязанных индексов: индексы переменного состава, постоянного состава и индекс структурных сдвигов.
Результативный индекс – индекс переменного состава:
,
где
На величину индекса переменного состава оказывают влияние два фактора:
во-первых, изменение самого уровня безработицы по каждой изучаемой единицы совокупности,
во-вторых, изменения в распределении экономически активного населения с различными значениями уровня безработицы между изучаемыми единицами совокупности.
Влияние изменения этих факторов находят отражение при построении двух факторных индексов:
индекса постоянного (фиксированного) состава:
,
где уровень безработицы базисного периода в пересчёте на фактическую структуру экономически активного населения.
индекса влияния структурных сдвигов:
Между построенными индексами существует взаимосвязь:
2. Методические указания по теме «Статистика численности и состава рабочей силы»