Нужные для детей затраты
Перечислим то, что действительно необходимо купить для маленького ребенка, и покажем, что все эти покупки не влекут за собой сколь-либо ощутимых финансовых затрат.
Пеленки. Около 30 штук из фланели, 1 м х 1,20 м. Будут служить и следующим детям.
Одежда и обувьдля детей старше 1 года. До года никакая одежда вообще не нужна – дома ребенок или голый, или спит. На улице он может быть завернут в покрывало и – маме под верхнюю одежду. После года – ребенка можно понемногу начинать одевать для улицы (дома он в одежде по-прежнему не нуждается). В этом возрасте дети очень быстро вырастают из любых одежек, поэтому купленная одежка или обувка никак не может износиться на одном ребенке. Скорей задача обратная – успеть её поносить хоть сколько-нибудь раз. Поэтому после вырастающих детей всегда остаются одежки практически в идеальном состоянии. Имея круг родственников и знакомых, родители маленького ребенка обязательно получат как минимум несколько предложений забрать детские вещи, и будут обеспечены ими с избытком. У нас получилось так; и у многих наших знакомых было так. Помимо того запаса детской одежды, который у меня был изначально – подаренных одежек хватило бы ещё детей на десять. Я не преувеличиваю, количество мешками измеряется. Эстафета с передачей одежды длится минимум лет до 4-5, когда дети, с одной стороны, увеличивают активность достаточно, чтобы начать одежду ощутимо изнашивать, с другой стороны – замедляют рост, чтобы одна одежда служила одному ребенку более ощутимое время.
Кроме этого источника, ещё есть источник любой одежды, в том числе и детской – секонд-хенд, где за полчаса и за сущие копейки можно, опять же, одеть десяток детей в отличную качественную одежду.
Горшок. Простейший пластмассовый горшок нам обошелся в 20 гривен, и мы им успешно пользуемся. Вещь безусловно нужная.
Обязательных трат, вроде бы, больше и нет. А то, что перечислено, по стоимости близится к нулю.
Кроме обязательных, есть ещё некоторые желательные траты.
Хорошие игрушки. Есть у нас некоторые игрушки – кое-что мы купили, кое-что нам подарили – которые действительно имеют ценность для ребенка. Например, это деревянный конструктор для строительства – набор деталей (кубики, брусочки, цилиндрики и всякие причудливые штуковины), из которых можно строить всякие заковыристые башни. Начиная с годовалого возраста ребенок охотно с ними возится, и строит башни и дворцы все выше и выше. Это просто обточенные куски дерева (бук), без покраски и всякой обработки. Если бы его не было, то я смог бы изготовить какое-то подобие самостоятельно. Другая любимая игрушка – куколка, которую укладывают спать в картонной коробочке. Куколка ручного изготовления, сделана из ткани, набитой ватой и перешитой нитками. Любая мамочка сама сделает такую куколку за один вечер. Ещё полезный разряд игрушек – это разнообразные мячики. Почему-то сейчас они стали дефицитом, теряясь на фоне всяких ненужных мусорных игрушек...
Через пару месяцев я может куплю, а скорее сделаю сам набор кубиков с буквами и слогами (взяв кое-что из методики Зайцева), чтобы учить ребенка читать. Имея брусок 50х50, электрорубанок, ножовку, и маркер – эти кубики легко можно изготовить самому.
По поводу игрушек ещё хочу добавить, что в мире, полном разнообразных реальных вещей (а не в искусственном мире детской комнаты, из которой убрали всё настоящее, и заполнили её центнером пластмассового и плюшевого хлама) – ребенку никогда не возникает проблема, чем бы поиграться. Нормальный, здоровый ребенок – найдет себе игрушку всегда, а тот что постарше – изготовит самостоятельно. Этим летом у меня была в гостях компания детей 4-8 лет, они залезли на мою "стройплощадку", и несколько часов увлеченно игрались кирпичами, досочками и песком – построив домики, блиндажи, и ещё какие-то постройки неизвестного назначения. Дети прекрасно и с пользой для себя провели время; а понадобились ли им для этого какие-то покупные, тем более дорогостоящие игрушки? У меня было в детстве множество игрушек, но яркое воспоминание осталось только об одной – кораблике из сосновой коры, который я сам выстругивал ножиком под руководством отца в пятилетнем возрасте. Люди, уходящие на целый день работать, и видящие детей только спящими по ночам – имейте в виду, внимание и время родителей детям нужно в тысячу раз больше, чем самые дорогие и шикарные игрушки, которые вы потом купите за свою зарплату.
Данный раздел затрагивает глубинные мировоззренческие вопросы, и я вовсе не претендую, что могу тут в одном-двух абзацах ответить людям, которые, читая вышенаписанное, говорят что-то вроде "что за бред! Ребенку надо все самое наилучшее, а не самодельные игрушки. Ношеные вещи с сэконда - убожество, а автор – просто жлоб". Максимум, что я могу – это попросить этих людей хоть на минуту задуматься, что они в погоне "за самым лучшим" лишают своих детей самого ценного, что детям нужно – общества родителей, их времени и внимания (особенно это касается мам, уходящих на работу). Детям не нужны деньги. Им совершенно всё равно где взялась их одежда – подарена родственниками, куплена на сэконде или в детском бутике – лишь бы она была крепкая, удобная и красивая. Всё это имеет значение только лишь для понтов родителей.
Хорошие детские книжки. Где-то от года до полутора лет у ребенка проклевывается интерес к чтению взрослыми детских книжек (естественно, его можно и нужно стимулировать со стороны взрослых). Слово "почитай" было у малой в первой двадцатке освоенных слов. Сейчас детских книг продается много, но боже мой! Как сложно из этой кучи выбрать хоть что-то, эстетически приемлемое. Надо-то всего ничего – чтобы рисунки были более-менее реалистичные и приятные на вид, а текст или стишки – нормальными словами, с нормальным смыслом, и нормально читаемые (стишки иной раз бывают такие, что не прожуешь). Едва ли одна книжка из десяти хоть в какой-то степени пристойная, остальные – мусор.
Очень быстро ребенок перерос уровень книжек "для самых маленьких", и после полутора лет её стали интересовать все больше книжки гораздо более взрослого уровня - сказки, в основном стихотворные. Конечно, текст она ещё практически не понимает, однако слушая этот текст – она развивается и осваивает речь гораздо более эффективно, чем слушая косноязычный бред. Для сравнения приведу примеры. Сравните:
За горами, за лесами, За широкими морями,
Против неба – на земле Жил старик в одном селе.
или:
Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
с такими например “шедеврами”:
На кого ананас похож? У него чешуя и хвост,
Нарисую ему ещё глаз, Стал на рыбу похож ананас.
или:
Чай с черешневым вареньем чайка пьет по воскресеньям.
Щавель для вкусного борща купила щука у леща.
Клянусь, я эти "стихи" даже не выбирал особо – просто взял две книжки с полки "из подаренных", и открыл.
По рисункам в книгах – приблизительно такая же история. Встречается такое уродство, что противно смотреть.
Так вот. Пара-тройка книг класса сказок Афанасьева, Пушкина, или "Конька-горбунка" Ершова, с хорошими картинками – крайне желательна. А десятки остальных – подобных приведенным примерам – лучше пусть вообще не появляется рядом с ребенком.
Мы не ожидали, что так рано (в год и 9 мес.) ребенок проявит такой интерес к сугубо взрослым книгам. У нас есть книги из серии "Энциклопедический путеводитель" издательства Махаон – большие, прекрасно иллюстрированные шикарными фотографиями. Научный их уровень не слишком высок, скорей рассчитан на старшеклассников, но иллюстрированность – выше всех похвал. Так вот, ребенок полюбил эти книги сидеть листать и разглядывать фотографии, особенно хорошо, когда мы с ней сидим и комментируем. Книгу "Птицы" она уже знает едва ли не наизусть, многих птиц узнает и говорит их названия - ворону, попугая, воробья, гуся...
Это я к тому, что даже для маленького ребенка приобретать хорошие взрослые книги – вовсе не рано.
Поздние дополнения
Осень 2011 года. У нашего правильного ребенка по прежнему всё правильно и хорошо.
В октябре 2011 года у нас родился второй ребенок – девочка Настя. Рожали мы дома, с нами была наша хорошая знакомая акушерка. Всё прошло лучше, чем в прошлый раз в роддоме. Сейчас (ноябрь 2011) ребенку уже месяц, с ней всё так же хорошо как было и с первым.