Перевозки грузов и пассажиров

Статистика транспортной сферы

Транспорт общего пользования -транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров.

ПУТИ СООБЩЕНИЯ

Эксплуатационная длина железнодорожных путей- протяженность железнодорожных линий, измеряемая по оси главного пути между конечными пунктами, а на многопутных участках - кратчайшего главного пути между осями раздельных пунктов.

По данным http://www.gks.ru, имеем:

перевозки грузов и пассажиров - student2.ru

Протяженность автомобильной дорогиисчисляется от начального до конечного населенного пункта путем суммирования длин отдельных участков, образующих дорожную сеть.

По данным http://www.gks.ru, имеем:

перевозки грузов и пассажиров - student2.ru

Протяжение эксплуатационного трамвайного пути (троллейбусной линии) в двухпутном исчислении отражает протяжение пути (линии), предназначенного для движения вагонов (машин) на маршрутах, включая разъезды и поворотные кольца.

Эксплуатационная длина пути метрополитена рассчитывается в двухпутном исчислении и представляет собой протяженность главного пути, измеренного между осями станций.

По данным http://www.gks.ru, имеем:

перевозки грузов и пассажиров - student2.ru

Протяженность внутренних водных путейизмеряется по осевой линии обслуживаемых судовых ходов (фарватеров).

Протяженность магистральных трубопроводовопределяется как сумма линейных протяжений всех участков трубопроводов в однониточном исчислении, включая отводы.

По данным http://www.gks.ru, имеем:

перевозки грузов и пассажиров - student2.ru

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Наличие локомотивов и пассажирских вагоновопределяется по депо приписки на железной дороге.

Наличие грузовых вагоновопределяется ежегодной переписью вагонов.

Рабочий парк грузовых вагонов- часть исправных вагонов наличного парка, которые заняты на перевозках (в среднем в сутки).

Наличие автомобилейприводится по данным регистрирующих органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Грузовой автомобиль- дорожное механическое транспортное средство на жесткой раме, предназначенное исключительно или преимущественно для перевозки грузов.

Автобус- пассажирское механическое дорожное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, вместимостью более восьми мест для сидения, не считая места водителя.

Легковой автомобиль - пассажирский автомобиль вместимостью до восьми человек, не считая водителя.

Морской торговый флот-суда всех типов, используемые для перевозки пассажиров и грузов, обслуживания судоходства и других целей. Включает все суда, поднадзорные Российскому морскому регистру судоходства или другому органу технического надзора.

Речной флот - суда всех типов, используемые для перевозки пассажиров и грузов, обслуживания судоходства и других целей и находящихся на учете в Государственной речной судоходной инспекции бассейнов.

Выгодное географическое положение Архангельска обуславливает его значимую роль в транспортной системе Северо-Западного ФО и России. Область обладает значительным транзитным потенциалом. Архангельск является одним из самых оптимальных транспортных узлов для транзита грузов между Европой и Азией.

В настоящее время через Архангельск проходят два транспортных коридора: Северный морской путь и Международный евроазиатский транспортный коридор: Север−Юг.

Еще одним важным преимуществом географического положения Архангельской области является выход к морям: Белому, Баренцеву, Печорскому и Карскому. В Архангельске расположен один из немногих морских портов Северо-Западного бассейна, позволяющий экспортировать продукцию на зарубежные рынки и осуществлять транзит грузов. В дополнение к существующему, планируется строительство глубоководного района морского порта Архангельск.

В случае реализации проекта строительства ж/д магистрали через Сыктывкар до Перми (Белкомур) Архангельская область получит кратчайший выход к регионам Урала и ж/д магистрали Транссиб, что откроет дополнительные преимущества для транзита грузопотоков.

При этом Архангельский морской порт обладает рядом преимуществ по отношению к другим портам Северо-Западного бассейна. Так, например, по сравнению с Мурманским, порт Архангельска имеет значительно более короткое железнодорожное плечо от основных центров формирования грузопотоков.

На территории Архангельской области представлены и широко используются все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, речной и морской (рис. 1).

перевозки грузов и пассажиров - student2.ru

Рис. 1. Транспортная инфраструктура Архангельской области

ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ

По всем видам транспорта общего пользования, кроме автомобильного, объем перевезенных грузовпоказан по моменту отправления.

На автомобильном транспорте учет перевезенных грузов осуществляется по моменту прибытия.

Перевозки грузов промышленным железнодорожным транспортомявляются суммой грузов, принятых с железных дорог общего пользования и переданных на железные дороги, а также перевезенных в пределах подъездных путей организаций.

Грузооборот (таблица 1 – данные по грузообороту Архангельской области)определяется как сумма произведений веса каждой партии (отправки) перевозимого груза на расстояние ее перевозки.

Перевезено пассажиров (таблица 1 – данные по пассажиропотоку Архангельской области)- число пассажиров, перевезенных за определенный период времени (по отправлению). Моментом учета отправления служит момент приобретения билета (на железнодорожном, автомобильном, городском электрическом транспорте) или момент отправления транспортного средства (на водном и воздушном транспорте). Количество пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, определяется расчетом на основании результатов специально проводимых обследований.

Таблица 1.

Анализ динамики перевезенного грузооборота в Архангельской области

годы Перевезено (отправлено) грузов транспортом, тыс. тонн ∆у цеп, тыс. тонн Т цеп, % в том числе:
железнодорожным ∆у цеп, тыс. тонн Т цеп, % морским ∆у цеп, тыс. тонн Т цеп, % внутренним водным ∆у цеп, тыс. тонн Т цеп, % автомобильным ∆у цеп, тыс. тонн Т цеп, % воздушным ∆у цеп, тыс. тонн Т цеп, %
- - - - - - - - - - - -
114,7 124,4 101,2 116,9 101,8 100,0
109,5 110,1 -174 91,3 152,9 -110 96,6 100,0
-1004 93,9 102,0 -32 98,2 -613 76,3 -536 82,7 200,0
102,4 104,6 -33 98,2 -445 77,4 116,7 150,0
107,1 113,7 -35 98,0 108,5 -283 90,5 100,0
115,5 107,8 121,7 111,2 145,0 133,3
121,6 135,9 100,7 -257 86,0 106,6 100,0
100,5 -940 94,1 112,0 170,6 -306 92,7 125,0
-1239 94,8 -394 97,4 108,7 -726 73,1 -324 91,6 120,0
-1642 92,8 -1777 87,9 112,6 151,3 -1199 66,2 -1 83,3
-6629 68,6 -2552 80,2 -669 76,8 -1982 33,6 -1426 39,4 100,0
117,4 114,0 -147 93,4 154,8 172,3 100,0
101,4 104,7 -377 81,8 141,1 -575 64,0 120,0
-513 97,0 -699 94,3 -93 94,5 104,1 118,7 -2 66,7
среднегодовой показатель -28 -149

Таблица 2.

Анализ динамики перевезенных пассажиров Архангельской области

годы Перевезено (отправлено) пассажиров, млн. человек ∆у цеп, тыс. тонн Т цеп, % в том числе:
железнодорожным ∆у цеп, тыс. тонн Т цеп, % водным ∆у цеп, тыс. тонн Т цеп, % автомобильным ∆у цеп, тыс. тонн Т цеп, % воздушным ∆у цеп, тыс. тонн Т цеп, %
446,5 - - - - 0,8 - - 259,5 - - 0,2 - -
416,0 -30,5 93,2 7,6 -4,4 63,3 1,1 0,3 137,5 255,1 -4,4 98,3 0,2 100,0
399,6 -16,4 96,1 8,9 1,3 117,1 1,1 100,0 241,6 -13,5 94,7 0,2 100,0
225,3 -174,3 56,4 8,7 -0,2 97,8 1,1 100,0 174,9 -66,7 72,4 0,2 100,0
209,1 -16,2 92,8 7,7 -1 88,5 -0,1 90,9 168,2 -6,7 96,2 0,2 100,0
190,6 -18,5 91,2 7,3 -0,4 94,8 1,1 0,1 110,0 158,1 -10,1 94,0 0,3 0,1 150,0
186,4 -4,2 97,8 7,3 100,0 1,1 100,0 160,2 2,1 101,3 0,5 0,2 166,7
145,9 -40,5 78,3 6,6 -0,7 90,4 1,1 100,0 130,3 -29,9 81,3 0,8 0,3 160,0
136,5 -9,4 93,6 7,1 0,5 107,6 0,9 -0,2 81,8 123,6 -6,7 94,9 0,9 0,1 112,5
139,1 2,6 101,9 6,1 -1 85,9 0,1 111,1 131,7 8,1 106,6 1,1 0,2 122,2
128,8 -10,3 92,6 5,9 -0,2 96,7 1,1 0,1 110,0 120,8 -10,9 91,7 -0,1 90,9
114,1 -14,7 88,6 5,1 -0,8 86,4 0,9 -0,2 81,8 107,1 -13,7 88,7 100,0
114,8 0,7 100,6 4,6 -0,5 90,2 0,9 100,0 0,9 100,8 1,3 0,3 130,0
111,2 -3,6 96,9 4,5 -0,1 97,8 0,9 100,0 104,4 -3,6 96,7 1,4 0,1 107,7
104,2 -7 93,7 4,4 -0,1 97,8 1,2 0,3 133,3 97,6 -6,8 93,5 0,9 -0,5 64,3
среднегодовой показатель -24 -1 -12

По данным таблицы 1 можно сформулировать следующие выводы:

Среднегодовой грузооборот Архангельской области за исследуемый период в 15 лет (с 1998 по 2012 годы) составил 17 983 тыс. тонн, ежегодно увеличиваясь в среднем на 256 тыс. тонн со скоростью 102%.

Анализируемую динамику можно разделить на четыре периода:

I период подъема отрасли с 1998 по 2001 годы, когда скорость роста составила 114 и 109%;

II период кризиса 2001 – 2003 годы;

III период развития транспортной инфраструктуры 2003 – 2007 годы за счет увеличения морского и воздушного грузооборота;

IV период - 2007 – 2009 мирового экономического кризиса, когда железнодорожный грузооборот снизился на 20%, морской на 25%, внутренний водный на 67%, автомобильный – на 61% и воздушный - на 17%.

По структуре грузооборота, представленной на рисунке 2, можно судить о преимущественном значении железнодорожного транспорта.

перевозки грузов и пассажиров - student2.ru

Рисунок 2. Структура грузооборота Архангельской области по видам транспорта

По данным таблицы 2 можно сформулировать следующие выводы:

Анализируемые ряды динамики характеризуют снижение общего пассажирооборота. Среднегодовой пассажирооборот Архангельской области за исследуемы период в 15 лет (с 1998 по 2012 годы) составил 205 млн. человек, ежегодно сокращаясь в среднем на 24 млн. чел. со скоростью 9% (100 - 91).

Однако, на фоне практически отрицательной динамики железнодорожного и автомобильного транспорта (за исключением 2007 и 2010 годов), воздушный и, как ни странно, водный транспорт увеличивает обороты с интенсивностью соответственно 166% и 111% в 2004 и 2010 году.

По структуре пассажирооборота, представленной на рисунке 3, можно судить о преимущественном значении автомобильного транспорта.

перевозки грузов и пассажиров - student2.ru

Рисунок 3. Структура пассажирооборота Архангельской области по видам транспорта

Пассажирооборотопределяется как сумма произведений количества пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние поездки в километрах.

Наши рекомендации