Судебного департамента в 2010 году

2.1. Финансирование судов, мировых судей, органов судейского сообщества, Дисциплинарного судебного присутствия и системы Судебного департамента

Финансирование судов, мировых судей, органов судейского сообщества, Дисциплинарного судебного присутствия и системы Судебного департамента в 2010 году осуществлялось Судебным департаментом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», приказом Минфина России от 17 декабря 2008 г. № 143н «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)» и иными нормативными правовыми
актами.

Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Судебному
департаменту были утверждены бюджетные ассигнования в объеме 99 108,6 млн. рублей.

Уточненные объемы бюджетных ассигнований Судебному департаменту на 2010 год составили:

Всего 99 365,5 млн. рублей,

в том числе бюджетные ассигнования:

без учета федеральных целевых программ 91 659,2 млн. рублей,

на реализацию федеральной целевой программы

«Развитие судебной системы России»

на 2007 – 2011 годы [1] 7 613,1 млн. рублей,

на реализацию федеральной целевой программы

«Социально-экономическое развитие

Чеченской Республики на 2008 – 2011 годы» [2] 93,2 млн. рублей.

В связи с тем что решение о проведении в 2009 году индексации оплаты труда судей и федеральных государственных гражданских служащих не было принято, бюджетные ассигнования в объеме 2 593,1 млн. рублей, ранее предусмотренные на эти цели, были сохранены Судебному департаменту и направлены на текущее обеспечение деятельности судов, в том числе:

на реализацию Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и обеспечение функционирования ГАС «Правосудие»;

на индексацию расходов по оплате услуг по содержанию имущества, аренды помещений, капитального и текущего ремонта зданий;

на оплату коммунальных услуг, услуг почтовой связи и транспортных расходов.

В полном объеме распределены и доведены в соответствии со штатной численностью судов и органов Судебного департамента, численностью мировых судей, численностью судей в отставке бюджетные ассигнования, предусмотренные в 2010 году:

на оплату труда судей, работников аппаратов судов, государственных гражданских служащих управлений (отделов) Судебного департамента
в субъектах Российской Федерации, персонала по охране и обслуживанию зданий;

на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение действующим судьям и членам их семей, выплату компенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение действующим судьям;

на оплату расходов на предоставление услуг связи, обновление и обслуживание оборудования рабочих мест;

на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, и надбавки в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания работающим судьям, имеющим право на ее получение;

на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение судьям в отставке.

Методом индексации и обоснованной корректировки сметных назначений предыдущего года распределены объемы бюджетных ассигнований, использование которых не зависит от штатной численности – на оплату договоров по содержанию зданий судов, предоставлению коммунальных услуг (с учетом фактического изменения площадей), прочих услуг.

Бюджетные ассигнования на проведение планово-предупредительного текущего ремонта в районных судах были доведены пропорционально площади занимаемых помещений.

В 2010 году бюджетная роспись Судебного департамента дополнительно детализирована в целях обеспечения судьям военных судов:

выплат оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы до увольнения с военной службы;

дополнительных выплат согласно пункту 3 статьи 2 Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 г. № 3-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» после увольнения с военной службы.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 247 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» Судебному департаменту было открыто финансирование по целевой статье 505 38 01 «Единовременная выплата отдельным категориям граждан в связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне» в сумме 3,1 млн. рублей, за счет перераспределения с целевой статьи 490 02 01 «Пожизненное содержание судей».

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2010 г. № 389-р «О государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2010 год» Судебному департаменту переданы бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на 2010 год в сумме 50,2 млн. рублей.

Для введения в 2010 году апелляционной процедуры в кассационной и надзорной инстанциях, а также для решения первостепенных задач по информатизации судов Федеральным законом от 23 июля 2010 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» увеличена штатная численность работников аппаратов судов в 2010 году на 1476 единиц, в том числе:

1126 единиц работников аппаратов судов для введения апелляционной процедуры в кассационной и надзорной инстанциях (секретарей судебного заседания);

350 единиц работников аппаратов судов в области информационных технологий.

Увеличение лимитов бюджетных обязательств на оплату труда составило 160,8 млн. рублей и было произведено в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, выделенных Судебному департаменту на отчетный финансовый год.

Кроме того, в ходе исполнения федерального бюджета в целях минимизации кредиторской и дебиторской задолженностей Судебным департаментом представлялись в Минфин России предложения по перераспределению бюджетных ассигнований 2010 года.

Основным источником для удовлетворения имеющихся потребностей в 2010 году явилась экономия бюджетных средств по целевой статье расходов 0011900 «Судьи» коду классификации операций сектора государственного управления 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» в результате применения регрессивной шкалы ставок к страховым взносам на обязательное социальное страхование, которая была направлена на наиболее востребованные статьи расходов, в том числе:

для осуществления выплат стимулирующего характера работникам аппаратов судов и органов Судебного департамента;

на оплату почтовых услуг, договоров гражданско-правового характера, на техническое оснащение зданий, проведение ремонтных работ в зданиях судов, ремонт оборудования, инвентаря, а также на оплату расходов по содержанию помещений, техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации в зданиях судов и локально-вычислительных сетей;

на финансовое обеспечение мероприятий по оборудованию и доукомплектованию комплексов средств автоматизации в здании, предназначенном для размещения органов судейского сообщества Российской Федерации, для приобретения автотранспорта, оргтехники, на оплату горюче-смазочных материалов, расходных материалов к оргтехнике, на приобретение запасных частей к автомобилям и компьютерной технике.

Также в целях рационального использования бюджетных средств и уменьшения остатков на счете Судебного департамента за счет перераспределения внутренних резервов были увеличены лимиты бюджетных обязательств по ряду статей расходов, таких как:

221 «Услуги связи»

222 «Транспортные услуги»

225 «Услуги по содержанию имущества»

Предложенные Судебным департаментом изменения в роспись расходов федерального бюджета позволили удовлетворить имеющуюся потребность судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации на оплату разного рода работ, услуг и выплат социального характера.

В отчетном году Судебный департамент принял участие в формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов в части финансового обеспечения судов, мировых судей, органов судейского сообщества, Дисциплинарного судебного присутствия и системы Судебного департамента.

Работа с Министерством финансов Российской Федерации по формированию проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период проводилась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период» и Графиком подготовки и рассмотрения в 2010 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (далее – График).

Министерством финансов Российской Федерации Судебному департаменту в соответствии с Графиком были доведены предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2011-2013 годы, которые составили:

на 2011 год – 101 887,0 млн. рублей,

на 2012 год – 103 094,0 млн. рублей,

на 2013 год – 96 157,7 млн. рублей.

Предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2011 – 2013 годы были сформированы Минфином России в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, основанном на основных направлениях бюджетной политики на 2011 – 2013 годы.

Предельные объемы бюджетных ассигнований были сформированы исходя из следующих подходов:

1. Бюджетные ассигнования на формирование фондов оплаты труда определены с учетом:

индексации с 1 июня 2011 г. на 6,5% заработной платы судей, а также выплат, размер которых зависит от размера должностного оклада судьи (выходного пособия судьям, ежемесячного пожизненного содержания, выплат присяжным заседателям);

индексации с 1 июня 2011 г. на 6,5% заработной платы работников, оплата труда которых осуществляется по новой системе оплаты труда (обслуживающий персонал);

сохранения в 2011 – 2013 годах действовавших в отчетном году условий денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих;

повышения с 2011 года страховых взносов на обязательное социальное страхование с 26% до 34% от фонда оплаты труда (для судей – с 6% до 8%).

2. Увеличены бюджетные ассигнования на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям в связи с увеличением в 2011 году численности судей, имеющих право на выход в отставку.

3. Принимая во внимание, что с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415000 рублей на одного человека в год, страховые взносы не взимаются, при определении предельных объемов уменьшены бюджетные ассигнования на начисления на выплаты по оплате труда судей и работников центрального аппарата Судебного департамента.

4. Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение деятельности судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента сформированы исходя из уровня 2010 года.

5. Предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию Федерального закона от 1 июля 2010 г. № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 20.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в части профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей, впервые назначенных на должность.

Судебным департаментом были внесены в Министерство финансов Российской Федерации для рассмотрения на согласительном совещании следующие предложения о дополнительном выделении бюджетных ассигнований:

на увеличение фонда оплаты труда федеральных государственных
гражданских служащих с учетом индексации с 1 июня 2011 г. на 6,5%;

на оплату процессуальных издержек в части почтовых отправлений;

на оплату выделенных каналов связи;

на оплату коммунальных услуг и услуг по содержанию зданий судов, завершенных строительством (реконструкцией) в 2011 и 2012 годах;

на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям и ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку, в связи с изменением количества получателей данных выплат в 2012 году;

на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для финансового обеспечения полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в 2012 году;

на проведение VIII Всероссийского съезда судей в 2012 году;

на введение апелляционных инстанций в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (с
2011 года по гражданским делам; с 2012 года ­ по уголовным делам);

на обеспечение деятельности мировых судей в случае передачи вопросов их обеспечения на федеральный уровень;

на исполнение подпункта «д» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей (совершенствование процедуры присвоения квалификационных классов судьям и увеличение количества квалификационных классов судей с существенной дифференциацией оплаты за каждый квалификационный класс);

на исполнение подпункта «л» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей (повышение уровня оплаты труда работников аппаратов судов, прежде всего секретарей судебного заседания и помощников судей).

По итогам рассмотрения предложений Судебного департамента Минфином России принято решение о выделении Судебному департаменту дополнительных бюджетных ассигнований на следующие направления расходов и в следующих объемах:

на оплату процессуальных издержек в части почтовых отправлений – 274,4 млн. рублей ежегодно (потребность, заявленная Судебным департаментом на данные цели, удовлетворена полностью);

на оплату каналов связи в связи с увеличением тарифов – 345,3 млн. рублей ежегодно (потребность, заявленная Судебным департаментом на данные цели, – 739,1 млн. рублей ежегодно);

на проведение в 2012 году VIII Всероссийского съезда судей –108,6 млн. рублей (потребность, заявленная Судебным департаментом на
проведение съезда, удовлетворена полностью).

Вместе с тем Министерством финансов Российской Федерации были проиндексированы такие направления расходов, как расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг в связи с повышением тарифов на оказание данных услуг.

В итоге в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Судебному департаменту утверждены бюджетные ассигнования:

на 2011 год – 103 338,0 млн. рублей, в том числе на реализацию федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2007 – 2012 годы и «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 – 2012 годы» – 7 881,7 млн. рублей;

на 2012 год – 103 978,7 млн. рублей, в том числе на реализацию федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2007 – 2012 годы и «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 – 2012 годы» – 6 936,4 млн. рублей;

на 2013 год – 96 933,8 млн. рублей, при этом на реализацию федеральных целевых программ средств не предусмотрено в связи с их завершением в 2012 году.

Кроме того, статьей 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрено введение дополнительной штатной численности 860 судей (без дополнительного финансового обеспечения) для проведения в 2011 году мероприятий по назначению судей апелляционных инстанций по гражданским делам.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию расходных обязательств Судебного департамента на 2011 год, позволят обеспечить текущие потребности судов, органов судейского сообщества, Дисциплинарного судебного присутствия и системы Судебного департамента и выполнение плановых мероприятий по созданию надлежащих условий для осуществления правосудия судами.

Наши рекомендации