Условия и структурн способы разреш конфл. Осн задачи и ср-ва воздейств третьей стороны
Условия: 1) Время, кот необходимо для обсужден пробл, выяснен позиций и интересов сторон, выработки оптимальн решения 2) Участие третьей, нейтральной стороны (ее цель – помощь обоим оппонентам) 3)своеврем-ть разрешения 4)равновесие сил и возможностей, отсутств зависимости одной стороны от др 5)ур-нь кульруы 6)опыт (примеры разреш аналогичн конфл) 7)отношения оппонентов до возникнов противоречий. При разреш конфл использ структурнын способы: 1) разъяснение требований к работе (полное, четкое информирование сотрудников о задачах и требовании кот предъявл к нему, информ-е о системе полномочий и ответ-ти за результат работы) 2)координация и интеграция механизмов (отрегулированная система => отлаженность работы) 3)уст-е общеорганизационных целей (позволяют направить усилия сотрудников в одно направление => групповое усилие, приоритет общих целей) 4)исп-е системы награждения. Осн ср-ва воздейств 3й стороны: 1)разведение сторон, изолирование 2)юридич и административн методы вмешательства (юр ограны) 3)силовой метод 4)пропагандирующие методы (идеология, соц псих хар-ки противоречий) 5)информационные методы 6)консультирование
Переговоры как способ регулир конфл: значен, стадии перегов процесса.
Переговоры – процесс с помощью кот стороны пытаются разрешить конфл ч/з согласие. Есть 5 типов: 1)напр-е на продолж достигнут ранее соглаш 2)с целью нормализац отношений 3)в целях перераспределения прав, обяз\й 4)с нов партнером 5)на получ косвенных неформальн соглашений. Чем переговоры выгоднее суда? (От себя). Есть 1) Тематическая (выдел темы) 2) Процессуальная часть (выдел этапов). Стадии: 1) подготовка (цели, подготовка альтернативн стратегий, план ведения переговоров, распред ролевого участия) 2) процесс переговоров 3) анализ всего. Др представление о стадиях: 1) Подготовка (выбор ср-в ведения пер-в, уст-е контакта м/у сторонами, сбор и анализ нужн инф-ии, разработка плана, формир-е атмосферы взаимн доверия) 2)процесс пре-в (начало, выявлен спорных вопросов и повестки дня, раскрытие интересов сторон, вар-ты предлож для договоренности) 3) Достиж согласия (выявлен вар-ов для соглашения, окончат-е обсужден вар-ов, достижен формальн согласия).
Стили и тактики ведения переговорн процесса
Стратег активного соперничества вкл: 1)Жестк стиль (выигрыш-проигрыш) исп-т когда: плевать на отношения, уверен в перевесе сил в свою пользу, экстрим ситуация. Тактики жестк стиля: а) ультимативная б)выжимания уступок. Спец приемы ультимат тактики: рассчитанная задержка/выбор из двух зол 3)ложный затвор. Приемы такт выжим уступок: позиционное давление (виды: закрытая дверь, пропускной режим, визирование, внешн опасность)/ псих давление (принижение оппонента/ чтение в сердцах/искусств затягивание переговоров/ уловка последн требования) 1) Мягк стиль: стратегия приспособления (проигрыш-выигрыш). Исп-т когда: важны отношения, не важна проблема, вы не правы, нет шансов. 3) Торговый стиль (вы мне-я вам). Есть стратегия откр сотрудничетсва и аналитич стратегия. 4) сотруднический стиль (выйгрыш-выйгрыш). Вкл метод принципиальных переговоров (правила: отдел чел от пробл/сосредоточ на интересах, а не на пробл/ поиск взаимовыгодных вар-ов).
Медиация как способ регулиров конфл: значение, принципы.
От лат. «посредничество» - процесс в кот нейтрал сторона помогает разреш конфл. Появил в ранние века. Статистика показ что 85% медиаций успешны. Медиация выгоднее судов (объяснить почему). Принципы медиац: 1) Беспристрастность 2) Конфиденциальность (но не запрет научн исследовательских работ) 3)добровольность. Официальн медиаторы: межгос-е орг-ии/гос.правовые институты/гос.комиссии,соц психологи,конфликтологи. Неофиц медиаторы: юристы/психологи, соц педагоги. Медиац нужна когда: 1) нужно решение 2) хотят сохр конфиденц 3)мешыют эмоции 4) мало времени и денег 5) хотят остаться приятелями. Суд нужен когда: 1)нужн публичн оглашение 2)хочет наказать др сторону 3) нужен контроль после решения 4) есть уголовн и конституц-е вопросы
Ф-ии медиатора.
Ф-ии: 1)оценщик конфликтов 2) активн слушатель (обр связь) 3) беспристраст организатор процесса (осн правила, тон процесса, корректн отнош) 4)генератор альтернативн предлож-й 5)расширитель ресурсов 6)испытатель реалистичности и выполнимости 7) ролевая ф-я (то за одного, то за другого). 8) Помощник в оконч. договоренности 9) обучающий партнерским переговором (уст-ка на сотрудничество). Типы медиаторов: 1)«третейский судья» 2) «арбитр» 3) «посредник» (нейтральн роль) 4) «помощник» (не участвует в обсуждении) 5) «наблюдатель» (смягчает конфл своим присутствием). Сценарии-уровни медиац: 1) Классич медиац 2) Внутрисистемн медиация 3) ноу хау для комплексных случаев (для конкретн клиентов) 4) адвокатское посредничество 5) Посредничество в переговорах 6_osamary (делаться лучше) – работа с тренером наедине, без партнера по конфл.
Тактики воздейств медиатора на стороны: 1) т поочередного выслушивания 2) директивное воздейств (акцент на слаб места) 3)сделка 4) давление на одного из оппонентов 5) челночная дипломатия (раздел конфл сторон, постоянно курсирует м/у ними, согласуя их решения).