Методические указания по освоению дисциплины
Изучение дисциплины закладывает основы профессиональной подготовки по всем экономическим специальностям, формирует фундаментальный понятийный аппарат и позволяет соединить важнейшие теоретические проблемы экономической науки с тенденциями отечественных способов хозяйствования.
При чтении лекций необходимо придерживаться следующих рекомендаций: в лекциях необходимо сочетать теоретические материалы и практические примеры, представляющие экономические показатели в цифрах для сравнения. Российский опыт в лекциях необходимо рассматривать в динамике перехода от советской практики к современной, учитывая то обстоятельство, что этот процесс в разных содержательных сферах и даже в разных российских регионах находится на различных этапах.
По отдельным темам можно рекомендовать такие интерактивные формы как проблемные лекции, в которых упор делается на постановку наиболее важных проблем, раскрытие их сущности и путей решения. Для лучшего закрепления лекционного материала на практических занятиях разобрать задачи по пройденным темам, проанализировать результаты.
Преподавателю необходимо учитывать и самостоятельную работу студентов. Необходимо обеспечить студентов списком тем для самостоятельного изучения и литературой.
В процессе занятий преподавателю рекомендуется использовать различные активные и интерактивные формы обучения, такие как работа в группах, дискуссии, разбор задач, анализ результатов, интерактивные лекции и др.
Критерии оценки ответов
№ | Критерии | Уровень знаний и умений | |||
Отлично | Хорошо | Удовлетво- рительно; зачтено | Неудовлетво- рительно; незачтено | ||
Владение понятийным аппаратом | Свободно владеет понятийным аппаратом, умеет использовать его в анализе социально-педагогических процессов | Владеет понятийным аппаратом, но при использовании его допускает неточности | В основном знает содержание понятий, но допускает ошибки в их использовании | Не владеет понятийным категориями по предмету | |
Установление функциональных связей и зависимостей | Умеет выявлять и объяснять функциональные связи и зависимости | Допускает незначительные ошибки в выявлении функциональных зависимостей | Испытывает определенные затруднения при выявлении функциональных зависимостей | Не умеет выявлять функциональные связи и зависимости | |
Связь теории с практикой | Иллюстрирует теоретические положения примерами из педагогической педпрактики | Приводит примеры из учебной литературы | Испытывает затруднения в приведении примеров | Не может привести примеры | |
Владеет содержательным материалом по теме | Знание и свободное владение материалом по теме | Незначительные неточности в изложении содержания | Испытывают затруднения в изложении материала | Не знание материала | |
Логичность, изложения материала | Свободное владение речью, логичность, связанность изложения материала | Затруднение с изложением материала, проблемы в установлении логических связей | Отсутствие логики в изложении материала |
Каждый студент должен использовать все формы учебных занятий – как аудиторных, так и внеаудиторных.
Одной из форм являются лекции, на которых лектор дает основные знания по изучаемой дисциплине. Этот материал уже дается в «сжатой» форме. При непонимании отдельных фрагментов лекции необходимо обратиться к лектору, с просьбой повторить или разъяснить непонятный фрагмент.
Важность лекции как формы обучения предполагает обязательность посещения лекций. В случае отсутствия по уважительной причине необходимо обращение к конспекту своего товарища. Полезно также обращаться к преподавателю за консультациями в случае возникновения трудностей в понимании пропущенной темы.
Важной формой учебной работы студента являются практические занятия. Особенностью практических занятий является то, что на них активную роль играют студенты. Именно они выступают на семинарах, а преподаватель задает направление их работы и оценивает её.
Для заочного отделения большая часть времени отводится на самостоятельную работу. Студентам предлагается список тем для самостоятельного изучения и достаточное количество литературы для подготовки к ним. Работа предполагает конспектирование изученного материала по заданным темам. Конспектирование – письменный пересказ прочитанного своими словами. Хотя отдельные фрагменты, определения, понятия и категории необходимо записывать дословно. То, что конспект это пересказ своими словами прочитанного, означает необходимость понимания изученного материала. Выполняя самостоятельную работу, студенты должны не только развить в себе умение быстро и правильно использовать различные методы анализа предложенного материала, но и оперативно проводить параллели с другими науками. Это позволит выработать необходимые профессиональные качества.