Перечисленные аксиомы позволяют в математической форме описать действия потребителей как предсказуемые и последовательные

Систему потребительских предпочтений можно представить в виде графиков. Впервые это сделал английский экономист Ф. Эджуорт в 1881 г., построив кривые безразличия.

Кривая безразличия – геометрическое место точек, показывающее совокупность наборов товаров, обладающих равной полезностью для потребителя. Каждая точка на кривой безразличия – это особая комбинация двух таких товаров (рис.2).

Перечисленные аксиомы позволяют в математической форме описать действия потребителей как предсказуемые и последовательные - student2.ru

Рисунок 2. Кривая безразличия a, b, c, d– различные наборы товаров Aи B; U– кривая безразличия.

Если у потребителя будут меняться предпочтения, то возникнут новые кривые безразличия. Совокупность кривых безразличия, помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия (см. рис. 3).

Перечисленные аксиомы позволяют в математической форме описать действия потребителей как предсказуемые и последовательные - student2.ru

Рисунок 3. Карта безразличия

Черта покупательной способности, ограничивающая потребительский выбор на рынке, называется бюджетной линией (BL), которая строится путем попеременного отложения на осях графика максимального количества товара, которое можно приобрести при условии полного расхода бюджета (рис. 4).

Перечисленные аксиомы позволяют в математической форме описать действия потребителей как предсказуемые и последовательные - student2.ru

Рисунок 4. Бюджетная линия

Удовлетворение любых потребностей ограничивает бюджетная линия потребителей, поэтому, чтобы найти наилучший вариант потребительского выбора, следует наложить на карту безразличия бюджетную линию. При этом найденное оптимальное решение будет означать равновесие потребителя на рынке. Оптимальная комбинация должна:

а) находиться на бюджетной линии, так как слева находится область недоиспользования бюджета, а справа – недостаточности;

б) находиться на кривой безразличия как можно дальше от начала координат, обеспечивая тем самым максимизацию пользы.

Две линии, соприкасающиеся в одной точке, всегда имеют одинаковый наклон. При этом наклон кривой безразличия определяется нормой замещения (MRS), а наклон бюджетной линии – соотношением цен товаров входящих в набор (PB/PA), поэтому условие равновесия потребителя можно выразить математически (3)

MRSA/B = PB/PA (3)

и графически (рис. 5):

Перечисленные аксиомы позволяют в математической форме описать действия потребителей как предсказуемые и последовательные - student2.ru

Рисунок 5. Равновесие потребителя где Up U2, U3 – кривые безразличия; А, B – недоиспользование бюджета; M – недоступность для бюджета; E – равновесие потребителя.

В результате воздействия цен на рынке и дохода потребителя изменяется равновесие потребителя. Если доход потребителя растет, то его покупательная способность увеличивается и, наоборот, при сокращении дохода – сужается (рис. 6).

Перечисленные аксиомы позволяют в математической форме описать действия потребителей как предсказуемые и последовательные - student2.ru

Рисунок 6. Изменение дохода и оптимальный выбор потребителя где AB, A1B1, A2B2 – бюджетные линии; E, E1, E2 – точки оптимума.

Изменившиеся финансовые возможности заставляют потребителя переместиться на новую кривую безразличия , на которой он отыскивает точку нового оптимума. Зависимость между доходом и потреблением впервые исследовал немецкий статистик Х. Энгель, поэтому ее графическое отображение названо кривые Энгеля (рис. 7,а,б,в).

Перечисленные аксиомы позволяют в математической форме описать действия потребителей как предсказуемые и последовательные - student2.ru Перечисленные аксиомы позволяют в математической форме описать действия потребителей как предсказуемые и последовательные - student2.ru

Рисунок 7. Кривые Энгеля где а) товары нормальные; б) товары роскоши; в) товары низкого качества

В экономике действует закон Энгеля: при увеличении доходов потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости – в меньшей, чем увеличиваются их доходы. Фирмы на рынке ведут маркетинговую политику с целью увеличения сбыта, поэтому им важно знать как потребитель распорядится своим доходом. Это можно определить, если кривые Энгеля свести в единый график и увязать с различными товарными группами.

На графике проводят вспомогательную линию 0К под углом 45° к началу координат, на которой доходы равны расходам, тогда все кривые Энгеля разместятся под ней, как видно на рис.8.

Перечисленные аксиомы позволяют в математической форме описать действия потребителей как предсказуемые и последовательные - student2.ru

Рисунок 8. Распределение потребительского дохода 0К – доходы равны расходам.

Изменение цен, подобно доходу, оказывает влияние на равновесие потребителя. При изменении цены одного товара и неизменной цене другого в наборе бюджетное ограничение сдвигается: а) вправо – при увеличении цены и б) влево – при снижении цены. В обоих случаях изменяется наклон бюджетной линии и равновесие потребителя переходит из одной точки в другую. По мере увеличения дохода потребитель от них отказывается, заменяя на более ценные, а по мере снижения дохода потребление некоторых из них не только сохраняется, но даже увеличивается, как, например, потребление товаров Гиффена. Следует иметь в виду, что речь идет об индивидуальных предпочтениях и склонностях людей, поэтому для одних потребителей товар может быть нормальным, а для других – низшим.

Наши рекомендации