Где начинается и где заканчивается ответственность лидера

Вопрос: В «Шримад-Бхагаватам» (4.13.37) царь Анга назван «великодушным», удара-дхих. Это слово имеет и много дру­гих значений, уместных в данной связи: «возвышенный», «величественный», «выдающийся», «благородный», «вели­кий», «щедрый», «честный», «прямодушный», «свободный от предрассудков», «мягкий», «искренний», «порядочный», «справедливый», «красноречивый», «никогда не приходящий в замешательство», «обладающий выдающимся разумом» и «мудрый». Таким образом, использование именно этого слова многое говорит о выдающихся качествах царя Анги. Комментатор пишет: «Удара-дхи указывает на человека широких взглядов... Синонимом слова удара-дхи является слово буддхиман, что означает «спокойный и рассудительный». Та­ким образом, даже если человека интересует только удовле­творение собственных чувств, ему следует преданно служить Господу Кришне». («Чайтанья-Чаритамрита», Мадхья, 24.91)

Брахманы посоветовали Анге попросить у Господа сына. В комментарии Прабхупада пишет: «Зная о великодушии ца­ря Анги и желая ослабить его привязанность к материально­му миру, Господь сделает так, что у царицы родится жестокий и своенравный сын, из-за которого Анге придется покинуть дом. Как уже говорилось, Господь Вишну исполняет желания людей в точности так, как они того хотят, но когда дело каса­ется преданных, то Он исполняет их желания таким образом, чтобы в конце концов они смогли вернуться к Нему». («Шри-мад-Бхагаватам», 4.13.37, комментарий).

Позже царь Анга действительно покинул дом. Этим по­ступком он сознательно обрек своих беззащитных граждан на страдания, причиняемые жестоким и безбожным Вену. Та­ким образом, хотя мы говорим об ответственности лидера и его долге перед людьми, мы видим пример царя, отвергше­го свой долг. Анга сделал это по двум причинам: во-первых, он не смог защитить граждан от жестокостей своего сына (в «Бхагаватам» говорится, что он всячески пытался испра­вить Вену, но безуспешно), а во-вторых, его влекла к себе ду­ховная жизнь. Так где же начинается и где заканчивается от­ветственность правителя?

Ответ: Тот, кто предался Господу, находится под Его непо­средственным покровительством, и Всевышний Господь ус­траивает все так, чтобы обеспечить его духовный рост. Ино­гда это происходит весьма неожиданным образом. Порой, чтобы направить нас, Господь посылает нам трудности.

В данном случае у Анги родился жестокий сын, и это побу­дило его всецело посвятить себя достижению высшей це­ли — самореализации.

Давайте теперь попробуем обратиться к вопросу об ответ­ственности лидера. Каковы ее границы? Человек, занимаю­щий положение руководителя, всегда должен быть ответст­венным — он не может себе позволить поступить безответственно ни при каких обстоятельствах. Лидер дол­жен проявлять целостность, как в личной, так и в обществен­ной жизни. Он также должен осознавать, что все его поступ­ки, являются примером для подражания.

Взявший на себя роль лидера должен всегда помнить о том, что за его действиями постоянно наблюдают, а его примеру следуют. Лидер обязан всегда помнить о том влия­нии, которое его поступки оказывают на других, особенно на тех, кого он представляет. Его решение остаться у власти или отказаться от нее должно основываться на том, что будет луч­ше для настоящего и будущих поколений. Сегодня стало обычным делом, что лидеры остаются на своих постах до по­следнего, невзирая на то, что давно не соответствуют занима­емому положению и утратили всякую компетентность. Про­сто им хочется продолжать наслаждаться привилегиями, которые несет с собой высокое положение. В подобной ситу­ации лидер-слуга способен понять, что более не является на­илучшей кандидатурой на данную должность. Поскольку ли­дер-слуга не стремится к власти, но просто принимает ее ради помощи другим, он с легкостью откажется от нее, если най­дется кто-то, способный лучше позаботиться о людях.

Лидер всегда должен честно признавать свои недостатки. Даже если нам случается ошибаться, мы должны всегда про­должать думать о благе своих подопечных. Одним из прояв­лений честности является готовность уступить свое место более достойному, если мы своим руководством более не способны приносить благо другим. Если мы способны на это, нас будут уважать и помнить.

СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В «Шримад-Бхагаватам» (4.13.21) сказано:

«Обращаясь к мудрецу Майтрее, Видура спросил: Дорогой брахман, царъАнга славился своим благородством. Он об­ладал всеми качествами святого человека и всегда защи­щал брахманическую культуру. Как же этот великий че­ловек мог произвести на свет такого порочного сына, как Вену, из-за которого он утратил всякий интерес к госу­дарственным делам и ушел из дворца?»

В комментарии говорится:

«Общение с отцом, матерью, женой и детьми, по идее, должно приносить семейному человеку счастье. Но при определенных обстоятельствах отец, мать, жена или ребенок становятся нашими врагами. Чанакья Пандит говорит, что отец становится нашим врагом, если он залез в долги, мать — если она повторно выходит замуж, жена становится нашим врагом, если она очень красива, а сын — если он глупец и негодяй. Когда в доме появляет­ся враг, оставаться там и вести семейную жизнь стано­вится очень трудно...»

Итак, мы видим, что в семейной жизни человек может столкнуться с определенными трудностями, и это, конечно, противоречит нашим ожиданиям. Однако Вену оказался та­ким глупым и жестоким сыном, что действительно стал врагом Анги. Царь оказался в затруднительной ситуации:

он не мог исправить сына, но не мог и закрывать глаза на его злодеяния. И тогда он решил встать на путь духовности и от­речения, покинув дом и посвятив себя медитации. Итак, мы видим, что решение лидера-слуги должно быть основано на двух критериях — на том, что будет наилучшим в настоящий момент и что наиболее благоприятно для будущего. Для это­го ему, конечно, необходимо определить приоритеты. При­оритет в принятии решений всегда отдается высшим, духов­ным ценностям.

Наши рекомендации