Заказчиков – на чистоту
Редакция решила узнать, какую же перспективу имело дело с фиктивным тендером по вывозу нечистот в Центральном районе? Как известно, решением коллегии теоротделения АМКУ на участников тендера ООО «Стефи-2» и КП «Элу автодорог» был наложен штраф в размере 8 тысяч гривен. А что же заказчик торгов – администрация? Ведь нелепо предполагать, что должностные лица администрации Центрального района находились в блаженном неведении и не помышляли, что один из участников торгов – подставное лицо. В таком случае как расценивают контролирующие органы действия чиновников, проводивших фиктивный тендер?
По словам Павла Тымкива, если заказчик торгов обнаружил нарушения, то он должен был отменить тендер. Этого сделано не было. Однако АМКУ не имеет полномочий каким-то образом квалифицировать действия заказчика – это компетенция правоохранительных органов. Все материалы дела АМКУ передал в прокуратуру Центрального района.
Прокурор Центрального района Василий Кириенко сообщил, что оснований для прокурорского реагирования нет, а для дальнейшей проверки дело было передано в милицию – в Центральный райотдел.
Впрочем, и там дело о липовом тендере долго не задержалось. Как сообщила начальник пресс-службы городского управления милиции Оксана Шубина, расследованием по этому делу занимались участковые Корабельного райотдела милиции, однако к какому они пришли выводу, неизвестно. «Насколько я знаю, дело находится в Одесском апелляционном суде», – подытожил начальник пресс-службы.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Михаил Воскобойников,главный специалист отдела экологической безопасности Государственной экоинспекции в Николаевской области
- С появлением абонентских служб ситуация со стихийными отходами намного улучшилась. Меньше свалок стало в Центральном, Заводском районах города. Убраны огромные свалки в районе старого корпуса НКИ, на ул. Гражданской.
Однако по-прежнему проблемными территориями остаются Матвеевка, Терновка, поскольку они удалены от города.
В целом за 2009 год составлен 861 протокол за нарушения правил обращения с отходами, общая сумма штрафных санкций – 108 тыс. грн.
Чтобы предотвратить это явление, мы проводим проверки с привлечением специалистов из администраций районов. Устанавливается свалка, выносится предписание. Но не всегда это приносит результат. Свалку в микрорайоне Северном устранить не получается, потому что мусор туда упорно сносят жители Терновки.
Однако разъяснительная работа со стороны городских служб не проводится, нет предостерегающих знаков о запрете выноса мусора. Гораздо легче и эффективнее разъяснять жителям города, чем затрачивать огромные ресурсы на вывоз отходов.
Мы этим заниматься не должны, поскольку по положению мы ориентированы на юридических лиц. С местным населением должен проводить работу департамент ЖКХ.
Еще одна сторона проблемы. Свалки убирают, но они возникают снова из-за несвоевременного вывоза мусора или нехватки контейнеров. В Николаеве работает около пяти организаций, которые осуществляют сбор мусора контейнерами, и этого недостаточно. Рынок не сформирован, нет конкуренции. Если бы было здоровое соперничество между фирмами, то они бы гнались за качеством, чтобы привлечь как можно больше клиентов.
Отсутствует в Николаеве и практика переработки мусора. На свалку мусор поступает несортированный. Современные отходы содержат много ценных компонентов, которые можно продавать. Мир столкнулся с этим в 70-х годах и уже давно нашел решение проблемы сортировки отходов.
К СВЕДЕНИЮ
Отходы – в доходы
Во всем мире мусорный бизнес считается одним из самых доходных. В Николаеве за 11 месяцев было вывезено 1,50 млн. кубометров ТБО на городскую свалку при стоимости одного кубометра для населения в 24,64 грн. Итого за неполный год мусорные компании и организации, связанные со сбором ТБО, заработали 27 млн. грн. И это только официально.
Однако еще существуют также некоторые «сравнительно честные способы» заработать на вывозе ТБО. Например, варьируя мусорными контейнерами. Количество контейнеров для многоквартирного дома рассчитывается, исходя из нормы накопления мусора на одного человека, принятой горсоветом (в год 1,8 кубометра), и численности прописанных жильцов в доме. Если учесть график вывоза мусора и вместимость одного бака (0,75 или 1 кубометр), то можно рассчитать, сколько баков необходимо установить на один дом. Однако теория и практика часто расходятся, и контейнеров ставится меньше. Жильцы ведь платят по норме накопления, а не по фактически вывезенному мусору.
Еще одна статья дохода – это так называемый вывоз сверхнормативного мусора. Работники ЖЭКа могут установить, что жильцы дома слишком много мусорят и не вписываются в разработанную норму накопления, либо в контейнеры сбрасывается «левый» мусор (например, «шалят» жители частного сектора). Тогда руководитель ЖЭКа обращается в департамент ЖКХ с просьбой компенсировать «сверхнорматив», чтобы компания-возчик не несла убытки.
На подобной махинации в 2008 году попались руководители частного ЖЭКа ООО «Намыв-1». По сообщению областной прокуратуры, должностные лица «выбили» из городского бюджета дотацию на содержание жилищного фонда по статьям «вывоз твердых бытовых отходов» и «заработная плата» на общую сумму 81,2 тыс. грн. Однако в расчет бюджетных ассигнований на покрытие разницы в тарифе по вывозу ТБО были внесены недостоверные сведения. Аналогичные нарушения прокурором Заводского района выявлены и по двум другим частным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства.
Олег Оганов
Материал печатается при содействии Датской ассоциации журналистов-расследователей SCOOP. Юридическая экспертиза проведена Институтом развития региональной прессы.