Цель преподавания дисциплины
ЭКОНОМЕТРИКА
Учебное пособие
Гродно
Изд-во ГрГУ
УДК 330.4(07)
ББК 65 B6я7
Х 28
Р е ц е н з е н т ы:
Кафедра экономической информатики Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроики (зав. кафедрой кандидат технических наук, доцент В.Н. Комличенко);
А.Ю. Харин, доцент кафедры теории вероятностей и математической статистики Белорусского государственного университета, кандидат физико-математических наук, доцент
Рекомендован к изданию научно-методическим Советом ГрГУ им. Я.Купалы ( потокол № от 2014 г..).
Русилко, Т.В.
Х28 Эконометрика: Учебное пособие. /Т.В.Русилко, Г.А. Хацкевич,. –Гродно: Изд-во ГрГУ, 2014. – с.
ISBN 978-985-490-370-5.
Данное учебное пособие содержит доступное изложение начального курса по эконометрике. Включает теоретическую часть и, свыше ХХХХ упражнений и задач, позволяющих углубить усвоение лекционного материала.
Издание предназначено для студентов, обучающихся по физико-математическим, техническим и экономическим специальностям, а также может быть рекомендовано преподавателям и специалистам, применяющим эконометрическое моделирование и прогнозирование в профессиональной деятельности.
УДК 330.4(07)
ББК 65 B6я7
ISBN 978-985-490-370-5
© Т.В.Русилко, Г.А. Хацкевич, 2014
……………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В условиях широкого внедрения информационных технологий в систему управления экономикой, роль эконометрического моделирования возрастает и закономерно, что эконометрика включена в учебные программы вузов, обеспечивающих подготовку специалистов экономического профиля с углубленным изучением математических и статистических дисциплин. К специальностям такого рода относятся, в частности, экономическая кибернетика и информационные системы и технологии (в экономике). Наряду с такими концептуально важными дисциплинами, как микроэкрнрмика, макроэкономика и математическпя экономика эконометрика играет важную роль для построения, анализа и прогнозирования количественных моделей экономических явлений и процессов.
Данное учебное пособие сохраняет методические традиции преподавания начального курса эконометрики. При изложении учебного материала авторы использовали опыт многолетнего чтения курса эконометрики на факультете математики и информатики, а также экономики и управления студентам соответствующих специальностей учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».
В вузовских учебных планах Республики Беларусь эконометрика как отденльная дисциплина появилась чуть более двух десятилетий назад, хотя возникла она в 1926 году, благодаря инициативе норвежского статистика Рагнара Фриша. Содержание учебного пособия полностью соответствует типовой учебной программе указанных выше специальностей, и объединяет темы, отражающие основные составляющие этой дисциплины: регрессионный анализ, временные ряды и системы одновременных уравнений. В настоящее время уже издана достаточно обширная учебная литература по эконометрике. Данное учебное пособие отличается простотой и доступностью изложения учебного материала, сопровождающегося детальным решением типовых задач, и ориентировано на студентов, начинающих изучать курс эконометрики.
Авторы выражают глубокую благодарсность рецензентам: доценту А.Ю.Харину и кафедре экономической информатики БГУИР (зав. кафедрой Комличенко В.Н.) за конструктивные замечания, способствовавшие улучшению материала.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Цель преподавания дисциплины
Изучение курса «Эконометрика» нацелено на формирование
у студентов системы знаний, практических умений и навыков, охватывающих: построение эконометрических моделей, методику проведения эконометрического анализа, заключающегося в диагностике моделей; методику разработки прогнозов, основанных на эконометрических моделях.
Следует отметить, что подготовка специалистов экономического профиля невозможна без широкого использования ими таких классических и современных эконометрических методов, как регрессионный анализ, анализ временных рядов, базирующихся на основе теории вероятностей и математической статистики. При изучении данного курса необходимо исходить из того, что основной его целью является привитие студентам необходимых практических навыков, которые позволяют проводить спецификацию эконометрических моделей, проверять наличие нарушений классических модельных предположений и осуществлять анализ и прогноз экономических явлений и процессов на базе эконометрических моделей.
При проведении практических занятий и лабораторного компьютерного практикума предполагается следующая форма работы:
· решение практических задач и анализ полученных результатов;
· работа в компьютерном классе с использованием популярных эконометрических пакетов прикладных программ;
· самостоятельная работа студентов над лабораторными и индивидуальными заданиями.