Факторы, влияющие на размер прибыли
1. От объема производства продукции (эффект масштаба).
2. От себестоимости продукции.
3. От структуры ассортимента продукции (когда удельный вес выгодных видов продукции в общем объеме продукции является оптимальным для данного предприятия, тогда прибыль от реализации продукции будет наибольшей).
4. От уровня цен.
5. От создания конкурентоспособных видов продукции – этот фактор связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью, т.е. необходимо знание конъюнктуры рынка и спроса на конкретные виды продукции.
6. За счет монопольного положения предприятия.
7. За счет инновационной деятельности предприятия.
Рентабельность и ее виды
Рентабельность – это показатель доходности, прибыльности работы предприятия.
В зависимости от видов прибыли различают 2 вида рентабельности:
1. Общая рентабельность – это рентабельность производства – это основной сводный показатель эффективности всего производства. Получается путем деления балансовой прибыли на сумму всех производственных затрат, т.е. основного и оборотного капитала (в виде среднегодовой стоимости ОФ и среднего остатка оборотных средств).
2. Рентабельность продукции
Для того чтобы судить о том, насколько прибыльным, доходным, выгодным является для предприятия выпуск каждого вида продукции (или всех видов продукции в целом), следует рассчитать рентабельность каждого вида продукции (среднюю рентабельность продукции). Получается путем деления прибыли, полученной от реализации каждого вида продукции (всех видов продукции) на полную себестоимость данного вида продукции (или всей продукции в целом):
Показывает, какой процент предприятие получает с каждого рубля затрат на пр-во и реализацию продукции.
Вопросы для самоконтроля
1. Какими показателями характеризуется финансовое состояние предприятия?
2. Понятие прибыли, виды прибыли.
3. Как рассчитывается прибыль от реализации продукции?
4. Дайте определение балансовой прибыли.
5. Как определяется чистая прибыль?
6. Дайте определение рентабельности. Виды рентабельности.
7. Как определяются общая рентабельность производства, рентабельность продукции и рентабельность продаж?
8. Взаимосвязь себестоимости, прибыли и уровня рентабельности.
Список рекомендуемой литературы
1. Батуева А.Д. Статистика: учебное пособие для вузов / А.Д. Батуева, Е.П. Петецкая, М.А. Кокарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 255 с.
2. Методические положения по статистике. Вып.5 / Росстат. – М., 2006. – 510 с.
3. Микроэкономическая статистика:
4. Общая теория статистики. Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности /Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. - Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006.
5. Практикум по статистике: Учебник /Под ред. А.П. Зинченко. М.: Колос, 2001. – 392 с.
6. Рудакова Р.П., Букина Л.Л., Гаврилов В.И. Практикум по статистике. - СПб.: Питер, 2007. - 288 с.
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО» Новое знание», 2000. – 688 с.
8. Статистика финансов: Учебник / Под ред. В.Н. Салина. – М.: Финансы и статистика, 2004.
9. Статистика: Учеб. Пособие /Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 384 с.
10. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
11. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: Инфра-М, 2004.
12. Экономика и статистика фирм. /Под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
13. Ярных Э.А. Информационная инфраструктура и статистический анализ рынка товаров и услуг. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 368 с.
[1] Филатов О.К., Маргулис Е.И., Рябова Т.Ф. Экономика предприятий пищевой промышленности. Учебник для вузов. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2001. 496 с.
[2] Методические положения по статистике. Вып. 5/Росстат. – М., 2006. – 510 с.
* i – вид продукции
[3] Деление материалов на основные и вспомогательные носит здесь условный характер и зависит от количества материала, используемого на производстве в зависимости от специфики отрасли.