Раздел 5. безопасность и охрана труда

Глава 33. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕВ ОБЛАСТИ
БЕЗОПАСНОСТИИ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 306. Основные направления государственной политики
в области безопасности и охраны труда

Государственная политика в области безопасности и охраны труда направлена на:
1) разработку и принятие нормативных правовых актов Республики Казахстан в области безопасности и охраны труда;
2) разработку государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ в области безопасности и охраны труда;
3) создание и реализацию систем экономического стимулирования деятельности по разработке и улучшению условий, безопасности и охране труда, разработке и внедрению безопасных техники и технологий, производству средств охраны труда, индивидуальной и коллективной защите работников;
4) осуществление мониторинга в области безопасности и охраны труда;
5) проведение научных исследований по проблемам безопасности и охраны труда;
6) установление единого порядка учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
7) государственный надзор и контроль за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в области безопасности и охраны труда;
8) нормативное закрепление порядка осуществления общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области безопасности и охраны труда в организации;
9) защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей;
10) установление условий оплаты труда за тяжелую работу и работу с вредными (особо вредными), опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
11) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
12) подготовку и повышение квалификации специалистов по безопасности и охране труда;
13) организацию государственной статистической отчетности о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости;
14) обеспечение функционирования единой информационной системы в области безопасности и охраны труда;
15) международное сотрудничество в области безопасности и охраны труда.

1. Конституция РК является важнейшим документом, гарантирующим права граждан Казахстана, в том числе и в области безопасности и охраны труда. РК утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (п. 1 ст. 1 Конституции РК).
Настоящий Кодекс устанавливает основные направления государственной политики в области безопасности и охраны труда.
Действующим правом в РК являются нормы Конституции РК, соответствующих ей законов, иных нпа, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда РК (п. 1 ст. 4 Конституции РК).
Высшей юридической силой обладает Конституция РК (п. 1 ст. 4 Закона РК от 24 марта 1998 г. № 213 «О нормативных правовых актах» (Ведомости, 1998 г. № 2–3, ст. 25).
Разработка основных направлений и обеспечение реализации государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда, установление порядка принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами входит в компетенцию Правительства РК (подпункты 1), 13) ст. 15 ТК РК).
Разработка нпа по безопасности и охране труда ведется в соответствии с требованиями Закона РК от 24 марта 1998 г. № 213 «О нормативных правовых актах» и на основании «Правил принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами», утвержденных постановлением Правительства РК от 21 августа 2007 г. № 721 («Казахстанская правда» от 8 сентября 2007 г. № 141 (25386).
2. В компетенцию Правительства РК входит организация разработки и выполнения государственных программ в области безопасности и охраны труда (п. 2) ст. 15 ТК РК).
Государственная программа (далее – Программа) в области безопасности и охраны труда утверждается постановлением Правительства РК и является базовой для разработки отраслевых (секторальных) и региональных программ.
Целью Программы является обеспечение прав работников на безопасные условия труда.
Основными задачами Программы являются: нормативное правовое обеспечение безопасности и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, обучение работников вопросам безопасности и охраны труда, информационное обеспечение в области безопасности и охраны труда, институциональное развитие системы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о безопасности и охране труда, научное обеспечение за безопасностью и охраной труда, международное сотрудничество в области трудовых отношений.
Финансирование Программы в области безопасности и охраны труда должно осуществляться за счет бюджетных средств, средств международных и общественных организаций, за счет собственных средств предприятий.
3, 4. Мониторинг безопасности и охраны труда – система наблюдений за состоянием безопасности и охраны труда на производстве, а также оценка и прогноз состояния безопасности и охраны труда (пп. 28) п. 1 ст. 1 ТК РК).
Уполномоченный государственный орган по труду организует мониторинг и оценку рисков в сфере безопасности и охраны труда (пп. 22) ст. 16 ТК РК).
Мониторинг по безопасности и охране труда осуществляется уполномоченным органом и его территориальными подразделениями по отдельным организациям и по отраслям экономики на основании официальной информации и сведений о состоянии безопасности, условий и охраны труда, полученных непосредственно от работодателей и их служб безопасности и охраны труда, а также актов (документов) проверки контролирующих органов.
Цель проведения мониторинга по безопасности и охране труда – комплексная оценка условий труда на рабочих местах, снижение производственного травматизма и предупреждение несчастных случаев на производстве.
5. В компетенцию уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений входит разработка программ исследований по проблемам безопасности и охраны труда (пп. 14) ст. 16 ТК РК).
Ведущим научно-исследовательским институтом по проблемам безопасности и охраны труда является Республиканское государственное казенное предприятие «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения РК», созданное на основании постановления Правительства РК от 13 августа 2004 г. № 854 (САПП РК, 2004 г. № 30, ст. 401), основными задачами которого являются: проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-методическое обеспечение, разработка отраслевых нормативов и проектов нормативных правовых актов по проблемам безопасности и охраны труда, анализ и оценка состояния безопасности и охраны труда в отраслях экономики.
Кроме того, в РК функционирует ряд отраслевых научно-исследовательских институтов, ведущих научные исследования в пределах соответствующих их направлениям отраслей экономики.
6. Единый порядок учета несчастных случаев на производстве установлен ст. 326 ТК РК, согласно которой:
– каждый оформленный актом несчастный случай заносится в журнал регистрации несчастных случаев и иных повреждений здоровья на производстве и включается в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве, который подписывается работодателем и представляется в установленном порядке в органы статистики. Ведение журнала производится по форме, установленной уполномоченным государственным органом по труду (п. 8 ст. 326 ТК РК);
– работодатель согласно актам о несчастных случаях обязан ежемесячно передавать в территориальные органы государственной инспекции труда в соответствии с формой, установленной уполномоченным органом по статистике, сведения о несчастных случаях, происшедших в организации, с нарастающим итогом за соответствующий период (п. 9 ст. 326 ТК РК);
– о несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель или его представитель сообщает в соответствующую государственную инспекцию труда, о страховых случаях – в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя) (п. 10 ст. 326 ТК РК).
В соответствии с требованиями нормативных правовых актов, утверждаемыми Министерством здравоохранения РК, учет профессиональных заболеваний ведется государственными органами санитарно-эпидемиологической службы по месту основной работы заболевшего.
7. Государственный контроль и надзор в области безопасности и охраны труда осуществляются Правительством РК, уполномоченным государственным органом по труду и иными уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией (ст. 307 ТК РК).
Государственный контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства РК, в том числе в области безопасности и охраны труда осуществляют государственные инспекторы труда (п. 1 ст. 328 ТК РК), которые исполняют свои полномочия в соответствии с нормами, установленными ТК РК.
Порядок организации и проведения государственного контроля в области безопасности и охраны труда устанавливается «Правилами организации и проведения государственного контроля в области безопасности и охраны труда», утвержденными постановлением Правительства РК от 27 сентября 2007 г. № 851
8. Общественный контроль в области безопасности и охраны труда в организации осуществляет общественный инспектор по охране труда, избираемый профсоюзным комитетом организации, а при отсутствии профессионального союза – общим собранием (конференцией) работников (п. 1 ст. 340 ТК РК).
Республиканское, отраслевые, региональные объединения работников осуществляют общественный контроль за соблюдением трудового законодательства в организациях при условии закрепления такого права в соглашениях и коллективных договорах (п. 2 ст. 340 ТК РК).
Условия для осуществления деятельности представителей работников в области безопасности и охраны труда закрепляются в соглашениях либо коллективных договорах (пп. 9) п. 2 ст. 284 ТК РК).
9. Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей, осуществляется по нормам ГК РК (Особенная часть).
Вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме (п. 1 ст. 917 ГК РК).
Вред, причиненный жизни и здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, трудовых (служебных) обязанностей, возмещается по правилам ст. 936–946 ГК РК, если законодательными актами или договором не предусмотрена повышенная ответственность.
При причинении гражданину увечья или иного повреждения здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также расходы, вызванные повреждением здоровья (на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и др.), если признано, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не получает их бесплатно (п. 1 ст. 937 ГК РК).
В случае смерти гражданина право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; ребенок умершего, родившийся после его смерти, а также один из родителей, супруг либо другой член семьи, независимо от трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет, либо, хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе (п. 1 ст. 940 ГК РК).
Право на возмещение вреда имеют также лица, состоявшие на иждивении умершего гражданина и ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет после его смерти.
Один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами (п. 2 ст. 940 ГК РК).
Вред возмещается: несовершеннолетним – до достижения восемнадцати лет; учащимся в возрасте восемнадцати лет и старше – до окончания учебы в учебных заведениях по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет; женщинам старше пятидесяти восьми лет и мужчинам старше шестидесяти трех лет – пожизненно; инвалидам – на срок инвалидности; одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, – до достижения ими четырнадцати лет либо изменения состояния здоровья (п. 3 ст. 940 ГК РК).
Гражданско-правовая ответственность работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей регулируется Законом РК от 7 февраля 2005 г. № 30 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» («Казахстанская правда» от 12 февраля 2005 г. № 32–33).
10. В ТК РК появилось понятие «минимальный стандарт оплаты труда» (МСОТ) – гарантированный для соблюдения минимальный размер месячной заработной платы работника, занятого на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда, включающий в себя минимальный набор продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для восстановления жизненных сил и энергии работника, подвергающегося в процессе работы воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов (пп. 17) п. 1 ст. 1 ТК РК).
Минимальный стандарт оплаты труда определяется из расчета минимального размера месячной заработной платы, установленного Законом РК о республиканском бюджете на соответствующий год, и повышающих отраслевых коэффициентов, определяемых отраслевым соглашением и утверждаемых Правительством РК.
Минимальный размер месячной заработной платы или размер месячной тарифной ставки работника первого разряда для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда, предусмотренный условиями трудового, коллективного договоров и (или) актами работодателя, не может быть ниже минимального стандарта оплаты труда (п. 4 ст. 122 ТК РК).
Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с оплатой труда работников, занятых на работах с нормальными условиями труда, путем установления повышенных должностных окладов (ставок) или доплат, но не ниже установленных законодательством РК, отраслевыми соглашениями или коллективными договорами, основанных на минимальных стандартах оплаты труда.
Список производств, цехов, профессий и должностей, а также перечень тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда определяются уполномоченным государственным органом по труду по согласованию с уполномоченным государственным органом в области здравоохранения.
Установленные ст. 204 ТК РК условия оплаты труда распространяются на работников, труд которых в тяжелых, вредных (особо вредных), опасных условиях подтвержден результатами аттестации рабочих мест.
11. Пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, оказание информационных услуг в области безопасности и охраны труда является предметом деятельности Республиканского государственного казенного предприятия «Республиканский научно-исследовательский институт охраны труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан».
12. Подготовка специалистов по безопасности и охране труда ведется в ряде высших учебных заведений: Казахском Национальном Техническом университете им. К. Сатпаева, Карагандинском государственном техническом университете, Казахской головной Академии Строительства и Архитектуры, Таразском государственном университете, Восточно-Казахстанском государственном университете, Жезказганском университете.
Во всех технических и экономических высших и средних специальных учебных заведениях ведутся курсы охраны труда.
13. Государственная статистическая отчетность в области безопасности и охраны труда осуществляется в соответствии с Законом РК от 7 мая 1997 г. № 98 «О государственной статистике» (Ведомости, 1997 г. № 9, ст. 91) и «Правилами представления информации и ведения государственной статистики в области безопасности и охраны труда» (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства РК от 21 августа 2007 г. № 720.
Информация в области безопасности и охраны труда представляется физическими и юридическими лицами на основе первичной документации территориальным подразделениям уполномоченного органа по безопасности и охране труда, а также в соответствии с планом статистических работ органами статистики для формирования статистических данных (согласно указанным Правилам).
Ведение государственной статистической отчетности в области безопасности и охраны труда осуществляется в соответствии с планом статистических работ, утверждаемых Правительством РК и нормативными правовыми актами уполномоченного органа в области государственной статистики (согласно указанным Правилам).
14, 15. Международное сотрудничество в области трудовых отношений предполагает: взаимодействие с МОТ, Международной ассоциацией инспекций труда, другими государствами по совершенствованию государственной политики в области безопасности и охраны труда; участие в разработке и реализации проектов международных организаций по вопросам безопасности и охраны труда; участие в разработке проектов межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений в области безопасности и охраны труда; подготовка докладов по ратифицированным конвенциям МОТ (п. 3.6 Программы обеспечения безопасности и охраны труда Республики Казахстан на 2005–2007 годы).
Республикой Казахстан ратифицированы 17 Конвенций Международной Организации Труда. Кроме того, между МОТ и Минсоцтрудом РК подписана «Национальная Программа достойного труда в Республике Казахстан на 2007–2009 гг.».
9 декабря 1994 г. в г. Москва Правительством 12 стран СНГ было подписано соглашение о сотрудничестве в области охраны труда, в котором отмечен межгосударственный характер проблем охраны труда и важность их решения в деле обеспечения социальных гарантий безопасности жизни и здоровья работников. Соглашение обеспечивает проведение скоординированных действий в области охраны труда на основе использования на взаимовыгодных условиях накопленного опыта и научно-технического персонала. Соглашение ратифицировано в соответствии с Указом Президента РК от 4 сентября 1995 г. № 2451.
Правительствами 12 стран СНГ подписаны также: «Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ратифицировано Указом Президента РК от 25 мая 1995 г. № 2303); «Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания» (ратифицировано Указом Президента РК от 25 августа 1995 г. № 2423).

Статья 307. Государственное управление, контроль и надзор
в области безопасности и охраны труда

Государственное управление, контроль и надзор в области безопасности и охраны труда осуществляются Правительством Республики Казахстан, уполномоченным государственным органом по труду и иными уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией.

Государственное управление в области безопасности и охраны труда осуществляют Правительство РК, Минсоцтруд РК, а также иные уполномоченные государственные органы в соответствии с их компетенцией.
Контроль и надзор в области безопасности и охраны производится органами Прокуратуры РК, государственной инспекцией Минсоцтруда РК в соответствии с Законом РК от 21 декабря 1995 г. № 2709 «О Прокуратуре» и статьями 330 и 331 ТК РК.

Наши рекомендации