I часть. обзор литературы

Завитаева Олеся,

учащаяся 10 класса МБОУ

«Сизовская школа I-III

cтупеней» Сакского района, Научный руководитель:

Данилец Лилия Николаевна, педагог-психолог МБОУ

«Сизовская школа

I-III cтупеней»

Сакский район -2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Обзор литературы………………………………………………….….5

1.1.Особенности подросткового возраста и его характеристика…….5

1.2.Проявление характера у подростка……………………..……….....7

1.3.Угроза психике подростка……………………………………..….13

1.4.В чем проявляется кризис возраста?..............................................

1.5.Возникновение агрессивности в характере………………….…..

1.6.Причины возникновения агрессивности……………………..…..

1.7.Пути решения проблем благополучия и счастья подростка……

2.Материалы и методы исследований……………………………..…

3.Результаты исследований……………………………………………

4.ВЫВОДЫ…………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

В связи с взрослением организма у человека рано или поздно наступает период пубертатного возраста. То есть процесс изменений в организме подростка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Половое созревание запускается с помощью сигналов из головного мозга к половым железам: яичкам у мальчиков и яичникам у девочек. В ответ на эти сигналы половые железы вырабатывают различные гормоны, стимулирующие рост и развитие мозга, костей, мышц, кожи и репродуктивных органов. Рост тела ускоряется в первой половине пубертатного периода, а полностью заканчивается с завершением полового созревания. До начала полового созревания различия в строении тела девочки и мальчика сводятся практически только к половым органам. В течение периода полового созревания формируются значительные различия в размерах, форме, составе и функции многих структур и систем организма, наиболее очевидные из которых относят к вторичным половым признакам.

Несмотря на значительные индивидуальные колебания, пубертат у девочек в среднем начинается в возрасте 12 лет, у мальчиков — 13, а заканчивается у девушек к 16—17 годам, у юношей — к 17—18. У мальчиков основным гормоном полового созревания является тестостерон, который отвечает за все процессы формирования мужчины, и в том числе рост костей в длину. Несмотря на преобладание тестостерона, существенная часть этого гормона в процессе метаболизма превращается в эстрогены, имеющие свойства закрывать зоны роста костей, но уровень эстрогенов у мальчиков нарастает значительно медленнее, чем у девочек, поэтому рост мальчиков идёт дольше и интенсивнее. Если перед началом пубертата мальчики в среднем на 2 см ниже девочек, то к концу этого периода юноши становятся в среднем на 13 см выше девушек.

В процессе женского пубертата доминирующим является эстрогенный гормон эстрадиол, который вызывает рост и развитие молочных желёз и женских половых органов. Эстрадиол у девочек начинает повышаться раньше и достигает более высокого уровня, чем у мальчиков, поэтому девушки достигают половой зрелости и останавливаются в росте раньше, чем юноши.

Подростки в наше время бывают разные: балованные и наглые, скромные и пассивные, замкнутые и общительные. Но это вовсе не говорит о их внутренних переживаниях, которые они спрятали за этими масками.

И с вступлением личности в этот возраст, у него появляется все больше новых проблем, а решать их становится все труднее и труднее.

С началом взросления у подростка могут начаться проблемы с самореализацией, зачастую меняется мировоззрение и отношение к жизни. Очень часто дети пубертатного возраста сталкиваются с непониманием со стороны родителей, педагогов, и даже сверстников, что очень их огорчает. Ведь в этот период для подростка особенно важно найти единомышленников, тех, с кем он будет на одной волне, похожих на себя подростков. Так как нередко это оказывается сложной задачей, а порой даже невыполнимой, то подростки выражают свою индивидуальность при помощи самых различных методов. На фоне применимых ими методами, незаметно для них самих, формируются привычки, а в последствие и характер. Чем больше сваливается на ребенка проблем, тем тяжелее становится и его характер.

Так, мы решили познакомиться поближе с проблемами характера у детей пубертатного возраста поближе. Также найти методы устранения этих проблем, так как и у меня тоже есть ряд некоторых трудностей, соответствующих моему возрасту.

С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями. Родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. Без границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности. Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей. Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

Актуальность темы исследования . 21 век предъявляет свои требования к подрастающему поколению. Мощный поток информации захлестывает взрослеющих школьников.И в это сложное время нужно уметь приспособиться, адаптироваться ко все возрастающим требованиям к растущему ребенку. Если в конце 20 века дети шли в школу почти в 8 лет, то сейчас в 6 -7 лет. А это значит, что организм и психика ребенка должны научиться благополучно решить проблемы с серьезными психическими, физиологическими и интеллектуальными нагрузками, что очень сложно. Современный подросток отягощен тяжелым грузом препятствий, сложностей и трудностей ,что отражается на становлении его характера в целом. Поэтому первостепенна задача психолога в школе – первым почуствовать и решить вновь появляющиеся проблемы у каждого отдельного подростка и всего коллектива класса в целом. Очень важно обнаружить возникшие сложности в жизни подростков, раскрыть их, суметь помочь им в нелегких жизненных ситуациях для того, чтобы они чувствовали себя нужными, востребованными, понятыми и уважаемыми неповторимыми личностями. Ведь, нужно не забывать, что каждый из нас уникален и неподрожаем по- своему. Самая большая ценность для каждого человека –это ощущение самореализации и чувство переполнености чувством блаженства от того, что его окружают горячо его любящие люди. Но чтобы создать такую зону комфорта, нужно научиться решать свои каждодневные проблемы без вхождения в стрессовое состояние, необходимо приобрести навыки умения создавать эту зону комфорта вокруг себя, а для этого необходимо учиться приходить к компромиссу с окружающими, стремиться не только быть понятыми, но и самому понимать других людей, что весьма не просто. Согласованность в школьной деятельности достигается путем упорного труда над собой, искоренения своих недостатков и большой требовательности именно к себе, а не к окружающим. Но приходят к этому подростки довольно-таки тернистым путем и наш научный труд поэтому остроактуален и необходим, чтобы помочь подросткам средней школьной группы найти пути к своему счастью и самореализации.

Объект исследоваия: характер, как структура стойких постоянных психических процессов.

Предсмет исследования: проблемы характера у детей пубертатного возраста в средней школьной группе.

Цель работы – выявление проблем характера в подростковом возрасте на примере учащихся моей школы и нахождение методов их решения.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) Выявление наличий проблем у детей.

2) Определение причин возникновения проблем.

3) Анализ изменения характера в период пубертатного возраста.

Методы исследования: наблюдение, анализ теоретической литературы, тестирование и обработка данных методами математической статистики.

I ЧАСТЬ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

Наши рекомендации