Представленного составителем
Рег. № М-3733
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
И УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ
Методические указания к изучению дисциплины
И выполнению контрольных работ № 1, 2
Для студентов заочной формы обучения
Специальность 080502(4) - Экономика и управление на предприятии
Природопользования
Санкт-Петербург
Допущено
Редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методического издания
Составитель
канд. экон. наук, доц. Г.П. Ляпунова
Рецензент
ст. преп. М.А. Разбитная
Подготовлено на кафедре
коммерческой деятельности и предпринимательства
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителем
© СПбГИЭУ, 2012
Содержание:
1. Общие положения…………………………………………..…4
2. Методические указания к изучению дисциплины………..…5
3. Методические указания к выполнению контрольных работ №1 и 2…………………………………..……...6
4. Контрольные задания…………………………………………11
5. Требования к оформлению контрольных работ №1 и 2……16
6. Список литературы……………………………………..….….19
Приложение 1 Содержание тем дисциплины………....24
Приложение 2 Пример оформления
титульного листа контрольной работы……………..……………..27
Приложение 3 Перечень контрольных вопросов
для проверки знаний по дисциплине………………..………….…28
1. Общие положения
Основная цель преподавания дисциплины «Ценообразование и управление затратами» состоит в том, чтобы дать студентам необходимый объем современных теоретических знаний в областях ценообразования и управления затратами коммерческих предприятий и научить их практическим методам выполнения разнообразных аналитических и экономических расчетов, позволяющих повысить обоснованность принимаемых управленческих решений.
Задачи изучения дисциплины заключаются в привитии студентам навыков самостоятельного принятия решений в областях ценообразования и управления затратами и обеспечении эффективного использования полученных профессиональных знаний в практической деятельности.
Место дисциплины в учебном процессе определяется целевой направленностью подготовки специалистов в области экономики и управление на предприятии природопользования.
В соответствии с рабочим учебным планом заочной формы обучения, дисциплина изучается на V и VI курсах в качестве общепрофессиональной по выбору студента.
В результате усвоения учебного материала по дисциплине “Ценообразование и управление затратами”студент должен:
ЗНАТЬ:
- основополагающие категории, термины, понятия в области управления затратами и ценообразования, систему экономических, финансовых, технических показателей, используемых для оценки эффективности затратных процессов, состав основных процедур, связанных с установлением цен, а также методы выполнения соответствующих расчетов;
- методы и способы всесторонней социально-экономической оценки последствий принимаемых управленческих решений в области управления затратами и ценообразования.
УМЕТЬ:
- обосновывать объем затрат на реализацию коммерческих проектов и мероприятий;
- организовывать процесс управления затратами и их документирование;
- разрабатывать ценовую стратегию организации, рассчитывать величину скидок и определять принципы их предоставления.
ВЛАДЕТЬ:
- навыками квалифицированного анализа затрат и их влияния на результаты деятельности организаций;
- выполнения необходимых коммерческих расчетов, связанных с планированием затратных процессов и установлением цен;
- определения количественных и качественных оценок эффективности принимаемых решений в области ценообразования.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом, для студентов заочной формы обучения предусматривается контрольная работа.
2. Методические указания к изучению дисциплины
Поскольку предметом дисциплины является методология ценообразования и управления затратами, изучение дисциплины следует начать с ознакомления со структурой ресурсов предприятия. Особое внимание следует обратить на место проблем управления затратами и ценообразования в системе экономического управления. Для этого следует ознакомиться с задачами, функциями и регламентом систем финансового, налогового и управленческого учета, логикой и методологией процесса ценообразования и его нормативной базой. Рабочей программой дисциплины предусматривается 9 тем, по которым будут читаться лекции и проводиться практические занятия. Их перечень приведен в приложении 1: Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины).
Изучение дисциплины опирается на знание следующих учебных дисциплин:
экономика организаций (предприятий) (1- 9 темы);
экономическая теория (1-5 темы);
бухгалтерский учет (темы 1- 10);
экономический анализ (темы 5, 7, 10) и некоторые другие.
3. Методические указания к выполнению
контрольных работ №1 и 2
С целью проверки глубины и полноты усвоения материала в процессе самостоятельного изучения дисциплины, умения связывать теоретические положения с практикой для студентов V и VI курсов заочной формы обучения предусмотрено выполнение двух контрольных работ.
Выполнение контрольных работ в соответствии с изложенными ниже требованиями, является важным этапом подготовки и обязательным условием допуска студентов к зачету и экзамену по дисциплине.
Контрольная работа №1 выполняется после изучения следующих тем дисциплины:
1. Экономическое содержание термина «затраты».
2. Нормативная база учета затрат.
3. Классификация методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
4.Использование информации о затратах в процессах управления коммерческой деятельностью.
5. Обобщающие показатели себестоимости продукции, порядок их расчета.
6. Методы анализа эффективности затратных процессов.
Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, студенту необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины «Ценообразование и управление затратами» для специальности 080502. Это необходимо для того, чтобы осмыслить содержание учебной дисциплины и круг вопросов, которые предстоит освоить. Выполнение контрольной работы позволяет студенту проверить уровень знаний самостоятельного изучения дисциплины и осуществить самоконтроль усвоения учебного материала в соответствии с рабочей программой. Контрольная работа №1 состоит из двух частей.
Первая часть представляет собой описание систем управления затратами на коммерческом предприятии, проведение анализа и разработку рекомендаций по ее совершенствованию. В качестве объекта выбирается коммерческое предприятие или его структурное подразделение (место возникновения затрат) с выделением первичного центра затрат. В качестве предмета описания принимается система управления затратами на коммерческом предприятии (структурном подразделении). Выполнение контрольной работы №1 базируется на знании теоретического и практического материала по дисциплине и предполагает написание научно-практического отчета, содержащего исчерпывающие ответы на вопросы этого задания. Сбору и обобщению практического материала должно предшествовать изучение теоретических вопросов. При написании ответов рекомендуется придерживаться заданной последовательности. Отчет должен состоять из основной части, списка использованных источников и приложений, включающих образцы документов организации. Объем отчета 15 страниц. Объем приложений – не ограничен.
Объект и предмет описания выбираются студентом самостоятельно. Особое внимание при выполнении контрольной работы №1 необходимо уделить формулировке предложений и рекомендаций по совершенствованию (созданию) систем и управления затратами на выбранном студентом предприятии. Отразить недостатки или факторы, мешающие функционированию этой системы. При сборе информации, необходимой для выполнения контрольной работы №1, следует учитывать мнение работников, принимающих участие в процессах управления затратами на предприятии, а также собственные наблюдения. Желательно привести мнение о принципах и методах управления затратами, используемых на предприятии, руководителя организации (подразделения), бухгалтера и начальников производственного и коммерческого подразделения.
Вторая часть контрольной работы состоит из ответа на один контрольный вопрос. На контрольный вопрос должен быть дан исчерпывающий ответ в виде реферата с примерами из практики или специальной литературы. Реферат должен иметь следующие разделы: содержание, введение, в котором раскрывается место рассматриваемой проблемы в системе управления затратами, 2 -3 основных раздела, выводы и список источников, на которые приведены ссылки в тексте реферата.
Контрольная работа №2 выполняется после изучения следующих тем:
1. Ценообразование и коммерческая политика фирмы.
2. Учет затрат при формировании цен.
3. Формирование цен с учетом конкуренции.
Контрольная работа №2предполагает написания реферата и решение задачи по одной из тем рабочей программы. Решение задачи следует сопровождать пояснениями, ссылками на учебную литературу и практические ситуации.
Примеры решения задачи.
Задача 1. Предприятие производит стулья, реализуя 400 шт. в месяц по цене 250 руб. Переменные издержки составляют 150 руб./шт., постоянные издержки предприятия — 35000 руб. в месяц.
Возьмите на себя роль директора предприятия и ответьте на следующие вопросы:
1. Начальник отдела маркетинга полагает, что увеличение расходов на рекламу на 10 000 руб. в месяц способно дать прирост ежемесячной выручки от реализации на 30 000 руб. Следует ли одобрить повышение расходов на рекламу?
Решение:
Управленческая модель, изучающая взаимоотношение затрат, объема производства и прибыли, основывается на следующих предположениях:
1. Поведение общих затрат и выручки строго определено и линейно в пределах известной области, называемой областью релевантности:
2. Все затраты относятся либо к переменным, либо к постоянным.
3. Постоянные расходы остаются независимыми от объема реализации в пределах области релевантности.
4. Переменные расходы прямо пропорциональны объему реализации в пределах области релевантности.
5. Цена реализации продукции постоянна.
6. Цены на материалы и услуги, используемые в производстве, постоянны.
7. Производительность не меняется.
8. Отсутствуют структурные сдвиги.
9. Изменение затрат определяется только изменением объема производства.
10. Объем производства равен объему продаж, или изменения начальных и конечных запасов незначительны.
11. Изменение затрат определяется только изменением объема производства.
Данные предположения, конечно, ограничивают возможности анализа, поскольку на практике реализуются на относительно коротких промежутках времени при стабильной производственной программе, ценах и в отсутствии инфляции. Однако их использование позволило построить модель нахождения критической точки или точки равновесия. Под ней понимается та точка объема продаж или реализации, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции. Для ее вычисления можно использовать три метода: уравнения, маржинального дохода, графического изображения.
Предложение начальника маркетингового отдела скажется на величине постоянных затрат предприятия, удельные переменные затраты не изменятся. Для ответа на поставленный вопрос необходимо сопоставить прибыль предприятия в базовых условиях и прибыль предприятия в новых условиях.
400*250-400*150-35000=5000руб. – прибыль предприятия в базовых условиях.
130000-78000-45000=7000руб. – прибыль предприятия в новых условиях.
Следовательно, предложение может быть принято.
2. Зам. генерального директора по производству хотел бы использовать более дешевые материалы, позволяющие экономить на переменных издержках по 25 руб. на каждую единицу продукции. Однако начальник отдела сбыта опасается, что снижение качества плит приведет к снижению объема реализации до 350 шт. в месяц. Следует ли переходить на более дешевые материалы?
Решение:
Предложение начальника производственного отдела скажется на объеме продаж предприятия, удельные переменные затраты снизятся на 15 руб. Для ответа на поставленный вопрос необходимо сопоставить прибыль предприятия в базовых условиях и прибыль предприятия в новых условиях.
Прибыль после внедрения составит 8750 руб. (350*250-125*350-35000=87500-43750-35000=8750 руб.), предложение может быть принято.
При выполнении контрольной работы №2 студент должен использовать учебную и специальную литературу, информацию из периодических изданий и собственный практический опыт. Из периодической печати рекомендуется использовать следующие издания: «Бухгалтерский учет», «Главный бухгалтер», «Экономика и жизнь», «Финансовая газета» и др.
Первое задание контрольной работы №1 имеет одинаковую для всех студентов формулировку «Описание систем управления затратами на коммерческом предприятии, анализ и рекомендации по ее совершенствованию».
Второе задание контрольной работы №1 и №2 выбирается студентами по следующему правилу. Каждый студент выполняет вариант задания, номер которого совпадает с двумя последними цифрами его зачетной книжки. Предпоследняя цифра определяет номер вопроса контрольного задания. Последняя цифра соответствует номеру задачи контрольного задания. Например, последние две цифры номера зачетной книжки студента 78. Тогда номер контрольного вопроса 7 и номер задачи 8.
Контрольные работы должны быть представлена не позднее, чем за месяц до начала соответствующей экзаменационной сессии. Студенты, не представившие контрольную работу в срок, а также студенты, в работах которых при проверке будут выявлены существенные недостатки, не допускаются к экзамену по дисциплине.
Выполнение контрольной работы №1 должно свидетельствовать о знании студентом всех элементов системы управления затратами, умении применять их на практике. Анализировать, делать выводы и предложения (рекомендации) по ее совершенствованию. На контрольный вопрос должен быть дан исчерпывающий ответ, свидетельствующий о знании теоретической и практической стороны вопроса. Решение задачи должно сопровождаться пояснениями, ссылками на литературные источники, материалы предприятия.
Выполненные в соответствии с изложенными требованиями работы оцениваются по 5-ти бальной системе. Снижение оценки может быть связано с качеством оформления, полнотой и качеством ответов и решений.
Получив проверенную работу, студент должен исправить все отмеченные ошибки и замечания рецензента. Исправления и дополнения должны быть выполнены на отдельных листах и вложены на соответствующие места рецензируемой работы. Если работа не зачтена, студент должен представить ее повторно.
На экзамен студенту необходимо прийти с зачтенной контрольной работой №1 и №2.
4. Контрольные задания
4.1. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ контрольной работы №1
Представить научно-практический отчет «Описание систем управления затратами и ценообразования на коммерческом предприятии, анализ и рекомендации по их совершенствованию».
На основе сделанного выбора объекта и предмета описания студент раскрывает содержание следующих вопросов:
а) цели и задачи системы управления затратами на выбранном коммерческом предприятии или его структурном подразделении:
б) применяемые методы прогнозирования и планирования затрат, включая методы составления смет затрат, планов и бюджетов;
в) применяемые методы ценообразования на продукцию предприятия, отраслевые особенности установления цен;
г) перечень отчетных документов, которые необходимо вести в центрах ответственности и местах возникновения затрат на коммерческом предприятии для контроля за затратами;
д) методика учета затрат и калькулирования себестоимости, применяемую на коммерческом предприятии;
е) выводы и предложения по совершенствованию процессов управления затратами и ценообразования на предприятии.
4.2. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ контрольной работы №2
4. 2. 1. Задание 1. Написать реферат на заданную тему.
Темы рефератов:
0. Взаимодействие функций управления затратами с учетом с их особенностей как предмета управления. Принципы управления затратами на предприятии.
1. Причины множественности признаков классификации затрат. Особенности применения классификации затрат по экономическим элементам и статьям себестоимости.
2. Суть калькулирования себестоимости продукции. Виды калькуляций и способы отнесения затрат на продукт.
3. Характеристика мест возникновения затрат, центров затрат и центров ответственности за их уровень. Факторы снижения затрат на предприятии.
4. Поведение переменных и постоянных затрат в зависимости от объема продукции. Определение объема производства, обеспечивающего безубыточную работу предприятия в натуральном и стоимостном выражении.
5. Теоретические основы рыночного ценообразования
6. Государственное регулирование цен
7. Анализ влияния цен на финансовые результаты предприятия
8. Методы ценообразования
9. Стратегия и тактика ценообразования
4.2.2. Задание 2. Решить задачу.
Варианты задач контрольного задания:
0. Определить влияние снижения норм расхода материалов на себестоимость продукции. Исходная информация приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Снижение норм расхода материалов по видам
Наименование групп материалов | Удельный вес группы материалов в общей сумме материальных затрат, % | Размер снижения норм расхода, % |
1. Прокат черных металлов | ||
2. Цветные металлы | ||
3. Покупные изделия | ||
4. Химикаты | ||
5. Пластмассы | ||
6. Пиломатериалы | ||
7. Топливо технологическое | ||
8. Прочие материалы |
Удельный вес материальных затрат в производственной себестоимости продукции – 64,8%.
1. На основании приведенных данных сгруппировать затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг):
- в соответствии с их экономическим содержанием (по элементам);
- для целей планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) - по статьям затрат.
Исходная информация для группировки затрат приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг)
Наименование расходов | Сумма, руб. |
1 | 2 |
1. Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования | |
2. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных расходов) | |
3. Прочие затраты | |
4. Прочие производственные расходы | |
5. Сырье и материалы | |
6. Возвратные отходы | |
7. Цеховые расходы | |
8. Отчисления на социальные нужды | |
9. Потери от брака | |
10. Общехозяйственные расходы | |
11. Отчисления на социальные нужды производственных рабочих | |
12. Основная заработная плата производственных рабочих | |
13. Топливо и энергия на технологические цели | |
14. Амортизация основных фондов | |
15. Расходы на освоение и подготовку производства | |
16. Дополнительная заработная плата производственных рабочих | |
17. Затраты на оплаты труда | |
18. Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты | |
19. Прирост (+) или уменьшение (-) остатка незавершенного производства, полуфабрикатов, инструментов и приспособлений собственной выработки, не включаемых в стоимость продукции | +560 |
2. Используя данные таблицы 3, рассчитайте дуговой коэффициент прямой эластичности спроса по цене на товар А и перекрестной эластичности спроса на товар В с учетом изменения цены товара А.
Таблица 3 - Исходные данные
Цена товара А, руб. | Цена товара В, руб. | Объем спроса на товар А | Объем спроса на товар В | |
Ситуация 1 | ||||
Ситуация 2 |
3. Предприятие производит изделие по цене 210 руб. Общие постоянные расходы составляют - 200000 руб. Удельные переменные расходы в 1 квартале составили 160 руб.. Во 2 квартале цены на материалы снизились на 10%, что привело к снижению удельных переменных расходов на 10%. Определить, как повлияло на критический объем продукции изменение цен на материалы.
4. Цена на изделие в 1 квартале составляла 160 руб., во втором – увеличилась на 10%. Постоянные издержки – 1500000 руб., удельные переменные издержки – 100 руб. Как увеличение цены повлияло на критический объем продукции?
5. Торговое предприятие закупает и продает электрические приборы. Нормальный объем продажи – 900 шт. в год. Предполагается, что фактический объем продажи в предстоящем году составит 1050 шт. Постоянные издержки составляют 350000 руб.; переменные – 600 руб. за шт. Определить себестоимость одного прибора при нормативной калькуляции. Определить отклонение по объему, т.е. избыточность или недостачу покрытия основных расходов при продаже 1050 шт. приборов.
6. Экономист, занимающийся изучением эластичности спроса на услуги транспорта, пришел к заключению, что ценовая эластичность спроса на услуги метрополитена равна 0,15, а перекрестная эластичность спроса на услуги метрополитена в зависимости от цен на проезд в автобусе равна 0,6.
Приведет ли снижение платы за проезд в метро к снижению годового дохода метрополитена?
Если цена на проезд в метро возрастет на 30%, как должны измениться цены на автобусные перевозки, чтобы спрос на слуги метрополитена остался прежним?
7. Рассчитайте цену товара на момент поставки исходя из следующих условий. Цена товара на момент заключения договора поставки составила 1200 руб., доля заработной платы в цене товара на момент заключения договора составила 20%, доля сырья – 35%. Стоимость 1 кг сырья на момент заключения договора – 300 руб., на момент исполнения договора – 450 руб., заработная плата на момент заключения договора – 2200 руб., на момент исполнения договора – 3300 руб.
8. Предприятие шьет рубашки и брюки. В прогнозируемом периоде может быть отработано 20000 человеко-часов. При этом за один человеко-час можно сшить либо одну рубашку, либо трое брюк. Какой из товаров выгоднее производить предприятию? Почему? Исходные данные для расчетов приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Исходные данные
Показатель | Рубашки | Брюки |
Цена реализации, руб. | ||
Переменные издержки на единицу продукции, руб. | ||
Валовая маржа на единицу продукции, руб. | ||
Коэффициент валовой маржи на единицу продукции, долей единицы | 0,6 | 0,2 |
9. Предприятие реализует продукцию по 10 руб. за штуку. Переменные издержки на единицу продукции - 3,6 руб. Квартальный объем продаж - 250000 шт. Постоянные издержки предприятия составляют 975000 руб. Порог рентабельности перейден. Поступает коммерческое предложение продать дополнительно 20000 штук изделий по 5,25 руб. Выполнение этого заказа связано только с возрастанием переменных издержек на 72000 руб. Постоянные издержки не изменятся. Стоит ли принять предложение? Почему?
5. Требования к оформлению контрольНЫХ
Работ №1 И 2
Контрольная работа должна быть выполнена с использованием ПЭВМ на отдельно сброшюрованных листах формата А4 (210х297 мм). Объем контрольной работы должен быть не менее 25 страниц. Текст работы набирается через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, абзацный отступ – 1,25 см, поля 2,5 см. со всех сторон листа. В виде исключения контрольная работа может быть исполнена в рукописном варианте.
Оформление титульного листа должно быть выполнено в соответствии с приложением 2. Страницы работы должны быть пронумерованы (первой страницей считается титульный лист, на котором номер не ставится), обязательно наличие даты выполнения и личной подписи студента. Заголовки разделов и подразделов печатаются с абзацного отступа, с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей слева без абзацного отступа, в одну строку с ее номером через тире.
Таблица______ - _________________
номер название таблицы
Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу не проводят. Над другими частями таблицы пишут слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы. При переносе на следующую страницу шапку таблицы нужно повторить. На все таблицы должны быть ссылки; при ссылке писать слово «Таблица» с указанием ее номера. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. Разделять заголовки и подзаголовки шапки диагональными линиями не допускается. Шапка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Оформление таблиц в отчете должно соответствовать ГОСТ 7.32 и ГОСТ 2.105.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.
Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы справа в круглых скобках. ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.
В настоящее время допускаются различные способы группировки литературы в библиографических списках: алфавитный, систематический, топографический, хронологический, по видам источников.
Алфавитный:
В порядке обратной хронологии
1) Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти:
- Конституция
- законы
- указы Президента
- постановления Правительства РФ
2) Ведомственные правовые акты
3) Источники статистических данных
4) Документы и материалы государственных архивных учреждений
В алфавитном порядке
5) Книги, пособия и статьи на русском языке
6) Книги, пособия и статьи на иностранных языках
Систематический:(по отдельным отраслям знания, вопросам и темам в их логическом соподчинении)
Топографический:(по местностям, которым посвящена литература: по странам, областям, городам, т.д.)
Хронологический: (хронология публикации документов или хронология событий)
По видам источников:(официальные документы, исторические источники, научная литература, справочная литература, т.д.)
Какой бы способ группировки источников не был выбран, в начале списка располагаются законодательные и нормативные документы и акты. Они группируются в порядке от более значимых к менее значимым, а документы равной значимости в порядке обратной хронологии.
Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки. Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
Дополнительный справочный материал допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания аппаратуры и приборов и т. д.
Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.
Приложения обозначают цифрами, начиная с 1. После слова «Приложение» следует цифра, обозначающая его последовательность.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху справа страницы слова «Приложение» и его обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово «обязательное», а для информационного – «рекомендуемое» или «справочное». Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруются в пределах каждого приложения. Перед номерами ставится обозначение этого приложения.
Приложения должны иметь общую с остальной частью стандарта сквозную нумерацию страниц.
6. Список литературы [1]