Статистика отраслей торговли и общественного питания
Отличительной особенностью отраслей этой сферы является то, что здесь, как правило, лишь увеличивается стоимость продукта, уже созданного в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, строительстве. К функциям предприятий сферы обращения, представляющим собой продолжение и завершение производственных процессов, относятся перемещение продукта, его хранение, доработка, расфасовка, упаковка, отпуск потребителю и т. д. Лишь в общественном питании помимо указанных операций происходит создание нового продукта.
Важнейшей отраслью сферы обращения является торговля,занимающаяся доведением до потребителя материальных благ, созданных в сфере производства и закупленных в других странах. Под торговлей понимается также вид деятельности — продажа или перепродажа новых или бывших в употреблении товаров, который может являться как основным, так и второстепенным занятием субъектов деятельности. Субъектами деятельности выступают как юридические, так и физические лица, осуществляющие продажу товаров. В системе национального счетоводства торговля относится к сектору экономики «Коммерческие услуги», представленному в различных социально-экономических формах: государственной; кооперативной; рыночной; комиссионной; коммерческой; биржевой; аукционной; натурального обмена.
Каждая из этих форм (за исключением биржевой торговли) может осуществлять оптовый и розничный отпуск товаров.
В зависимости от того, кому предназначен, в каком объеме и какой товар, торговля подразделяется на оптовую и розничную.
Оптовая продажа— это отпуск товаров большими партиями, розничная — мелкими партиями (мелкий опт) и единичными экземплярами.
В соответствии с ОКДП оптовая и комиссионная торговля (кроме торговли автомобилями и мотоциклами) — это перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или другим профессиональным пользователям, другим оптовым торговцам. Чаще всего оптовая торговля занимается перепродажей сельскохозяйственного сырья, живых животных, пищевых продуктов, табачных изделий, бытовых товаров, промежуточных продуктов (кроме сельскохозяйственных), отходов и лома, машин, оборудования и производственных материалов.
Розничная торговля (кроме торговли автомобилями и мотоциклами) — это продажа (перепродажа без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров для личного потребления или домашнего пользования. Розничная торговля реализует продовольственные, непродовольственные товары, товары подержанные через магазины, так и вне их.
Отдельный раздел — продажа, техническое обслуживание, ремонт автомобилей и мотоциклов; розничная продажа горючего для транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания.
Основным показателем деятельности всех торговых структур является товарооборот. Под товарооборотом понимается совокупность актов купли-продажи товаров, т.е. материальных благ, совершающихся в процессе их перехода из сферы производства в сферу потребления за определенный период времени. В акте купли-продажи возможны различные комбинации продавцов и покупателей:
1) производитель — производитель;
2) производитель — товарная биржа;
3) товарная биржа — торговая организация;
4) торговая организация — торговая организация;
5) торговая организация — потребитель;
6) производитель — потребитель;
7) производитель — торговая организация;
8) производитель — коммерсант;
9) коммерсант — потребитель
По признаку продавца выделяют две категории: товарооборот производителей (строки 1 +2 + 6 + 7 +8) и торгово-посреднический оборот (строки 3 + 4 + 5 + 9). По признаку покупателя выделяют оптовый товарооборот, совершаемый внутри сферы обращения (строки 2 + 3 + 4 + 7 + 8 + частично 1), и розничный товарооборот, при котором товары выходят из сферы обращения для потребления (строки 5 + 6 + 9 + частично 1).
Валовой товарооборот исчисляется как общая сумма всех продаж, т. е. (строки 1+2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9).
Исключив повторный акт продажи из валового товарооборота, получаем чистый товарооборот как сумму конечных, последних продаж (5 + 6 + 9 + частично 1). В целом по народному хозяйству чистый товарооборот равен розничному. Для отдельной же торговой системы (или территории) чистый товарооборот больше розничного на сумму оптовых продаж другим торговым системам (или другим территориям).
Отношение валового к чистому обороту показывает, сколько звеньев прошел товар на пути своего следования от производителя к потребителю. Чем больше звеньев, тем больше стоимости добавляется к цене производителя и тем выше цена конечного потребления товара.
При расчете показателя продукции торговли используют следующие виды цен:
1) свободные рыночные цены и тарифы без включения в них налога на добавленную стоимость (НДС) – р1 (табл. 2.2);
2) государственные регулируемые оптовые цены и тарифы без включения в них НДС — р2;
3) государственные регулируемые розничные цены и тарифы, включающие в себя НДС, — р3 (табл. 10.3);
4) обменная цена, не превышающая себестоимости продукции, — р4;
5) другие цены (биржевая, договорная, демпинговая, залоговая и т. д.).
В ценах первых трех видов имеется элемент, покрывающий расходы торговли и обеспечивающий ее прибыльность. Это торговая наценка (ТН) — часть продажной цены, предназначенная для возмещения издержек обращения (транспортные расходы, оплата труда торговых работников, расходы по аренде и содержанию помещений, реклама и т. д.) и обеспечения прибыли торговых предприятий. При государственном регулировании торговая надбавка устанавливается в процентном отношении к отпускной цене (как правило, от 15 до 25%). Во всех остальных случаях она складывается под воздействием спроса и предложения на данный вид товара. Торговая наценка дифференцируется по группам товаров и по местонахождению торговых организаций. Сумма наценок по всем проданным товарам называется реализованным наложением (РН) или валовым доходом (ВД).
Таблица 2.2