Методы оценки дорожных условий
1.Метод коэффициентов относительной аварийности
Для получения сопоставимых данных при анализе дорожных условий пользуются системой показателей - коэффициентами относительной аварийности или коэффициентами происшествий.
Для длинных и однородных по геометрическим элементам участков коэффициент происшествий определяется по формуле
где z - количество происшествий в год; N - среднегодовая суточная интенсивность движения в обоих направлениях, принимаемая по данным учета движения, авт./сут; L - длина участка дороги, км.
Для коротких участков, резко отличающихся от смежных (мосты, перекрестки), коэффициент определяют по формуле
Коэффициенты, определяемые по этим формулам, используются для обработки статистических данных об аварийности отдельных участков. Для получения надежной оценки необходимо располагать данными не менее, чем за 3 - 5 лет.
2. Метод коэффициентов безопасности основан на отношении максимальной скорости движения на опасном участке к максимальной скорости движения на подходе к данному (опасному) участку. Такие отношения называются коэффициентами безопасности. Для построения графика коэффициентов безопасности определяют максимальную скорость в конце каждого участка, которую можно развить без учета условий движения на последующих участках. В проектах новых дорог нельзя допускать участки с коэффициентами безопасности, меньшими 0,8.
Метод коэффициентов безопасности учитывает движение одиночного автомобиля, что характерно только для дорог с малой интенсивностью (для уровня удобства движения А, при котором обгоны медленно движущихся автомобилей происходят сходу и встречаются реже, чем при уровне удобства движения Б).
Этот метод не учитывает движения по дорогам транспортных потоков средней и высокой интенсивности (уровни удобства движения Б, В и Г), когда на дорогах доминируют другие виды опасности:
– риск столкновения встречных автомобилей при обгоне;– риск наезда на впереди идущий автомобиль;– риск наезда на неподвижное препятствие в условиях ограниченной видимости; - риск потери поперечной устойчивости автомобиля на кривой малого радиуса
3. Метод коэффициентов аварийности основан на отношениях количества ДТП в фактических дорожных условиях к количеству ДТП в эталонных дорожных условиях, которые возникли бы после прохождения по участку дороги одного миллиона автомобилей. Такие отношения называются частными коэффициентами аварийности. Степень опасности участков дорог в данном методе характеризуется итоговым коэффициентом аварийности, определяемым как произведение частных коэффициентов аварийности по выражению
.
По значениям итогового коэффициента аварийности строят линейный график. На него наносят план и продольный профиль дороги, показывают все элементы, от которых зависит безопасность движения (продольные уклоны, вертикальные кривые, кривые в плане, мосты, населенные пункты и др.). На графике итоговых коэффициентов аварийности фиксируют для отдельных участков среднюю интенсивность движения по данным учета дорожных организаций, а для проектируемых дорог - перспективную интенсивность движения.
4. Метод коэффициентов относительной аварийности и его применение.
1. Для получения сопоставимых данных при анализе дорожных условий пользуются системой показателей - коэффициентами относительной аварийности или коэффициентами происшествий.
Для длинных и однородных по геометрическим элементам участков коэффициент происшествий определяется по формуле
где z - количество происшествий в год;
N - среднегодовая суточная интенсивность движения в обоих направлениях, принимаемая по данным учета движения, авт./сут;
L - длина участка дороги, км.
Для коротких участков, резко отличающихся от смежных (мосты, перекрестки), коэффициент определяют по формуле
Коэффициенты, определяемые по этим формулам, используются для обработки статистических данных об аварийности отдельных участков. Для получения надежной оценки необходимо располагать данными не менее, чем за 3 - 5 лет.