Валидность. Виды. Валид-практич ценность теста

Понятие, кот указ на то, что измер данный тест и насколько хорошо он это делает. Виды: Критериальная – отражает соотв-е диагноза и прогноза опр кругу критериев измеряемого кач-ва. Измер путем коррел баллов по тесту и пок-лей по внеш парам, избранному в кач критерия, причем этот крит дБ жизненным, независ от тестир.
Она делится на текущую (устан соотв-я рез-тов валидизируемого теста независ критерию, отраж сост исследуемого тестом кач-ва в мом провед исслед: тесты по проверке знаний связ с Ур успев-ти). Прогностич: хар-ет степень точности и обоснованности суждений о диагностир кач-ве по его рез-ту, спустя опр время после его измерения. Полученные рез сравнивают с предсказанными.

Констр.вал – показ, наск его рез могут рассм-ся в кач-ве меры некоего теор конструкта или св-ва. Спос: сравн с др мет-кой, выдвиж гипотез на осн теор представлений об измеряемом пок-ле, фактор ан, внутр соглас-ть пунктов теста, введ экспер переменной. Синтетич валид, Очевид валид – наск тест кажется хор др челу, незнак с целями и свед о мет-ке. Экол валид-ть – валид теста по отн к измеряемому св-ву в контексте опр сит.

31. Крит вал. Треб к крит, контамин.

Критериальная – отражает соотв-е диагноза и прогноза опр кругу критериев измеряемого кач-ва. Измер путем коррел баллов по тесту и пок-лей по внеш парам, избранному в кач критерия, причем этот крит дБ жизненным, независ от тестир.
Она делится на текущую (устан соотв-я рез-тов валидизируемого теста независ критерию, отраж сост исследуемого тестом кач-ва в мом провед исслед: тесты по проверке знаний связ с Ур успев-ти). Прогностич: хар-ет степень точности и обоснованности суждений о диагностир кач-ве по его рез-ту, спустя опр время после его измерения. Полученные рез сравнивают с предсказанными. Критерий валид-ти – непоср и независ от валидизир теста пок-ль, облад непоср ценностью для опред областей практики, и измер то же псих св-во, на кот направл данный тест. Сущ ряд треб к Крит: релев: Крит должен отржать ту псих реал, кот мы диагностир. Полнота Крит: он должен охват все стор диагностир псих реал. Надеж Крит: он дБ устойч и стаб во t. Практичность: дБ простым для опр-я. Дискримин-ть – должен делить людей на выс и низ по данному Крит. Может возникн ряд нежел Крит: контаминация. Она связ с тем, что свед о рез-тах обслед к-л испыт могут повлиять на S-ное отнош к нему со стор э-ра. Чтобы избежать: не показ рез, ничего не отвечать. У субъект Крит проявл особ ярко, у объектив тоже бывает.

32. Объектив и S-ные крит.

О-ные Крит: пок-ли, относ независ от мнений и оц людей. 1) соц демогр и биогр данные, пок-ли учеб деят, рез реал деят производств и непроизводств плана, клинич диагноз, данные др мет-к и тестов, валид кот уже устан, мет контрастных групп-выдел 2 контраст гр с разл степ псих реал-ти. Опр-ся достов-ть различий. S-крит. Осн на оц и сужд людей. Эксперт оц неск видов: инд-эксп: оц 1 челом, оч S-на. Мет коллект оц. 2-5 экспертам дается шкала и они совместно оц требуемое псих кач-во – выраб общего реш – мет средней независ оценки. Каждый испыт оц экспертами независ. Вместо шкалы иногда исп ранжир-е, при небольших выборках. Метод попар сравн. Когда оцен кач-во трудно отнести к 1 шкале. Исп-ся ф-ла Гилфорда. Чтобы S-ная оц была надеж, эксперт должен набл испыт в разл сит, где проявл исследуемое кач-во. Ошибки: эфф ореола,тенд усреднения.

33. Мет контраст групп. Объективный критерий валид-ти. В нем инф из повседнев жизни. Мы выдел 2 контраст группы с разл степ-ю псих реальности. Здесь опр-ся достоверность различий.

34. Конструктная валид-ть.

Тест должен либо подтверд либо опроверг жизнеспос нашего теор конструкта. Наск рез теста могут рассм-ся как мера некоего теор конструкта. Процед: сопост с др мет-ками, аналогич по конструкту, валид кот уже доказана. Динамика изуч конструкта: возраст как пок-ль динамики. Наши рез должны соглас-ся с возр динамикой исслед конструкта. Исп-ся мет попереч срезов. Фактор анализ. Позвол проан стр-ру и связи между составными частями исслед явления. Опр констр валид-ти как внутр соглас-ти теста. Опр конверг вал (наск рез теста соглас с др тестами, измер этот же констр) и диверг ( отсутствие связи между нашим тестом и др тестами, диагностир констр, не связ с нашим)

35. Норм-е. Цели, зад и спос.

Норма – количественная мера оценки результатов тестирования, определяющая степень выраженности психологического свойства как объекта измерения, которая показывает, какое место занимает данный индивид в эталонной группе людей с определенными признаками (социально-демографическими, половыми, возрастными и.т.п.)

Назначение норм:

1. Указывают положение обследуемого относительно эталонной (нормативной) выборки, что позволяет оценить выполнение им теста на фоне других лиц;

2. Нормы дают возможность сравнивать данные, полученные с помощью разных тестов.

Генеральная совокупность – множество элементов, объединенных общей характеристикой, указывающей на их принадлежность к определенной системе.

Выборка – часть элементов генеральной совокупности, являющейся репрезентативной по отношению к ней.

Нормы:

· Универсальные (для широкого круга людей)

· Групповые (для больших групп людей, отличающихся от других групп по наличию какого-либо признака)

· Локальные (для узких групп людей, в соответствии с конкретными целями тестирования)

Наши рекомендации