Показатели группировок. Техника проведения группировки
Классификация признаков:
-по форме выражения:
а) атрибутивные;
б) количественные:
- дискретные (прерывные). Выражаются целыми числами.
- непрерывные. Имеют целые и дробные значения.
- по характеру колеблемости:
а) альтернативные. Характеризуют наличие признака у одних единиц наблюдения и отсутствие у других.
б) имеющие множество изменяющихся значений.
- по роли взаимосвязи:
а) факторные
б) результативные.
Используя аналитические группировки, определяют факторные и результативные признаки изучаемых явлений. Факторные - это признаки, оказывающие влияние на другие, связанные с ними признаки. Результативные – это признаки, которые изменяются под влиянием факторных. Пример аналитической группировки (табл. 2.3).
Таблица 2.3.
Группы магазинов по объему | Торговая |
товарооборота, тыс. руб. | площадь |
1700-2000 | 18,5 |
2000-3000 | 22,5 |
3000-4200 | 59,0 |
Всего | 100,0 |
Чем больше торговая площадь (факторный признак), тем выше объем товарооборота (результативный признак).
Требования при определении величины интервала:
1. Интервалы должны выбираться таким образом, чтобы состав выделенных групп был количественно и качественно однороден, но группы различались между собой.
2. Интервалы не должны быть слишком малыми, так как при этом образуется большое число малочисленных групп, по которым нельзя обнаружить закономерности, а внутри групп не действует закон больших чисел.
3. Интервалы не должны быть слишком большими, так как это приводит к образованию неоднородных групп, искажению истинного характера, распределения и взаимосвязи.
4. Считается, что величина интервалов и число выделяемых групп зависят от численности статистической совокупности и вариаций изучаемого признака, чем больше численность и выше колеблемость исходных данных, тем больше групп мы должны и можем выделить.
Группировка осуществляется поэтапно. Вначале определяется примерное число групп, затем величина интервала. Строится 1й вариант группировки, потом при необходимости уточняется. Число групп в группировке выбирается в этом случае из таких предпосылок: изменчивость признака, число наблюдений, однородность групп.
Число групп тесно связано с объемом совокупности и определяется по формуле Стерджесса:
,
где n – число групп,
N – численность совокупности.
Размах вариации определяется по формуле:
R = Xmax – Xmin
Величина интервала определяется по формуле:
,
где и - максимальное и минимальное значения стоимости основных фондов, n - число групп.
Равные интервалы группировки применяются для однородных совокупностей, а для социально-экономических явлений чаще применяются неравноинтервальные группировки.
Если крайнее значение единиц совокупности значительно отличается по величине от остальных, применяются группировки с открытыми границами интервалов.
Необходимо выделить группировочный признак или основание группировки. Необходимо определить число интервалов группировки и их границы. Группировочный признак при анализе выбирается из условия выполнения цели группировки.
Так, если есть статистические данные о промышленных предприятиях отрасли, то можно в качестве группировочного признака выбрать такие величины:
· число рабочих на предприятии;
· число всех работающих;
· мощность энергоустановок;
· объем выпуска продукции;
· стоимость ОПФ и т.д.
Таким образом, по каждому из этих признаков, множество предприятий отрасли можно разбить на группы.
Интервалы группировки могут равные и неравные.
Равные интервалы используются, когда изменение признака внутри совокупности происходит равномерно, либо если далее планируется последующая математическая обработка сгруппированных данных.
Неравные интервалы обычно используются как прогрессивно увеличивающиеся. В экономической статистике чаще всего устанавливаются границы интервалов, основанные именно на таком принципе - прогрессивно увеличивающиеся.