Стеклянный (белый) ящик

При тестировании системы, как стеклянного ящика, тестировщик имеет доступ не только к требованиям на систему, ее входам и выходам, но и к ее внутренней структуре – видит ее программный код.

Доступность программного кода расширяет возможности тестировщика тем, что он может видеть соответствие требований участкам программного кода и видеть тем самым – на весь ли программный код существуют требования. Программный код, для которого отсутствуют требования называют кодом, непокрытым требованиями. Такой код является потенциальным источником неадекватного поведения системы. Кроме того, прозрачность системы позволяет углубить анализ ее участков, вызывающих проблемы – часто одна проблема нейтрализует другую и они никогда не возникают одновременно.

Тестирование моделей

Тестирование моделей находится несколько в стороне от классических методов верификации программного обеспечения. Прежде всего это связано с тем, что объект тестирования – не сама система, а ее модель, спроектированная формальными средствами. Если оставить в стороне вопросы проверки корректности и применимости самой модели (считается, что ее корректность и соответствие исходной системе может быть доказана формальными средствами), то тестировщик получает в свое распоряжение достаточно мощный инструмент анализа общей целостности системы. Работая с моделью можно создать такие ситуации, которые невозможно создать в тестовой лаборатории для реальной системы. Работая с моделью программного кода системы можно анализировать его свойства и такие параметры системы, как оптимальность алгоритмов или ее устойчивость.

Однако тестирование моделей не получило широкого распространения именно ввиду трудностей, возникающих при разработке формального описания поведения системы. Одно из немногих исключений – системы связи, алгоритмический и математический аппарат которых достаточно хорошо проработан.

Анализ программного кода (инспекции)

Во многих ситуациях тестирование поведения системы в целом невозможно – отдельные участки программного кода могут никогда не выполняться, при этом они будут покрыты требованиями. Примером таких участков кода могут служить обработчики исключительных ситуаций. Если, например, два модуля передают друг другу числовые значения, и функции проверки корректности значений работают в обоих модулях, то функция проверки модуля-приемника никогда не будет активизирована, т.к. все ошибочные значения будут отсечены еще в передатчике.

В этом случае выполняется ручной анализ программного кода на корректность, называемый также просмотрами или инспекциями кода. Если в результате инспекции выявляются проблемные участки, то информация об этом передается разработчикам для исправления наравне с результатами обычных тестов.

Лекция 6

Тестовое окружение

Основной объем тестирования практически любой сложной системы обычно выполняется в автоматическом режиме. Кроме того, тестируемая система обычно разбивается на отдельные модули, каждый из которых тестируется вначале отдельно от других, затем в комплексе.

Это означает, что для выполнения тестирования необходимо создать некоторую среду, которая обеспечит запуск и выполнение тестируемого модуля, передаст ему входные данные, соберет реальные выходные данные, полученные в результате работы системы на заданных входных данных. После этого среда должна сравнить реальные выходные данные с ожидаемыми и на основании данного сравнения сделать вывод о соответствии поведения модуля заданному (Рис. 1).

Стеклянный (белый) ящик - student2.ru

Рис. 1. Обобщенная схема среды тестирования

Тестовое окружение также может использоваться для отчуждения отдельных модулей системы от всей системы. Разделение модулей системы на ранних этапах тестирования позволяет более точно локализовать проблемы, возникающие в их программном коде. Для поддержки работы модуля в отрыве от системы тестовое окружение должно моделировать поведение всех модулей, к функциям или данным которых обращается тестируемый модуль.

Поскольку тестовое окружение само является программой (причем, часто не на том языке программирования, на котором написана система), оно само должно быть протестировано. Целью тестирования тестового окружения является доказательство того, что тестовое окружение никаким образом не искажает выполнение тестируемого модуля и адекватно моделирует поведение системы.

Драйверы и заглушки

Тестовое окружение для программного кода на структурных языках программирования состоит из двух компонентов – драйвера, который обеспечивает запуск и выполнение тестируемого модуля и заглушек, которые моделируют функции, вызываемые из данного модуля. Разработка тестового драйвера представляет собой отдельную задачу тестирования, сам драйвер должен быть протестирован, дабы исключить неверное тестирование. Драйвер и заглушки могут иметь различные уровни сложности, требуемый уровень сложности выбирается в зависимости от сложности тестируемого модуля и уровня тестирования. Так, драйвер может выполнять следующие функции:

1. Вызов тестируемого модуля

2. Пункт 1 плюс передача в тестируемый модуль входных значений и прием результатов

3. Пункт 2 плюс вывод выходных значений

4. Пункт 3 плюс протоколирование процесса тестирования и ключевых точек программы

Заглушки могут выполнять следующие функции:

1. Не производить никаких действий (такие заглушки нужны для корректной сборки тестируемого модуля и

2. Выводить сообщения о том, что заглушка была вызвана

3. Выполнять пункт 1 и выводить сообщения со значениями параметров, переданных в функцию

4. Выполнять пункт 2 и возвращать значение, заранее заданное во входных параметрах теста

5. Выполнять пункт 3 и выводить значение, заранее заданное во входных параметрах теста

6. Выполнять пункт 3 и принимать от тестируемого ПО значения и передавать их в драйвер.

Для тестирования программного кода, написанного на процедурном языке программирования используются драйверы, представляющие собой программу с точкой входа (например, функцией main()), функциями запуска тестируемого модуля и функциями сбора результатов. Обычно драйвер имеет как минимум одну функцию – точку входа, которой передается управление при его вызове.

Функции-заглушки могут помещаться в тот же файл исходного кода, что и основной текст драйвера. Имена и параметры заглушек должны совпадать с именами и параметрами «заглушаемых» функций реальной системы. Это требование важно не столько с точки зрения корректной сборки системы (при сборке тестового драйвера и тестируемого ПО может использоваться приведение типов), сколько для того, чтобы максимально точно моделировать поведение реальной системы по передаче данных. Так, например, если в реальной системе присутствует функция вычисления квадратного корня

double sqrt (double value);

то с точки зрения сборки системы вместо типа double может использоваться и float, но снижение точности может вызвать непредсказуемые результаты в тестируемом модуле.

В качестве примера драйвера и заглушек рассмотрим реализацию стека на языке Си, причем значения, помещаемые в стек, хранятся не в оперативной памяти, а помещаются в программируемое постоянно е запоминающееся устройство (ППЗУ, Non-Volatile Memory, NV Memory) при помощи отдельного модуля, содержащего две функции – записи данных в ППЗУ по адресу и чтения данных по адресу.

Формат этих функций следующий:

void NV_Read(char *destination, long length, long offset);

void NV_Write(char *source, long length, long offset);

Здесь destination – адрес области памяти, в которую записывается значение, считанное из ППЗУ, source – адрес области памяти, из которой записывается значение в ППЗУ, length – длина записываемой области памяти, offset – смещение относительно начального адреса ППЗУ.

Реализация стека с использованием этих функций выглядит следующим образом:

long currentOffset;

void initStack()

{

currentOffset=0;

}

void push(int value)

{

NV_Write((int*)&value,sizeof(int),currentOffset);

currentOffset+=sizeof(int);

}

int pop()

{

int value;

if (currentOffset>0)

{

NV_Read((int*)&value,sizeof(int),currentOffset;

currentOffset-=sizeof(int);

}

}

При выполнении этого кода на реальной системе происходит запись в ППЗУ, однако, если мы хотим протестировать только реализацию стека, изолировав ее от реализации модуля работы с ППЗУ, необходимо использовать заглушки вместо реальных функций. Для имитации работы ППЗУ можно выделить достаточно большой участок оперативной памяти, в которой и будет производиться запись данных, получаемых заглушкой.

Заглушки для функций могут выглядеть следующим образом:

char nvrom[1024]; // Эмуляция массива данных ППЗУ

void NV_Read(char *destination, long length, long offset)

{

printf(“NV_Read called\n”);

memcpy(destination, nvrom+offset, length);

}

void NV_Write(char *source, long length, long offset);

{

printf(“NV_Write called\n”);

memcpy(nvrom+offset, source, length);

}

Каждая из заглушек выводит трассировочное сообщение и перемещает переданное значение в память, эмулирующую ППЗУ (функция NV_Write) или возвращает по ссылке значение, хранящееся в памяти, эмулирующей ППЗУ (функция NV_Read).

Схема взаимодействия тестируемого ПО (функций работы со стеком) с реальным окружением (основной частью системы и модулем работы с ППЗУ) и тестовым окружением (драйвером и заглушками функций работы с ППЗУ) показана на рис. 2 и 3 соответственно.

.

Стеклянный (белый) ящик - student2.ru

Рис. 2. Схема взаимодействия частей реальной системы

Стеклянный (белый) ящик - student2.ru

Рис. 3. Схема взаимодействия тестового окружения и тестируемого ПО

Тестовые классы

Тестовое окружение для объектно-ориентированного ПО выполняет те же самые функции, что и для структурных программ (на процедурных языках). Однако, оно имеет некоторые особенности, связанные с применением наследования и инкапсуляции.

Если при тестировании структурных программ минимальным тестируемым объектом является функция, то в объектно-ориентированным ПО минимальным объектом является класс. При применении принципа инкапсуляции, все внутренние данные класса и некоторая часть его методов недоступна извне. В этом случае тестировщик лишен возможности обращаться в своих тестах к данным класса и произвольным образом вызывать методы – единственное, что ему доступно – вызывать методы внешнего интерфейса класса.

Существует несколько подходов к тестированию классов, каждый из них накладывает свои ограничения на структуру драйвера и заглушек:

1. Драйвер создает один или больше объектов тестируемого класса, все обращения к объектам происходят только с использованием их внешнего интерфейса. Текст драйвера в этом случае представляет собой т.н. тестирующий класс, который содержит по одному методу для каждого тестового примера. Процесс тестирования заключается в последовательном вызове этих методов. Вместо заглушек в состав тестового окружения входит программный код реальной системы, соответственно отсутствует изоляция тестируемого класса. Однако, именно такой подход к тестированию принят сейчас в большинстве методологий и сред разработки. Его классическое название – unit testing (тестирование модулей).

2. Аналогично предыдущему подходу, но для всех классов, которые использует тестируемый класс, создаются заглушки.

3. Программный код тестируемого класса модифицируется таким образом, чтобы открыть доступ ко всем его свойствам и методам. Строение тестового окружения в этом случае полностью аналогично окружению для тестирования структурных программ.

4. Используются специальные средства доступа к закрытым данным и методам класса на уровне объектного или исполняемого кода – скрипты отладчика или accessors в Visual Studio.

Основное достоинство первых двух методов – при их использовании класс работает точно таким же образом, как в реальной системе. Однако в этом случае нельзя гарантировать того, что в процессе тестирования будет выполнен весь программный код класса и не останется непротестированных методов.

Основной недостаток 3-го метода – после изменения исходных текстов тестируемого модуля нельзя дать гарантии того, что класс будет вести себя таким же образом, как и исходный. В частности это связано с тем, что изменение защиты данных класса влияет на наследование данных и методов другими классами.

Тестирование наследования – отдельная сложная задача в объектно-ориентированных системах. После того, как протестирован базовый класс, необходимо тестировать классы-потомки. Однако, для базового класса нельзя создавать заглушки, т.к. в этом случае можно пропустить возможные проблемы полиморфизма. Если класс-потомок использует методы базового класса для обработки собственных данных, необходимо убедиться в том, что эти методы работают.

Таким образом, иерархия классов может тестироваться сверху вниз, начиная от базового класса. Тестовое окружение при этом может меняться для каждой тестируемой конфигурации классов.

Наши рекомендации