Ледник Восточный Ронгбук

Уже к полудню солнце спряталось за плотным слоем облаков. Поднял­ся сильный ветер. Чен укрепляет свою палатку дополнительными реп­шнурами. Мне хочется посмотреть келью отшельника, стоящую недале­ко от нашего лагеря. У Йены нет же­лания составить мне компанию, так что я иду один. Пока я хожу, она записывает в дневнике:

«Когда меня переполняют чув­ства и хочется высказаться, у Райнхольда или нет времени, или нет настроения. И снова я одна со своими мыслями. Иногда этот чело­век меня подавляет. Но я понимаю, что это как раз то, что мне надо — самостоятельный человек, сильная личность. В своей внутренней не­уверенности я ищу, на что опереть­ся в жизни. Однако временами мое собственное Я настолько подав­ляется, что я едва выдерживаю. Проклятие! Я доверяю его мнению, но зачем же лишний раз напо­минать мне: «Ты этого не можешь» или «Ты никогда не влезешь туда». Неужели он не понимает, что мне необходимо мечтать: «О, может быть, я когда-нибудь взойду на Маттерхорн по Северной стене». Конечно, я понимаю, как трудно это осуществить. Но я терпеть не могу, когда говорят, что мне что-то недоступно, пока я сама в этом не убе­дилась.

Временами я становлюсь нело­гичной. Когда Райнхольд меня злит, я в ответ обижаю его и обвиняю в том, что он меня обижает. В глуби­не души я понимаю, что неправа, но это меня не удерживает. Я ста­новлюсь невыносимой для него. Райнхольд исключительно терпели­вый и предупредительный человек, насколько я его уже знаю. Может быть, потому, что он знает, как от­вратителен иногда бывает сам. За то время, что я сижу здесь в лагере и пишу, я пережила уже несколько маленьких кризисов.

Женщины, в общем-то, счаст­ливее в обстановке домашнего хо­зяйства, и мы еще дома распре­делили наши обязанности так: я за­бочусь о кухне, о лагере, аптеке, он занимается организацией, развед­кой и описанием маршрута. Мы по­ставили наш лагерь вполне сносно, насколько это было возможно при постоянном ветре. Цао разбудил ме­ня в первую же ночь, у него была высокая температура. Я отправи­ла его в Шигацзе. Я стряпаю, сти­раю, убираю. У меня не остается времени, чтобы посидеть, почитать или пописать. Выполнять всю необ­ходимую работу мне не трудно. Но когда я один раз попросила Райн­хольда помочь мне, то получила ответ: «Оставь меня в покое, разве ты не видишь, что я читаю?»

Вчера мы вернулись из пяти­дневного похода. Мы прошли по меньшей мере 150 километров. К концу у нас уже не было продуктов, и теперь нам обоим нужен от­дых. Вчера, как только мы пришли, Райнхольд лег и стал читать. «Раз­ве ты не понимаешь, что я должен работать? — сказал он, читая в это время о людях, которые путеше­ствуют на лодках, или Марселя Пруста. Когда он изучает карты и материалы по Эвересту, я это пони­маю. Я тоже могла бы принимать в этом участие, но он меня не до­пускает.

11 июля 1980 г. Я жалею о том, что совершила мою сегодняшнюю прогулку не одна, как сначала хо­тела. Когда я готовила обед, у меня было хорошее настроение, много сил. За едой я предложила погулять. Никакого ответа. После уборки я го­ворю: «Ну, так я пойду одна». «Нет», — говорит он. Мне нравит­ся гулять одной. Я любуюсь приро­дой, предаюсь своим мыслям, прихо­жу в согласие сама с собой. Райн­хольд уютно лежит в спальном меш­ке и говорит: «Подожди, я дочитаю, и мы пойдем вместе». Я спраши­ваю, долго ли ждать. «Полчаса». Тогда я предлагаю ему дочитать после прогулки. Ответа нет. Когда я уже думаю, что из всего этого ничего не получится, он говорит: «Я иду с тобой, примерно через двадцать минут». Тогда я готовлю кофе. Двадцать минут давно про­шли. Райнхольд говорит: «Пошел дождик». «Нет, — возражаю я, — только немного капает». Время идет. Вдруг Райнхольд поднимается: «О'кей, я иду. Но только своим темпом». Я отвечаю, что не могу превратить задуманную прогулку в спринтерский бег, ибо именно так Райнхольд понимает «свой темп» ходьбы. Мы собираемся. И вдруг Райнхольд стоит в полной готовности перед палаткой и говорит: «Я ухожу!» Это само по себе невин­ное замечание выводит меня из рав­новесия, и я ору: «Если ты готов, чудовище, то иди! Но после того, как я ждала тебя полчаса, ты мог бы по крайней мере подождать, пока я надену другие носки». «За­чем?» «Потому что эти слишком тон­кие для ботинок». Я меньше мину­ты вожусь с носками и вижу, как Райнхольд уходит. Я устремляюсь за ним, пытаюсь его догнать. Он идет по берегу реки, я — ближе к склону, вдоль которого можно выйти от палаток на трассу. Преодо­леваю подъемы и спуски, надеясь встретиться с ним перед выходом на трассу. Но он идет быстро. Пока я поднимусь на один пригорок и только взгляну вдаль, он уже на следующем холме. Я останавли­ваюсь и в оцепенении гляжу на него. Он оборачивается и смотрит на меня. Потом идет дальше. Я не верю своим глазам.

Ему, по-видимому, кажется, что мы гуляем вместе. А у меня больше нет желания бежать за ним. Как часто я делаю попытки идти ря­дом, но почему-то всегда оказы­ваюсь сзади. Я понимаю, что мож­но держать дистанцию при прокла­дывании пути или на трудном релье­фе. Но когда люди решили вместе погулять!

Мне грустно, и я одна спускаюсь к реке. Спустя некоторое время я уже не вижу Райнхольда. Я пры­гаю с камня на камень по широкому ложу потока. Почему я придаю такое большое значение нашим от­ношениям? Почему я все время вижу его перед собой? Я бегу дальше и пытаюсь все выбросить из головы. Останавливаюсь в одном уютном, защищенном от ветра местечке перед скальной балдой на склоне морены. Это место мне нравится. От­сюда я могу, как львица, растя­нувшаяся на камнях, оглядеть все вокруг. Я думаю о волке, который опять пробежал по морене у Ронг-букского монастыря. Вдруг все пришло в движение. Камни превра­тились в яков, а человек, которого мы ждем из деревни, появляется то там, то здесь. Как нечистая сила. Я шарю глазами по осыпи, я жду волка. Я знаю, что мне бу­дет страшно, и размышляю, как я буду обороняться.

Теперь, когда я пишу, я опять ясно вижу глаза волка, и я знаю теперь, что это глаза Райнхольда, когда он взбешен. Его глаза ста­новятся колючими, холодными голу­быми стрелами. Они как нож. Волки окружают меня. Я возвра­щаюсь к палатке и успокаиваюсь. Я думаю о том, что мне сказать, когда Райнхольд будет меня выспра­шивать. Но я больше не печалюсь, что он без меня ушел вперед».

Сегодня после обеда я побывал под Эверестом. Я снова и снова изучаю его мощные чистые линии. Белое покрывало муссона одело его плечи, над которыми царит по-прежнему черная скальная вер­шинная пирамида. Эверест выгля­дит как волшебная птица с распро­стертыми крыльями. Теперь мне по­нятна старая Мудрость ламаистов: «Эверест — это птица, которая взле­тела выше других птиц».

Сегодня мне попадались и ди­кие животные — несколько зай­цев, а выше горные бараны. Все они окрашены здесь в цвет морены. Когда они не движутся, их невоз­можно отличить от камней.

Наш переводчик вернулся из Шигацзе отдохнувшим. Он нанял в долине яков для дальнейшего марша в передовой базовый ла­герь.

13 июля мы, наконец, выходим с тремя яками и двумя погонщика­ми. Переходим через русло реки и идем вверх по долине, по ее орографически правой стороне. Впе­реди на морене главного потока ледника стоят десятиметровые зем­ляные пирамиды высотой до 10 мет­ров. Они напоминают собор Гауди в Барселоне*.

День чудесный. Джомолунгма высится в конце долины как ги­гантский заслон. Меня все время забавляет, что я воспринимаю Джо­молунгму не как одну, а как две горы. С непальской, южной сто­роны, откуда я на нее взошел в 1978 году, — это черная пирамида, большей частью загороженная гор­ной грядой Лхоцзе — Нупце и не имеющая ничего общего с горой, которая привольно раскинулась перед глазами со стороны ледни­ка Ронгбук.

Хотя долина Ронгбука узка, я не чувствую себя в замкнутом пространстве. Через боковые ущелья над фирновыми полями хорошо просматривается далекий горизонт. С одного места удалось даже за­глянуть за барьер Гималаев в Непал. Удивительно, что такие перспек­тивы открываются из глубины долины.

Далекие слои горизонта, про­свечиваемые, как матовое стекло, манили меня уже в первых детских прогулках по горам. Эти четкие, прозрачные слои остались в памяти как сильнейшее из моих детских впечатлений. Теперь я понимаю, что в горах я нахожусь в зави­симости именно от горизонта. Вспо­минаю, как вскоре после развода с женой я вел группу в Доломитах и разрыдался, увидев, как раздви­гается горизонт. Горизонт вызывает у меня самое сильное переживание во время восхождений на верши­ны. Я понял это только здесь, в Тибете.

Огромные моренные валы не­скончаемы. Трудно представить, какие массы камней и льда постоян­но передвигает этот мощный глет­чер.

Мы разбили бивак в мульде в начале ледника Восточный Ронг­бук. Носильщики получили свой дневной паек — чай, суп и консервы. Мы с Неной купаемся в кро­шечном ярко-синем озерке. Потом я сижу в палатке наших погонщиков, а Нена в это время пишет.

«Мы шли вверх по течению реки Восточный Ронгбук, высматривая места лагерей предшествующих китайских и японских экспедиций. Яки двигались медленно, а устав, ложились. Без рюкзаков идти было легко. Кое-где еще попадались зе­леные кустики какого-то пахучего растения. Между скальными глыба­ми пробивалась трава. Дикие ку­ропатки с криком взлетали из-под самых ног. У меня было прекрасное настроение. Река там выглядит как ледяной гейзер — быстрая и холодная. Она вырывается из-под засыпанного камнями ледника, образуя сначала большое озеро, а потом каскадами низвергается в долину. Мы обошли это озеро, залезли на моренную насыпь и ока­зались... в огромной мусорной яме. Озерко тоже загажено. Я еще раз разочаровываюсь в челове­честве».

На следующий день наши яки, как серны, взбираются на ледник. Человек, не имеющий альпинист­ских навыков, не может здесь, в высокогорье, поспеть за этими ловкими, умными и осторожными животными. В одном месте, где прошел селевой поток — яки слы­шали, как грохотали камни,— они мотают головами и не делают ни шага вперед. Погонщики — крестья­не, хозяева яков — пытаются вести животных дальше. Тогда яки сбра­сывают грузы и убегают. Это нас сильно задерживает, мы тащим ящи­ки сами и порядком изматываемся, затем переводим боязливых живот­ных через опасное место. Тибет — единственная горная область в мире, где яки поднимаются на вы­соту до 6500 метров. Это возмож­но только благодаря тому, что между двумя мощными ледовыми потока­ми до самого основания ледовой стены Северного седла тянется мо­ренная гряда.

На высоте 6000 метров мы реши­ли сделать промежуточный лагерь, который служил бы складом про­дуктов и вещей для обратного пу­ти. Тщательно выравниваем пло­щадку, ставим палатку. Вокруг гро­моздятся грязно-белые ледовые башни на фоне вертикальных ле­довых стен. Столь причудливого пейзажа я еще не видел.

На третий день после выхода из базового лагеря мы уже идем вверх по срединной морене, которая лежит ниже уровня по­верхности льда, представляя собой желоб, вытаявший в леднике. Таким образом, мы идем в коридоре между ледовыми стенами, мимо ле­довых башен и отвесов. В Тибете ветер видоизменяет не только об­лака, но и скалы, холмы, лед. Я яв­ственно вижу, что это высокогор­ное пространство волнуется, как море, дышит, как кожа, колы­шется, как лава. Я не слишком-то разбираюсь в метеорологии и очень мало в геологии или географии. Но то, что я здесь вижу, слышу, осязаю, относится к числу именно тех вещей, которые дают мне и силу, и радость жизни.

Трог

Яки на леднике Восточный Ронгбук

Итак, мы приближаемся по мо­ренному потоку к месту передового базового лагеря под северно-восточ­ной стеной Эвереста. Сама вершина еще очень далека. Отсюда она выглядит искусственно приставленной к леднику. Яки устали, на них тоже действует высота. Мы с Неной ста­вим нашу крошечную палатку. В тот же день яки спускаются вниз.

Что меня здесь в первый же день напугало, так это лавины. Они грохочут повсюду — на северо­-восточном склоне, на стене Север­ного седла. Я не ожидал, что дело обстоит так скверно. Я знал, что стена Северного седла с ее без­донными трещинами и крутыми склонами таит много опасностей, — это самый опасный участок всего восхождения, — но так много лавин я все-таки не ожидал.

Ни один альпинист до меня не поднимался на Северное седло в одиночку. Только религиозный фа­натик Уилсон пытался это сделать. Может быть, я еще более ненор­мальный, чем Уилсон. Разве мои шансы теперь, в муссон, не равны нулю? Каждая лавина — это сомнение и потеря уверенности в себе. Тибетцы говорят, что приближе­ние к тронам богов вызывает их немилость. Даже добыча руд под­вергается проклятию, потому что она нарушает равновесие материаль­ного и духовного мира. Тот, кто раскалывает камни, освобождает дьявола, который может прийти на землю. И я не просто буду тут стучать молотком — я буду мешать богам.

В следующие дни без конца смот­рю в бинокль на Северную седловину. Этот провал на высоте 7000 мет­ров — моя следующая цель. Ги­гантские ледовые отколы у начала стены не внушают доверия. Ле­довый склон под перевальной ли­нией избороздили лавинные желоба. Снег настолько мягкий, что в него проваливаешься почти по пояс. А что, если моя фантазия и мое честолюбие заманили меня в ло­вушку?

Десять долгих дней

Мы ничего не потеряли, оставив Чена и Цао ждать нас в нижнем базовом лагере. Цао мог снова за­болеть высотной болезнью, а Чен не смог бы без него общаться с нами.

Я сосредоточил свое внимание на изучении погоды и альпинист­ских трудностей восхождения. Ес­ли верить индийским статистикам, то погода подчиняется шестнад­цатилетнему циклу, и мы сейчас находимся в сухом периоде цикла. Однако вопреки статистике каждый день идет снег, и, кроме того, часто наступают резкие похолодания.

Ледник Восточный Ронгбук - student2.ru Нужно по крайней мере четыре дня хорошей погоды, чтобы от передового базового лагеря дойти до вершины. В данный момент дело представляется совершенно безнадежным. На склонах Север­ного седла все еще лежит пушистый, по пояс, снег, лавиноопасность колоссальная. Желтые скалы под первой скальной ступенью также кажутся сейчас совершенно непро­ходимыми из-за свежего снега.

Передовой базовый лагерь

Я начинаю обдумывать, как выйти на вершинную пирамиду ниже канта гребня. Под самой вершиной вро­де не очень сложно. А вот в боль­шом кулуаре и ниже его, метров на триста ниже канта гребня, лавино­опасный снег на наклонных плитах. Можно ли надеяться пройти по муссонному снегу недельной давно­сти? Этот вариант смущает меня и тем, что, идя ниже гребня, я буду слишком далеко от пути, которым шел Мэллори. А мне очень хоте­лось бы что-нибудь найти от него.

Погожее утро. Мы с Неной си­дим на перемычке под северо-восточным гребнем, изучаем восточ­ную стену. Я смотрю на эту стену, снежный покров которой изрезан бороздами лавин, и вдруг отчет­ливо понимаю, что Мэллори и Ирвин могут лежать только на се­верном склоне. Никаких факти­ческих доказательств нет, есть толь­ко ощущение, как если бы мне об этом сказал сам Мэллори. Восточ­ная стена прямо от кромки гребня, где шли Мэллори и Ирвин, обрывает­ся так круто, что они должны были из осторожности держаться север­ной стороны. И если сорвешься, лучше падать на северную сторо­ну — на восточной нигде не задер­жишься.

Склоны Эвереста у Северного седла

На том месте, где мы сейчас си­дим, полковник Бэри при разведке Эвереста в 1921 году видел на снегу странные следы, что дало новую пищу старой легенде. Еще в нача­ле века один путешественник рас­сказывал о диком человеке, которо­го он встретил высоко в Гималайских горах. Он считал, что это был йети, мифический снежный человек, о котором тибетцы рассказывают за­нимательные истории на протяже­нии столетий. Меня забавляют эти рассказы. Мы тоже видим на снегу следы, напоминающие огром­ные ступни. Это углубления, про­деланные или птицами, или камнями и подтаявшие под действием солнца. Представить себе, что здесь, на этой высоте, могут жить крупные живот­ные,— абсурд.

Мы с Неной уже хорошо адап­тировались к высоте. Я много лет занимаюсь физиологическими ис­следованиями, но конкретно о своей высотной адаптации я сужу только по субъективным ощущениям: по скорости, с которой могу идти, и по тому, болит голова или нет. Меня вполне устраивают эти кустарные доказательства, я слежу за своей скоростью и обычными рефлексами, не задаваясь вопросом, каким путем организм достигает нужной степени адаптированности. Одно мне совер­шенно ясно: высота делает меня раздражительным и нервозным, но на мою волю она не влияет.

Ледник Восточный Ронгбук - student2.ru В первый же ясный день я под­нимаюсь к подножию стены Чанг Ла, меня интересует состояние снега. Отсюда видно далеко на восток, до самого массива Канченджанги. Далекие, сверкающие на солнце горные цепи сливаются с облаками. Горизонт размыт. Мне хочется подняться на стену. Но еще не снято внутреннее напряже­ние, нет уверенности.

Вид с перевала Рапью Ла на Макалу

Ледник Восточный Ронгбук - student2.ru Страх похож на сжатый кулак: в отличие от от­крытой ладони он требует затрат энергии. Нужно много душевных сил, чтобы преодолеть все, что в мо­менты опасности при одиночном вос­хождении будет лезть в голову. На­чинать восхождение можно только тогда, когда страх иссякнет.

Фирновый склон на Лхоцзе

Ледник Восточный Ронгбук - student2.ru Конеч­но, не трудно себя мобилизовать, победить страх, не позволить ему овладеть тобой. Но трудно другое: остановить все мысли. Идти вверх и в то же время, как кошка, готовить­ся к прыжку — это особое ис­кусство.

Вид на Эверест с востока

Может быть, надо было с самого начала отказаться от этого восхож­дения и жить себе спокойно? Разве у меня нет уже всего этого — дока­зательств победы над собой, при­знания? Не флаги на вершине, не удостоверения — не эти внешние доказательства я имею ввиду. Одна­ко кое-что еще меня мучит, не дает спокойно жить — это потребность доказать всему миру, что Эверест можно покорить в одиночку. Глупец, который со своей жаждой любви и нежности стремится к холодным вершинам. Однако же у меня еще есть повод не идти: слишком тепло, слишком плохая погода... Пока Нена стряпа­ет или пишет, я, не отрываясь, смот­рю на вершину Эвереста. Нена по­нимает, что происходит во мне.

Неприступная восточная стена Эвереста

Ледник Восточный Ронгбук - student2.ru «Все эти дни я плохо пере­носила высоту 6500. Болела голова, я была зла, как ведьма. Mне из­вестно, что высота провоцирует депрессию и агрессивность. Вре­менами я чувствовала себя так скверно, что думала, что Райнхольд никогда больше не возьмет меня с собой. Он все понимает. Но и у него есть свои проблемы. Его невероят­ные способности, его неукротимая творческая энергия, его жажда са­мовыражения так велики, что они могут его погубить». Предполагаемый след йети

Кто был первым?

С возможностью взойти на Эверест с севера связана одна историческая загадка. Пару дней назад, лежа здесь в палатке, я прочитал кое-что, вооду­шевившее меня.

В 1975 году на пути к вершине один китайский альпинист видел за­мерзшего. На западе об этом узнали впервые только в 1979 году. Впол­не возможно, что это было тело Мэллори или Ирвина.

Исчезновение обоих тогда, в 1924 году, — равно как и за двенад­цать лет до этого смерть капитана Скотта у Южного полюса, — явилось сильным потрясением для викто­риански мыслящих гималайских героев в Великобритании. С тех пор вот уже полстолетия остается загадкой, не достигли ли эти двое вершины, сорвавшись на спуске с нее. Ледоруб одного из них, най­денный в 1933 году под северо-­восточным гребнем, где произо­шел, по-видимому, срыв, долгие годы считался доказательством их успеха на вершине. Не исключе­но, что они взошли на вершину, а сорвались уже на спуске от уста­лости. Свидетельство китайца Ван Хунбао поддерживает эту гипо­тезу. Ван Хунбао нашел тело выше 8000 метров и как раз над тем ме­стом, где был найден ледоруб. Ван сообщил, что «одежда разорвана на части и сдута ветром» и что «мертвый был англичанином». Ван все это впервые рассказал в 1979 го­ду участникам японской эверестской экспедиции, в которой он ра­ботал носильщиком. На следую­щий день, прежде чем японцы уз­нали конкретные подробности, Ван был сметен лавиной, попал в тре­щину и погиб.

Между Рапью Ла и Северным седлом

Раньше сказали бы, что на этой истории лежит проклятие. Тем бо­лее меня подмывает найти какие-нибудь новые доказательства.

Ледник Восточный Ронгбук - student2.ru

Муссон над передовым базовым лагерем

Ответ на вопрос, был ли покорен Эверест в 1924 году, по-видимому, нужно искать у погибших. Я имею в виду вот что. У Мэллори был фотоаппарат «Кодак», а у Ирвина — так называемое «карманное кино», род переносной кинокамеры. Если эта двойка была на вершине, они сфотографировали ее. Даже если они повернули назад, не доходя до вершины, они сняли, конечно, выс­шую достигнутую ими точку. Фир­ма «Истман-Кодак» в Рочестере считает, что — при условии, что внутренность камеры была плотно пригнана, — заснятые кадры не по­гибли от мороза. Итак, тот, кто най­дет одну из камер, сможет дока­зать, были ли Мэллори и Ирвин на вершине до Хиллари и Тенцинга.

Вопрос о первенстве на вершине родился вместе с альпинизмом и не раз приводил к нелепейшим дискуссиям. Этот вопрос волнует не альпинистов, а широкую об­щественность, потому что здесь включается своего рода чувство национальной гордости. Когда в 1953 году Хиллари и Тенцинг вернулись в Катманду после успешного вос­хождения, они столкнулись с этой проблемой в самой ее грубой форме. В мире разгорелись споры: кто именно из них двоих первый ступил на высшую точку? Хиллари, говорили одни, Тенцинг, возражали другие (индийцы и непальцы). Мэллори и Ирвин, думали ветераны.

Дискуссии шли дни и ночи. По прибытии в город Тенцинг под­писал документ, в котором значи­лось, что он был на вершине пятью минутами раньше Хиллари. Когда один журналист спросил его, как же он мог такое сказать, он только раз­вел руками. «Все уговаривали меня. Я был совершенно сбит с толку. Я, собственно, и не знал, что я подписываю... На вершине мы были почти одновременно».

Допытывались и у Хиллари. Он сказал только следующее:

«Последние метры впереди шел я. Тенцинг страховал. Я считаю, что это абсолютно все равно, кто первым был на высшей точке. Ни один из нас не мог бы этого сделать без дру­гого».

Как писал по этому поводу один индийский журналист, будь Хилла­ри первым, непальские коллеги по­носили бы его как агента англо-аме­риканского блока.

Думаю, что героизм на горе во славу нации есть глупость, я не признаю таких «побед».

Лавинный снег

Наш крошечный передовой базовый лагерь, в котором мы с Неной живем вот уже несколько дней, стоит на месте лагеря III экспеди­ций двадцатых годов. Обычно око­ло девяти часов утра мы вылезаем из палатки, поставленной на скло­не на выложенной камнями пло­щадке. Нена готовит завтрак, я без конца наполняю снегом алюминие­вую кастрюлю. Просто невероят­но, сколько требуется снега, что­бы получить совсем немного воды. Слабый ручеек между мореной и ледником оттаивает только ближе к полудню. Потом мы снова зале­заем в палатку и ждем, пока вода согреется. Все это звучит так обы­денно, но на высоте 6500 метров дается с трудом. Даже процесс еды требует здесь волевых усилий. Твер­дая пища не лезет в рот, но пить я могу много. Сейчас самое время или подниматься на Северную сед­ловину, или спускаться в нижний базовый лагерь.

На мир камня и льда опуска­ется ночь. Высоко над нами верши­на Эвереста, покрытая холодной тенью. Уже три дня я жду хоро­шей погоды, чтобы сделать разведы­вательный выход на Северное сед­ло. Надо занести повыше немного снаряжения и продуктов, протоп­тать ступени. Какая будет погода завтра?

Подъем на стену Чанг Ла

Сплю тревожно, часто выгля­дываю наружу. В два часа ночи не­бо чистое, звездное. В восемь часов я готов к старту. Это совсем не позд­но для больших высот. Здесь ранние выходы переносятся организмом намного труднее, чем в более низких горах. Через полчаса я уже у подножия стены Северного седла. Снег рыхлый, но я начинаю подъем по стене. Я весь поглощен подъемом. Никаких колебаний больше нет. Вот доказательство того, что деятель­ность разрешает все сомнения.

Сидеть в лагере надоело, я счаст­лив, что могу что-то делать. Муссон меня больше не волнует. Правда, я снова вижу на небе его посланцев, но теперь уже все равно пойду до верха. Ботинки погружаются толь­ко на несколько сантиметров, и я на­деюсь, что на стене снег схвачен морозом. Сегодняшний день, 22 ию­ля, покажет, как быть дальше. У подножия стены высота 6600 метров. Я иду вверх без остановок, хотя и не очень быстро. После первой тре­щины начинаю проваливаться в снег чуть ли не по пояс. Господи, этого мне еще не хватало. Но те­перь я не поверну назад. Медлен­но, очень медленно, метр за метром пробираюсь вверх, думая все вре­мя только о том, чтобы не спус­тить лавину. Мокрый снег проника­ет через гетры, попадает внутрь пластиковых ботинок, которые вско­ре начинают издавать чавкающие звуки. Несмотря на все предосто­рожности, снег то и дело сползает из-под ног. Я застреваю, не дойдя 200 метров до высшей точки седло­вины. С трудом освобождаюсь из тисков этого прямо-таки злонаме­ренного снега. Идти на вершину — дело абсолютно безнадежное.

А зачем, собственно, сегодня любой ценой лезть на седловину? Однако же всякий раз, когда мне удается немного продвинуться впе­ред, отдохнуть и отдышаться, я снова полон сил. Я буду там сего­дня!

Впереди огромная трещина, рас­секающая поперек весь ледник. В большой мульде перед трещиной я круто беру влево — надеюсь найти место, где можно перейти трещину. Подхожу. Нет, здесь не перейти. Злой, грузно топаю взад-вперед вдоль трещины, нахожу, наконец, снежный мост значительно правее того места, куда я сначала напра­вился. Не знаю, насколько этот мост прочен. Придется, видимо, сделать побольше шаг, чтоб ступить не на мост, а на противоположный край трещины. Пытаюсь упереться в не­го ледорубом — готово! К моему разочарованию, и выше трещины снег рыхлый и тяжелый. Склон очень крутой. Но теперь я уже не отступ­лю. Надо же, наконец, залезть на эту перемычку.

Дохожу до рампы, косо уходя­щей направо к седлу. Пока я стою, изучая эту косую широкую полку, я замечаю, до чего же я устал. Шаг за шагом иду по рампе вверх. Ей нет конца. По опыту всех моих экс­педиций мне знакомо обманчивое чувство, когда считаешь, что ты уже у цели, а оказывается, что впе­реди еще очередной взлет. Поэтому я не смотрю вверх, а просто работаю и работаю, не испытывая никаких чувств. И вот он, конец пути.

Осматриваюсь и вижу, что нахо­жусь даже немного выше самой точ­ки седловины: слева от меня гре­бень круто обрывается в сторону северной стены. Я ослеплен ярким светом. Смотрю на северную стену, и она на глазах у меня становится все больше и больше. Меня пора­жает не ее крутизна, а необозри­мость ее белых полей.

Сажусь на корточки и некото­рое время смотрю на запад, где узнаю много знакомых вершин: Чо Ойю, Пумори, Гиачунг Канг. Потом смотрю вниз, в сторону За­падного цирка ледника Кхумбу. Там все тихо, никаких признаков экс­педиций. Синее небо распростер­лось над горами, как бескрайняя крыша палатки. И снова далекая перспектива пробуждает во мне вос­поминания детства...

Первые десять лет своей жиз­ни я прожил на дне узкого ущелья, видя вокруг себя лишь крутые скло­ны — обрывистые известняковые скалы, обнаженные или покрытые лесами. Естественно, что для тако­го ребенка переломным моментом в жизни должен быть день, когда он увидел над собой широкое небо. Со мной это произошло гораздо раньше, чем я попал на равнину. Впервые передо мной открылся го­ризонт, когда я лазил по горам. Огромное впечатление произвело само лазание — насколько помню, скальные стены поразили меня тем, что оказались гораздо больше, чем представлялись из родной деревни. Но самым главным было впечатле­ние от необъятности далей, открыв­шихся передо мной с вершины. Это было фантастическое зрелище. Тог­да я впервые ощутил, что за самы­ми далекими горами есть еще горы, а за ними — еще и еще. Мир имеет свойство раздвигаться. Меня трогает, что и эта экспедиция стала путешествием в детство — я это понял сейчас.

Я целиком поглощен воспо­минаниями. Все, что я услышал, прочитал и увидел, принадлежит моей душе, и в то же время моим рукам, моим глазам и этому гори­зонту из стекла, который обогатил мою жизнь больше, чем все осталь­ное. Мне показал его отец, а мать позволила мне выйти в этот большой мир. Именно в этой поездке я осо­знал, что иду к горизонту.

А вершина? Теперь это невоз­можно. Выше Северного седла по­требуются по меньшей мере две но­чевки. Погода слишком неустойчи­ва, лавинная опасность слишком велика. Конечно, самая трудная часть горы уже пройдена, я нахо­жусь выше 7000 метров. Я много часов пробивался, топтал снег, чтобы обезопасить себе путь. Неко­торое время сижу на солнце, нас­лаждаясь видами и моей собствен­ной усталостью. Оставляю спаль­ный мешок, палатку. Потом, со­скальзывая, падая, спускаюсь вниз. Нена встречает меня в палатке горячим супом. Мы не хотим здесь оставаться. Нам здесь больше не нравится. Почти все камни покры­ты снегом. Питьевую воду прихо­дится топить из снега. Очевидно, скоро и сверху опять пойдет снег. Я целый день месил тот же снег на стене Северного седла. Хватит! Нена, несмотря на лишения, в хоро­шей форме. Некоторое время она смогла бы еще продержаться здесь. Но кто знает, в какой из следую­щих моментов откажут физические или душевные силы? На этой высо­те все возможно. Мы ведь здесь больше недели.

Спускаемся. Начинается снего­пад. По продуваемому ветром лед­нику мимо промежуточного лаге­ря дальше вниз, к базовому лагерю.

Приходим уже вечером. Чен и Цао готовят нам ужин.

Трещины и сераки у подножия стены Чанг Ла

Наша команда в базовом лагере

Итак, придется переждать. Но теперь, когда я побывал на Север­ной седловине, я уже яснее пред­ставляю обстановку на Эвересте в муссонное время.

Под северной стеной

«Неутомимость этого человека не­возможно описать словами. Он часто напоминает мне «Простого чело­века» Элтона Джона: «У меня есть все, что нужно человеку, но мне этого недостаточно». Он для меня воп­рос, на который нет ответа, задача, которая ждет решения. Откуда бе­рется эта сила, это упорство, застав­ляющее его преодолевать все но­вые трудности? Феномен Райнхольда Месснера состоит также в том, что он все время взвинчен, хотя его нервы в полном порядке. Можно только удивляться силе, которой он обладает, но он иногда способен парализовать волю тех, кто нахо­дится рядом с ним. Он считает, что я должна все делать наравне с ним, и мне это часто удается. Он застав­ляет меня быть сильной личностью, и я охотно была бы таковой, если бы это было возможно. К счастью, я хороший ходок, но здесь, на боль­шой высоте и в тяжелых условиях, все движения затруднены. «Ты та­кая медлительная», — говорит он, хотя я всего лишь не такая быстрая, как он. Он производит впечатление все время спешащего человека. Он хочет успеть везде. Когда мы, пройдя много километров, добираемся, наконец, до какой-нибудь захваты­вающей дух вершины, оказывается, что мы должны спешить спустить­ся с нее. Это не та спешка, кото­рая приводит к критическим ситуа­циям. Спешка Райнхольда — это его побуждающий импульс, и горы здесь ни при чем. Этот импульс — его сущность. Он делает его тем, что он есть. Он гонит его в одиночку на высоту 8000 метров, потом обрат­но, в Лхасу, в Шигацзе. Он опреде­ляет его жизнь. Он возносит его к облакам и уничтожает одновре­менно.

Из отрывочных сведений о его жизни и из опыта наших отноше­ний у меня создалось впечатление, что Райнхольд объединяет в себе две совершенно противоположные личности. Может быть, это и есть раздвоение?

Он легок на подъем и прово­рен, как никто другой, и в то же вре­мя склонен к бездельничанью. Он делает множество дел одновремен­но и перерабатывает большое коли­чество информации. Он кричит и ру­гается, думает и понимает. Иногда он полон величайшей нежности ко мне, а иногда его охватывает ди­кая ярость. Он объединяет в себе так много характеров, что от этого можно сойти с ума.

Нена во время восхождения на Лхо Ла

После четырехдневного отды­ха в базовом лагере мы продела­ли еще одно турне. Последнюю ночь мы с ним провели почти под самым Лхо Ла — перевалом на высоте 6000 метров, ведущим в Непал. Шел снег. В этот день мы много прошли, то вместе, то каждый сам по себе. Перед вечером расчистили несколь­ко больших камней ото льда и по­ложили наши тоненькие матрацы на это холодное ложе между больши­ми скальными блоками. Куски пла­стика, которые Райнхольд захватил с собой из базового лагеря, служи­ли нам крышей. Они задерживали снег, но не более. Всю ночь вода капала Райнхольду на голову. Он не жаловался, не прятался, а спо­койно спал. Утром я была совершен­но измотана и хотела только од­ного — возвратиться назад. Райн­хольд поднялся еще на несколько сотен метров вверх, оттуда осмот­рел северную стену Эвереста. Он знал, что ночевки на большей вы­соте будут много хуже. Но что-то гнало его вверх».

Северная стена Эвереста

Огромная северная стена Эверес­та поднимается передо мной, как мощная пирамида, чистая, неодо­лимая стена из льда и камня. Ни один альпинист, применив все крю­чья и веревки мира, ни за что не смог бы в муссонное время даже близко подойти к вершине, идя пря­мо в лоб. Правее, в длинном снеж­ном кулуаре, лезли японцы, склон здесь крут и труден, но маршрут логичен. Левее большого кулуара в муссон идти тоже опасно: здесь склон с высоты 7500 метров обры­вается прямо на ледник Главный Ронгбук. Истоки ледника покрыты свежевыпавшим снегом, да и на са­мой стене чудовищно много снега. Я надеялся, что на северной стене из-за ее крутизны снег не удер­живается. Я заблуждался. Сейчас на вершинном гребне висит нежное белое облако, знаменитое «перо» Эвереста. Надеюсь, что ветер сду­ет снег с гребней, ребер и с вер­шины.

У меня также была мысль про­смотреть путь к Северной седлови­не со стороны ледника Главный Ронгбук. Можно было бы подойти к ней по этому разорванному тре­щинами леднику. Под седлом крутой и отягченный новым снегом фирновый склон. Этот путь пред­ставляется мне еще опаснее, чем тот, который я уже прошел с противо­положной стороны.

Ледник Восточный Ронгбук - student2.ru На пути к Лхо Ла

На морене ледника Вид на Северную вершину

Центральный Ронгбук с ледника Восточ­ный Ронгбук

Подъем на высоту Лхо Ла по пояс в снегу вынуждает меня окон­чательно оставить эту мысль. Мы по­ворачиваем и идем в базовый ла­герь.

Под высоким летним солнцем поверхность ледника в его долинной части превратилась в зернистое ме­сиво. А еще ниже ледяные рифы, вчера еще тусклые и серые, светят­ся на фоне ярко-синего неба. Это не спокойная голубизна при хоро­шей погоде, это насыщенное, мут­ное небо муссона, потрясенное гро­зой. Белые оборванные слои обла­ков скользят по бездонной лазури.

Вся усталость и вся меланхолия слетели с меня. Я открываюсь, рас­крепощаюсь, подобно тому, как рас­крывается передо мной ландшафт. Я полон надежд. Полон надежд, несмотря на то, что все силы при­роды против меня.