Анализ положения дел в отрасли
В районе расположения проектируемого предприятия – «Автовокзал» основным конкурентом является кисок «Русский аппетит», однако наше предприятие будет расположено на другой стороне дороги. Кроме того, многих покупателей не устраивает отсутствие альтернативы «Русскому аппетиту», что будет исправлено с появлением нашего кафе.
Кроме «Русского аппетита» в данном сегменте в районе автовокзала работают несколько точек питания в здании самого вокзала, но их работа заканчивается в 18-00 и они нацелены исключительно на приезжающих и уезжающих с автовокзала, поэтому не будут составлять конкуренции.
Из предприятий общественного питания в данном районе расположено кафе «Черри», однако его ценовая политика направлена на узкий сегмент обеспеченных жителей города. Кафе «Маяк» ориентировано на граждан с более низкими доходами.
Общее состояние экономики Липецка сильно влияет на состояние компании, а значит и на производство и потребление продукции киоска быстрого питания «Маяк».
Развитие реального сектора экономики способствовало повышению уровня жизни населения Липецка. В апреле 2013 года в расчете на душу населения денежные доходы сложились в сумме 14880,9 рубля, что на 19,3% больше, чем в апреле 2012 года, при этом реальные денежные доходы населения составили 106,8% к уровню прошлого года.
Проанализировав данные экономические факторы, можно сделать вывод о том, что общее состояние экономики Липецкой области и уровня жизни населения благоприятно для развития кафе «Маяк».
Большое влияние на макросреду компании оказывают демографические факторы:
Липецкая область относится к категории регионов Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией. Численност населения уменьшается, что может говорить о возможном уменьшении размеров существующего потребительского рынка кафе быстрого питания «Маяк» и потенциального рынка потребителей.
В области сохраняется превышение численности населения женского пола над численностью мужского. В общей численности постоянного населения Липецкой области доля мужчин составляет 45,3%, женщин - 54,7%. Численное превышение женщин над мужчинами в составе населения отмечается с 29 лет и с возрастом увеличивается. Отсюда следует, что позиционирование компании на потребительском рынке может происходить через ориентирование на женщин.
Относительная стабильность политической ситуации в стране в связи с оживлением российской экономики и преемственностью власти, даёт возможность компании прогнозировать изменения, уменьшая риск несения убытков. Рыночная экономика в стране даёт новые возможности для инвестиций и деятельности компании.
У компании имеются лицензии на осуществляемую деятельность, а продукция полностью соответствует требованиям ГОС стандартов, что увеличивает степень доверия потребителей, а, следовательно, и спрос.
С точки зрения безопасности и ненанесения ущерба внешней среде и потребителю продукты не противоречат законодательству РФ.
На повышение качества продукции компании влияют исследования и изобретения новых технологий для приготовления продуктов быстрого питания. Кафе «Маяк» оснащено новым высокотехнологичным оборудованием, что позволяет готовить блюда быстро и качественно. Может быть установлена система автоматизации товароучета и система видеонаблюдения. Также может быть установлено информативное световое меню, что позволяет посетителям ускорить выбор блюд. Обязателньо нужно сделать Wi-fi (бесплатный беспроводной доступ в Интернет для посетителей). Можно сделать вывод, что современные разработки и технологии оказывают значимое влияние на работу кафе.
В настоящее время сложилось мнение, что продукция быстрого питания оказывает вред здоровью. Для решения этой проблемы разрабатываются новые технологии приготовления блюд, увеличивается количество салатов и натуральной низкокалорийной пищи. Тем самым компания пытается сократить вред, наносимый здоровью продукцией.
Используемые компанией процессы и сырьевые материалы не будут создавать угрозу для окружающей среды. Для утилизации отходов от производства и использованной одноразовой посуды компания заключит договор с местной коммунальной службой.
3. Финансовый план
Для упрощения расчетов предполагаемый ассортимент сформирован в группы по типу продуктов, цены и себестоимость усреднены. Упрощенный список продуктов приведен в таблице 1. Номенклатура продуктов по каждому типу составляет от 5 до 15 наименований. Объемы сбыта продукции в количественном выражении приведены в таблице 2. Срок выхода на проектную мощность 1мес.
Таблица 1 - Список продуктов
Наименование продукта | Ед. изм. | Цена, р |
Кофе | чашка | 16,00 |
Мороженное | порция | 23,00 |
Коктейли | 250г | 20,00 |
Пирожное | шт. | 11,50 |
Бутерброды | шт. | 20,00 |
Горячие блюда | порция | 28,00 |
Десертные блюда | порция | 24,00 |
Спиртные напитки | бутылка | 50,00 |
Пиво | бутылка | 25,00 |
Окорока гриль | порция | 49,00 |
Салаты | порция | 17,00 |
Шампанское | бутылка | 105,00 |
Таблица 2 - Физический объем сбыта
Наименование статьи | Первый месяц 07/2013 | Последующие мес. (с 08/2013) |
Кофе | ||
Мороженное | ||
Коктейли | ||
Пирожное | ||
Бутерброды | ||
Горячие блюда | ||
Десертные блюда | ||
Спиртные напитки | ||
Пиво | ||
Окорока гриль | ||
Салаты | ||
Шампанское |
Таблица 3 - Календарный план
№ | Наименование этапа | Длительность (дней) | Дата начала | Дата окончания | Стоимость этапа (руб.) |
1. | Оформление кредита | 15.07.13 | 17.07.13 | ||
2. | Заключение договора аренды | 18.07.13 | 22.07.13 | ||
3. | Покупка кофе-автомата | 18.07.13 | 01.08.13 | 29 000 | |
4. | Покупка оборудования | 18.07.13 | 24.07.13 | 95 000 | |
5. | Покупка мебели | 18.07.13 | 24.07.13 | 60 000 | |
6. | Отделка помещения | 18.07.13 | 02.08.13 | 45 000 | |
7. | Заключение договоров на поставку сырья | 26.07.13 | 02.08.13 | ||
8. | Получение разрешений | 26.07.13 | 02.08.13 | ||
9. | Производство | 03.08.13 |
После окончания подготовительного периода запускается производство. Срок выхода на проектную мощность определен в два месяца. Ввиду выгодного месторасположения проведение крупной рекламной кампании не планируется. На первоначальном этапе возможно проведение небольших рекламных мероприятий направленных на информирование потенциальных клиентов об открытии нового кафе быстрого обслуживания в этом районе. Основное требование к этим мероприятиям - целевое направление рекламы при минимуме затрат. Этого можно достичь путем размещения рекламных объявлений в холлах офисных и административных зданий, расположенных в этом районе, проведением презентации с приглашением представителей организаций предприятий и крупных фирм, находящихся в этом районе, оформлением вывески на фасаде здания в котором будет размещаться кафе и так далее. Такого рода мероприятия обеспечат целенаправленность и не требуют значительных финансовых вложений. Размещение подобной рекламы в газетах, как показывает опыт, малоэффективно, так как такая реклама не направлена на конечного потребителя и может оказаться не замеченной среди других рекламных объявлений, а для проведения рекламной компании в других средствах массовой информации (радио, телевидение) требует больших финансовых вложений и значительно увеличит стоимость проекта и срок его окупаемости, к тому же возможность финансирования крупной рекламной компании за счет кредитных средств маловероятно и может создать негативное впечатление о проекте у инвестора.
В процессе работы запланированы следующие ежемесячные постоянные издержки.
Таблица 4 - Производство
Наименование | руб. | Выплаты | В течение... |
Налоговые платежи по упрощен. системе | ежемес. | всего проекта | |
Аренда помещения | ежемес. | всего проекта | |
Транспортные расходы | ежемес. | с 2 по 24 мес. | |
Охрана | ежемес. | с 2 по 24 мес. | |
Прочие расходы | ежемес. | с 2 по 24 мес. |
Издержки на производство (переменные затраты) составят в среднем 70% от объема выручки.
Первый месяц:
832144 * 0,7 = 582501 р.
Второй и последующие
891500 * 0,7 = 624050 р.
Для обеспечения производственного процесса предусмотрено следующее штатное расписание.
Таблица 5 - Производство
Должность | Кол.(чел) | руб. | Выплаты | Период | Сумма за мес. |
Продавец | ежемес. | 2...24 мес. | |||
Повар | ежемес. | 2...24 мес. | |||
Уборщица | ежемес. | 2...24 мес. | |||
Посудомойка | ежемес. | 2...24 мес. |
Подбор персонала планируется осуществлять перед пуском производства с учетом следующих требований:
наличие профессиональной подготовки и квалификации по данной специальности;
наличие опыта работы на аналогичных предприятиях общественного питания;
коммуникабельность, умение работать с клиентами;
знание нормативных документов, регламентирующих работу в сфере торговли и общественного питания.
Для финансовых расчетов были приняты следующие исходные данные:
Дата начала проекта: 01.07.2013
Основная валюта проекта: руб.
Таблица 6 - Выручка по месяцам
Наименование продукта | Цена, р | Выручка за первый мес. | Выручка за последующие месяцы |
Кофе | 16,00 | ||
Мороженное | 23,00 | ||
Коктейли | 20,00 | ||
Пирожное | 11,50 | 85870,5 | |
Бутерброды | 20,00 | ||
Горячие блюда | 28,00 | ||
Десертные блюда | 24,00 | ||
Спиртные напитки | 50,00 | ||
Пиво | 25,00 | ||
Окорока гриль | 49,00 | ||
Салаты | 17,00 | ||
Шампанское | 105,00 | ||
Итого | - | 832143,5 |
Для финансирования проекта на начальном этапе планируется взять кредит в сумме 350 000 тыс. рублей сроком на 12 месяцев под 20% годовых. Выплаты процентов по кредиту планируется осуществлять ежемесячно. Погашение кредита одной суммой, через 12 месяцев с момента действия кредитного договора.
Кредитные средства планируется израсходовать на покупку оборудования, ремонт помещения и запуск производства.
Плановые показатели позволяющие оценить эффективность проекта
Общая сумма затрат за мес.(начиная со второго мес.)
20540+24000+13500+18000+17000+(350*0,2)/12+42000+14000+3000+6000+624050 = 782096 р.
Сумма прибыли:
891500 – 782096 = 109404 р. /мес.
Рентабельность оборота (продаж):
109404/891500 = 12,27%
Прибыль за год с учетом погашения кредита
109404*12 – 350000 = 932848 р.
Норма прибыли:
932848 / 350000 = 2,66.
Проведенный финансово-экономический анализ проекта позволяет говорить о том, что представленный проект может быть реализован с высокой эффективностью.
Так рентабельность продаж составляет 12,27% в первый год производства. Высокий уровень прироста собственного капитала говорит о высокой оборачиваемости средств.
Норма прибыли составляет 2.66, что является достаточно высоким показателем и говорит о целесообразности инвестиций.
Проведенный анализ рынка говорит о том, что сегмент на который ориентирована деятельность создаваемого кафе, на сегодняшний день, в данном районе города практически свободен, что позволяет рассчитывать на то, что продукция создаваемого предприятия будет пользоваться устойчивым спросом, с тенденцией роста по мере развития деятельности и расширения номенклатуры оказываемых услуг.
4. Маркетинговый план
Кафе может быть выдержано в английском стиле и называться «Маяк».
Логотип:
Рисунок – 1 - Логотип кафе
При вхождении на рынок выбирается стратегия, в том числе и проникновения.
В качестве политики продвижения выбраны следующие рекламно-информационные мероприятия.
-расклеивание объявлений;
-вывеска названия «Маяк» с подсветкой.
В киоске на рекламных щитах планируется достаточно ярко осветить достоинства и полезные качества продаваемой продукции.
Основными целями продвижения продукции кафе «Маяк» являются: доведение до потребителя информации о продукте, о новинках, формирование благожелательного отношения к продукту путем убеждения потребителей в полном соответствии товара их вкусам и требованиям, и как следствие обеспечение у потребителя желание купить продукт данной марки, создание условий для удобной покупки продукта.
В рамках продвижения своего продукта создаваемое ООО «Маяк» из всех возможных средств продвижения использует рекламу, стимулирование сбыта продукции и связи с общественностью.
Связи с общественностью используются для завоевания расположения общественности и создания благоприятного имиджа компании. Методы рекламы, которые могут быть использованы в маркетинговой политике ООО «Маяк», следующие:
реклама на радио и местном телевидении, в печатных материалах (местных газетах), в сети Интернет;
организуется программа скидок по определенным дням (праздники, выходные и т.д.);
посетители могут получить различные купоны на льготное приобретение товара;
проводятся различные игры и конкурсы, победив в которых можно получить сертификат на заказ определенного количества блюд;
предоставление посетителям определенных подарков и сувениров (брелоки с логотипами компании, чашки и др.);
на улицах города раздаются листовки с рекламами продукции компании, размещаются рекламные щиты.
Таким образом, реклама позволяет создать благоприятный имидж компании и зарекомендовать компанию как надежную и достойную внимания потребителя. Компания учитывает заинтересованность в мнениях, желаниях, мечтах, впечатлениях потребителей. Также с помощью методов связи с общественностью у потребителя складывается ощущение, что работа делается лично для него и удовлетворяет его личные потребности, что является идеалом взаимодействия по линии «производитель-потребитель».