Организация и технология выполнения проекта
ОПТИМАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК ПРИ СЛУЧАЙНОМ СПРОСЕ НА ТОВАРЫ
Методические указания к курсовому проекту по дисциплине «Экономико-математические методы
и модели в логистике» Для студентов всех форм обучения
Специальность 080506 – Логистика и управление цепями поставок
Санкт-Петербург
Допущено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методических указаний
Составитель д. э. н., профессор Е.И. Зайцев
Рецензент д. т. н., профессор. В.С.Лукинский
Подготовлено на кафедре логистики и организации перевозок
Одобрено научно-методическим советом
специальности 080506 – Логистика и управление цепями поставок
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителем
© СПбГИЭУ, 2009
СОДЕРЖАНИЕ стр.
Введение ………………………………………………………. 4
1. Организация и технология выполнения проекта …………... 5
2. Подготовка исходных данных для расчетов ……………….. 7
3. АВС-анализ прибыльности товаров ………………………… 7
3.1. Расчет прибыли от продажи товаров в последнем месяце ……………………………………………………. 8
3.2. Определение среднего значения прибыли от продаж по всей товарной номенклатуре ……………………………. 8
3.3. Построение вариационного ряда товаров по прибыль-
ности ……………………………………………………… 9
3.4. Расчет и построение кумулятивной кривой прибыльно-
сти товаров ………………………………………………. 10
3.5. Деление товаров на категории и определение доли то-
варов группы А |
3.6. Расчет бюджета товаров группы А …………………….. 11
4. Прогнозирование продаж товаров группы А ………………. 12
4.1. Расчет коэффициентов линейной модели тренда для товаров группы А ……………………………………….. 12
4.2. Расчет параметров модели дисперсии ошибки прогно-
за ………………………………………………………… 14
4.3. Определение доверительных границ прогноза продаж товаров группы А ………………………………………. 16
5. Определение оптимальных размеров заказов товаров ……. 17
5.1. Расчет параметров модели хозяйственного риска …… 17
5.2. Расчет оптимальных заказов …………………………... 18
5.3. Определение оптимальных бюджетов товаров .....…… 20
6. Определение объемов закупок товаров группы А при огра-
ниченном бюджете ………………………………………….. 21
6.1. Определение коммерческой значимости товаров ……. 21
6.2. Расчет требуемых бюджетов товаров ………………… 26
6.3. Расчет оптимальных бюджетов с учетом ограничений | |
6.4. Расчет объемов закупок с учетом ограничений ……… | |
Литература | |
Приложение |
ВВЕДЕНИЕ
Целью изучения дисциплины «Экономико-математические методы и модели в логистике» является формирование у специа-листа в области логистики объективного представления о роли и месте экономико-математического моделирования в управлении логистическими системами. Научить студентов выполнять про-гнозные расчеты и решать задачи на оптимальность и принятие управленческих решений из разных функциональных областей ло-гистики с применением современных инструментальных средств – главные задачи дисциплины.
В соответствии с учебным планом дисциплины студент дол-жен выполнить самостоятельную расчетную работу в виде курсо-вого проекта. В рамках проекта решается комплексная задача пла-нирования закупок товаров, требующая решения ряда частных за-дач, рассматриваемых в четырех важнейших темах курса. Это за-дачи классификации товаров на основе Парето-анализа (АВС-анализ), прогнозирования по временным рядам, оптимизации объ-емов закупок с применением модели хозяйственного риска и бюд-жетирования закупок на основе метода анализа иерархий (приня-тие решений на основе предпочтений при ограниченном бюджете). Выполнению проекта должна предшествовать углубленная прора-ботка теоретического материала разделов курса, связанных с мо-делями анализа и группировки запасов, прогнозированием, опти-мизацией и решением задач выбора. А также закрепление знаний в процессе выполнения лабораторных работ. Последняя рекоменда-ция является чрезвычайно важной, ибо в лабораторном практику-ме на ЭВМ рассматриваются и частично решаются основные зада-чи, поставленные в индивидуальных заданиях на курсовое проек-тирование. Обязательным условием успешного выполнения проек-та является умение работать на персональном компьютере с про-граммами математического класса (Excel с расширениями или другими).
Работа над проектом связана с необходимостью достаточно сложных расчетов и не исключены ошибки, выявляемые при про-верках. В этом случае проекты с замечаниями преподавателя воз-вращаются студенту на доработку. Поэтому следует особое вни-мание обратить на сохранность копий файлов с расчетами и про-межуточными результатами.
Положительно оцененный проект является необходимым ус-ловием допуска к сдаче экзамена по дисциплине.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Процесс выполнения проекта делится на три этапа - подгото-вительный, расчетный и оформительский.
Подготовительный этап включает следующие операции:
- выбор и подготовка исходных данных для расчетов;
- подготовка и настройка программного обеспечения;
- подготовка носителей для резервного копирования результа-тов проектирования;
- составление плана выполнения проекта.
Процедура подготовки исходных данных зависит от типа проекта. В индивидуальных проектах, задания на которые выда-ются преподавателем, исходные данные связаны с конкретной те-матикой и проектными особенностями. Обычно в этом случае ис-пользуются фактические данные, полученные в результате анали-за работы какого либо логистического предприятия. В типовых проектах исходные данные выбираются из таблиц приложения по номеру зачетной книжки. Выбранные данные оформляются в виде таблиц и списков исходных данных и составляют базовую часть задания на проектирование.
Технология проектных расчетов ориентирована на возможно-сти табличного процессора Excel с предустановленными расшире-ниями «Анализ данных» и «Поиск решений», доступными через пункт меню «Сервис». Подготовка и настройка программного обеспечения заключается в проверке наличия этих инструментов на компьютере или в настройке другого, самостоятельно выбран-ного для расчетов программного обеспечения (MathCad, Statistica, SPSS, StatGraphics и др.). Следует позаботиться и о резервном ко-пировании файлов с данными и результатами расчетов на съемный носитель для последующего использования в работе по компонов-ке пояснительной записки.
План выполнения проекта, содержащий все представленные в «Содержании» расчетные разделы, а также этапы консультаций, оформления записки и защиты, поможет правильно организовать работу в течение семестра. При планировании следует учесть рас-
писание лабораторного практикума, поскольку его тематика и ор-ганизация проведения корреспондируются с содержанием и по-следовательностью выполнения расчетной части проекта.
Расчетный этап включает подготовку и программную реа-лизацию алгоритмов в выбранной системе, последовательное вы-полнение необходимых расчетов и сохранение файлов результа-тов. При работе в Excel рекомендуется пользоваться представлен-ными в руководстве формами и типами графиков. На этом же эта-пе выполняется черновая компоновка результатов по каждому из разделов проекта в виде таблиц, графиков, иллюстраций.
Заключительный этап связан с оформлением пояснительной записки и представлением проекта на проверку. Проект должен быть оформлен в соответствии с редакционными требованиями, предъявляемыми к статьям и рефератам. Объем пояснительной за-писки не ограничен, но, как правило, состоит из 25-40 страниц машинописного текста. Оформленная работа должна иметь:
- титульный лист;
- номер зачетной книжки;
- текст задания с выбранными исходными данными согласно варианту;
- расчетную часть с алгоритмами и результатами;
- краткие выводы;
- список использованной литературы и других источников.
К проекту прилагаются файлы с расчетами и результатами. Форма представления этих файлов согласовывается с преподава-телем (дискета, эл.почта и т.п.).
Пояснительная записка должна быть отпечатана на стандарт-ных листах формата А4, которые необходимо сброшюровать. Страницы должны иметь сквозную нумерацию, таблицы, схемы и рисунки должны иметь названия. На последней странице поясни-тельной записки проставляется дата выполнения проекта и личная подпись студента. Титульный лист должен содержать наименова-ние вуза, кафедры, дисциплины, Ф.И.О. студента, шифр специаль-ности и номер зачетной книжки.
Проект должен быть представлен на проверку преподавателю не позднее, чем за 2 недели до зачетного периода. Положительно оцененный проект допускается к защите в установленном порядке.