Как защититься от воров и мошенников
Вопрос: В «Шримад-Бхагаватам» (4.13.20) сказано, что в стране, где нет царя, процветают воры. В своем комментарии Прабхупада пишет, что, хотя сейчас воры и мошенники расплодились по всему миру, правительство не собирается принимать против них никаких решительных мер. Оставив в стороне опасность, которую воры и мошенники представляют для нашей собственности (и даже жизни), оказывает ли их присутствие воздействие на нравственность честных людей?
Ответ:Воры и жулики расплодились сейчас не только в обществе, но и среди самих правительственных чиновников. Иногда даже главы государств действуют скорее как мошенники, нежели как слуги народа. Долг царя — создать в государстве атмосферу, вдохновляющую каждого стремиться к самопознанию и любви к Богу. Вся политика государства должна быть нацелена на это. В частности, в стране должна царить атмосфера, поощряющая бескорыстие, сотрудничество и, самое главное, любовь и доверие. Воры и мошенники посягают непосредственно на культуру любви и доверия. Если современные лидеры не предпримут эффективных мер по борьбе с обманом и эксплуатацией, которые проникли сейчас во все сферы общества, люди в значительной степени утратят способность использовать человеческую форму жизни по назначению.
Защищать своих подданных — одна из главных обязанностей божественного монарха. По сути, это одна из главных обязанностей любого лидера-слуги. Как уже упоминалось ранее, когда люди чувствуют воодушевление и защищенность, они действуют с гораздо большей эффективностью во всех сферах жизни. Когда же люди не ощущают заботы о себе и не испытывают воодушевления, они не склонны действовать продуктивно. Наоборот, возникает явление, которое в экономике называется «законом уменьшения отдачи». Если организации и отдельные личности не ощущают любви и покровительства со стороны лидера-слуги, то, несмотря на обилие ресурсов, результаты будут посредственными, а то и вовсе ничтожными.
Когда атмосфера наполнена любовью, состраданием и бескорыстием, а система ценностей построена на упорном труде, достоинстве и целостности, результатом будет высокая продуктивность. Эти качества имеют свойство передаваться другим. Когда новые люди оказываются в такой атмосфере, они автоматически будут меняться к лучшему. Истинно и обратное: оказавшись в атмосфере, построенной на позировании, манипулировании и эксплуатации, люди не только подвергнутся ее влиянию, но и усугубят ее своими собственными негативными энергиями.
Конечно, когда воры и мошенники угрожают жизням и собственности добропорядочных граждан, это является серьезной проблемой для любой организации или общества. Однако, еще хуже, если руководитель не предпринимает решительных мер в отношении этих мошенников. Если воров и жуликов вовремя не остановить, их количество возрастет еще больше, и рано или поздно все общество превратится в общество обмана. Праведность и благочестие будут утрачены, и со временем люди совсем забудут о нормах поведения. Иными словами, под удар будет поставлена нравственность общества в целом. К тому же, когда люди живут в атмосфере страха, их связи друг с другом ослабляются.
В древних ведических писаниях приводится следующий пример: признаком могущественного и праведного правительства является тот факт, что женщина может без страха носить красивую одежду и золотые украшения, и даже если она будет спать под деревом, ее никто не потревожит и не соблазнит. Если взять это за критерий, то станет ясно, что практически ни одна страна в мире сегодня не соответствует ему. Повсюду женщины опасаются за свою безопасность, и страх этот оправдан. Из этого примера мы можем понять, насколько могущественными были божественные монархи. Во время их правления граждане боялись не только воровать, но и оскорблять других — даже если ситуация была провоцирующей.
Мы также должны помнить, что у лидеров, которые не способны защитить своих подопечных, ни в прошлом, ни в настоящем не было сильных и серьезных последователей. Это вполне естественно, поскольку люди стремятся жить там, где царит атмосфера безопасности и защищенности.
Многие современные корпорации пронизаны атмосферой незащищенности. Они просто используют своих служащих на производстве, однако не проявляют о них даже элементарной человеческой заботы. Люди могут в любой момент оказаться без работы, если их компания решит сократить штат или изменить структуру. И, конечно же, такие служащие утрачивают преданность компании. Они прекрасно понимают, что лидеры не ценят и не защищают их. Сохранить преданность талантливых людей компании — одна из самых сложных задач, с которыми столкнулось большинство крупнейших компаний в западном мире. В эпоху свободного доступа к информации это стало серьезной проблемой для всех компаний, входящих в список «Fortune 500» в Соединенных Штатах.
В настоящее время в Америке есть много миллионеров, которым нет еще и тридцати. Они умны, агрессивны и обладают большим потенциалом, особенно в компьютерной индустрии. Однако, как правило, у них мало преданных помощников. В свое время эти люди убедились на собственном опыте в том, что компании, на которые они работали, были Достаточно безразличны к ним. Поэтому зачастую такие талантливые люди уходят из компании и начинают свой бизнес. Теперь исполнительные директора ищут пути, как удержать и обучить этих талантливых людей, приходящих в их компании. Они пытаются защищать интересы своих работников, создавать им условия для творческой работы, повышать уровень их самооценки и развивать в них веру в цели корпорации.
Что должен понять для себя руководитель, стремящийся быть лидером-слугой? В «Шримад-Бхагаватам» (4.14.17) говорится:
«Царь, оберегающий граждан от произвола безнравственных чиновников и защищающий их от грабителей и борову в награду за это имеет право взимать со своих подданных налоги. Такой благочестивый правитель, несомненно, достоин того, чтобы наслаждаться жизнью не только в этом мире, но и в том, который уготован ему после смерти».
В комментарии этому дается более подробное объяснение:
«В этом стихе очень хорошо описаны обязанности праведного царя. Самой важной из них является защита населения от воров и грабителей, а также от чиновников, которые ведут себя, как воры и грабители. Прежде государственные чиновники всегда назначались царем и не могли быть переизбраны. Поэтому, если царь был недостаточно благочестив или не очень строг, его чиновники превращались в грабителей и безжалостно обирали ни в чем неповинных граждан. Царь обязан строго следить за тем, чтобы воры и взяточники не могли проникнуть ни в государственные, ни в общественные учреждения. Если правитель не способен защитить своих подданных от воров и грабителей, будь они царскими сановниками или разбойниками с большой дороги, он не имеет права облагать их налогами. Иными словами, царь или правительство могут взимать с граждан налоги лишь в том случае, если они в состоянии оградить их от воров и грабителей».
Поэтому мы постоянно подчеркиваем, что главной обязанностью лидера является защита своих подопечных. Только в этом случае он имеет право взимать налоги, часть которых также используется для блага подчиненных. В «Рамаяне» сказано, что взимать с подданных налоги, не предоставляя им при этом защиты, греховно. Правитель, который так поступает, будет наказан Ямараджей, Владыкой Смерти.