Модели установления рыночного равновесия на микроуровне
1. Паутинообразная модель
При отклонении цен от равновесного состояния происходит колебание цен и количества товаров, реализуемых на рынке. В итоге колебания наступает такое положение, при котором устанавливается рыночное равновесие между спросом и предложением.
2. Невальрасова модель с жесткими ценами.
При не равновесии его устранение происходит или путем изменения цен, или путем изменения количества товаров, предлагаемых для реализации. Первое допущение характерно для вальрасовского подхода, второе – для кейнсианского. Вальрасовский вариант предполагает, что равновесие достигается путем снижения цен. Кейнсианский вариант предполагает сохранение цены на прежнем уровне, а равновесие обеспечивается путем уменьшения предложения товаров.
3. Модель очереди.
В тех случаях, когда цены находятся под контролем государства, они могут не меняться в течение длительного времени. В этом случае колебания спроса будут сопровождаться появлением дефицита или затоваривания. При появлении дефицита равновесие можно установить путем увеличения предложения, или путем рационального распределения дефицитного товара между потребителями в виде внедрения карточной системы, или в виде рационирования посредством очереди.
4. Модель равновесия при вмешательстве государства.
Если в рыночных условиях государство фиксирует цену товара на неравновесном уровне, то неизбежно возникает избыток или дефицит.
Первый случай. Цены фиксируются выше равновесных. В результате создается избыток. В этом случае государство вынуждено компенсировать дополнительные издержки фирмы, которые она несет в результате недополучения доходов. Наиболее простой способ такой компенсации – закупка государством избыточных товаров.
Второй случай. Цены фиксируются ниже равновесных. В этом случае государство выступает в качестве дополнительного поставщика товара. Тогда дефицит ликвидируется и наступает экономическое равновесие.
Понятие эластичности.
Анализ спроса и предложения показывает тесную зависимость между объемом спроса и предложения и ценой товара. В экономических исследованиях, в хозяйственной практике, возникает вопрос: какова степень зависимости (мера реакции) предложения и спроса на изменение цены.
Коэффициенты эластичности. Эластичность спроса по цене и доходу.
Коэффициент эластичности спроса по цене. Согласно закону спроса при снижении цены покупается большее количество продукта. Но реакция потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.
Экономисты измеряют реакцию (чуткость) потребителей на изменение цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Суть концепции ценовой эластичности заключается в следующем:
1) если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты принято называть эластичным;
2) если существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок, то в таких случаях спрос неэластичный.
Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Ed, вычисленного по следующей формуле:
Процентное изменение количества спрашиваемого продукта Х | |
Ed = | --------------------------------------------------------------------------------- |
Процентное изменение цены продукта Х |
Эластичность спроса по цене (Ed) показывает, на сколько процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент.
Исходя из формулы, спрос является эластичным, если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции. Например, если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, то спрос является эластичным. Когда спрос эластичен, коэффициент эластичности будет больше единицы. Если данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением количества спрашиваемой продукции, то спрос является неэластичным. Если снижение цены на 3% дает в результате рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, спрос неэластичен. Коэффициент эластичности в этом случае меньше единицы и составит 1/3. Когда спрос неэластичен, коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы. Между эластичным и неэластичным спросом возникает пограничная ситуация, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по величине. Если падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%, то этот специфический случай называют единичной эластичностью, так как коэффициент эластичности в точности равен единице.
Следует подчеркнуть, что, говоря о неэластичном спросе, экономисты не имеют в виду абсолютную нечувствительность потребителей к изменению цен. Совершенно неэластичный спрос означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Примером может служить спрос больных острой формой диабета на инсулин или же спрос наркоманов на наркотики. Какая бы ни была цена, пусть в 100 раз больше первоначальной, все равно будут покупать алкоголь, сигареты, наркотики, инсулин и т.д. Графически этот случай показывают при помощи кривой спроса, параллельной вертикальной оси (например, D1 на рис. 3).
Рис.7.7. Совершенно неэластичный спрос и совершенно эластичный спрос.
Кривая совершенно неэластичного спроса (D1) представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; кривая совершенно эластичного спроса (D2) параллельна горизонтальной оси.
И наоборот, когда экономисты говорят об эластичном спросе, они не имеют в виду, что потребители абсолютно чувствительны к изменению цены. В крайней ситуации, при которой самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупку от нуля, кривая совершенно эластичного спроса представляет собой линию, параллельную горизонтальной оси (например D2 на рис. 3). Такая кривая спроса имеет место в том случае, когда фирма продает продукцию на чисто конкурентном рынке. Простейший способ проверить, эластичным или неэластичным является спрос, — это определить, что происходит с общей выручкой в случае изменения цены продукции.
Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Почему? Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Вывод: если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.
Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае, окажется недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, так что, в конечном счете, общая выручка уменьшится. Вывод: если спрос неэластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.
В специальном случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений. Потеря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции, будет в точности компенсирована сопутствующим расширением продаж. И наоборот, прирост выручки, полученный благодаря росту единицы продукции, будет в точности компенсирован потерей выручки, вызванной сопутствующим сокращением количества спрашиваемой продукции.
Факторы ценовой эластичности спроса
1. Заменители.
Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Например, спрос на машинное масло фирмы «Тексако» является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще.
2. Удельный вес цены продукта в доходе потребителя.
Чем большее место занимает продукт в доходе потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Так 10%-ный рост цен на автомашины или жилые дома, составляющие существенную долю годового дохода многих семей, неизбежно приведет к тому, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.
3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости.
Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия общепризнанны в качестве предметов первой необходимости. Если цены на изумруды поднимутся, их можно не покупать, и, приняв такое решение, никто не столкнется с большими неудобствами.
4. Фактор времени.
Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Исследования показывают, что «краткосрочный» спрос на бензин менее эластичен, чем «долгосрочный». Почему так происходит? Потому что в долгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили изнашиваются и из-за подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами.
Эластичность спроса по доходу – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение, спроса на какое - либо благо вследствие изменения дохода потребителя.
Коэффициент эластичности спроса по доходу. Посредством, которого измеряется данный вид эластичности. Он рассматривается по формуле:
% изменения объема спроса | |
Ер = | ------------------------------------- |
% изменение в доходе |
Коэффициент эластичности спроса по доходу используется при исчислении потребительской корзины, определении структуры потребления людей с различным уровнем доходов, расчетах степени изменения потребления того или иного блага при изменении уровня дохода и т.д.
Эластичность предложения по цене.
Концепция ценовой эластичности спроса применима также и к предложению. Суть ее в следующем: если производители чувствительны к изменениям цен, то предложение эластично, и наоборот.
Эластичность предложения по цене – показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Она рассчитывается по формуле:
% изменение объема предложения | |
Еs = | -------------------------------------------- |
% изменение цены |
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения. Почему? Да потому, что реакция производителей на рост цены продукта Х зависит от их способности перераспределять ресурсы в пользу производства продукта Х за счет сокращения производства других продуктов. А перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее «подвижность» ресурсов. Следовательно, чем больше изменится объем производства, тем выше будет эластичность предложения.
Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, полезно провести различие между периодами.
Кратчайший рыночный период.Это такой период, когда производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Например, мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична, так как фермер может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена.
Краткосрочный период.Это период, когда производственные мощности можно использовать более или менее интенсивно. Результатом будет рост производства как реакция на предполагаемое увеличение спроса. Такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения продуктов, а цена будет ниже, чем в примере с кратчайшим рыночным периодом.
Долговременный период. Это (долгий) период, когда фирмы успевают принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся рыночной ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые — покинуть ее. В долговременном периоде изменения означают еще более эластичную кривую предложения. Кривая предложения долгосрочного равновесия дает новую цену, несколько более высокую, чем первоначальная цена. Почему более высокую? Потому что отрасль с растущими издержками производства ведет к росту цен на потребляемые в ней ресурсы. Иначе говоря, расширение отрасли приведет к растущим издержкам.
В случае с отраслью с постоянными издержками производства кривая долгосрочного предложения была бы совершенно эластичной, а новая цена была бы равна первоначальной цене.
Потребительское поведение. Кардиналистская и ординалистская трактовки максимизации полезности потребителем.
Рыночный спрос формируется из совокупности решений о покупке отдельных потребителей. В достижении своих предпочтений потребитель всегда ограничен величиной располагаемых средств. Значит, в процессе принятия решения речь идет об оптимизации полезности – о достижении максимально доступной полезности при заданных бюджетных ограничениях.
Результат процесса оптимизации – принятое решение о структуре и количестве приобретаемых по определенным ценам благ называется потребительским выбором.
Проблема измерения полезности – одна из самых сложных в экономической теории. В виду того, что понимание полезности весьма индивидуально, психологично, неустойчиво и относительно, измерить полезность впрямую представлялось экономистам очень сложным. Возможно, ли вообще найти такой показатель? В зависимости от ответа на этот вопрос сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кардиналистов и ординалистов.
Кардиналистская (количественная) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которое потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.
Кардиналисткую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.
Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилях. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно. И возникла альтернативная кардиналистской (количественной) концепции ординалистская (порядковая) теория полезности.
Согласно этой теории стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а возможностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.
Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилях, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.
Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.
Ординалистская (порядковая) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.
Ординалистская (порядковая) теория полезности является альте6рнативной кардиналистской (количественной) теории полезности.
Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф.Эджуорт (1845-1926), итало - швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной.
Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор – меньшее удовлетворение, 3-й набор – еще меньшее удовлетворение и т.д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами. С практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.