Роль дорожных условий в возникновении ДТП

Непосредственная роль дорожных условий в возникновении дорожно-транспортных происшествий (ДТП), согласно официальной статистике, невелика. Ими в разных странах объясняют от 2 до 20 % общего числа происшествий. В России состояние автомобильных дорог является причиной каждого пятого ДТП. Однако столь малое влияние состояния автомобильных дорог кажущееся, т. к. работники ГИБДД расследуют происшествия без использования аппаратуры, которая могла бы объективно фиксировать размеры и состояние элементов дороги, а также погодные условия в момент возникновения ДТП. В тех случаях, когда проводился детальный анализ с осмотром мест происшествий и учетом конкретных особенностей их возникновения, выяснялось, что дорожные условия являются прямой или косвенной причиной 60-75 % ДТП. Дороги становились в таких случаях сопутствующей причиной ДТП, стимулирующей ошибки водителей.

Большую роль в обеспечении безопасности движения играют технико-эксплуатационные показатели а. д.( геометр. размеры з. п., ширина и состояние обочин, ровность покрытий, видимость на кривых, освещённость, разметка, качество инж. обустройства, средства регулирования. Поэтому, влияние дор. условий на безопасность движения закладывается в процессе проектирования дорог, а реализуется в процессе эксплуатации дорог.

Для повышения безопасности движения необходимо предусматривать:

1.Обеспечить видимость на закруглениях в плане и продольном профиле;

2.устройство канализ-ых пересечений в одном уровне;

3.перевод пересечения в одном уровне в пересечения в разных уровнях;

4.устройство виражей на закруглениях малого радиуса;

5.своевременное обновление разметки;

6.устройство дорожных ограждений;

7.освещение в ночное время суток опасных участков;

8.восстановление кромки покрытия;

9.восстановление и укрепление обочин;

10.увеличение ширины разделительной полосы;

11.повышение ровности покрытия;

12.повышение шероховатости покрытий;

13.повышение качества инжен-го обустройства дорог


2) Что следует понимать под неудовлетворительными дорожными условиями и необходимость их учета при регистрации ДТП?
1.Неровное покрытие - покрытие, ровность которого не соответствует требованиям (показатель ровности по прибору ПКРС-2 не более 660 см/км, Число просветов под 3-х метровой рейкой, % не более: 7 для дорог группы А)

2. Дефекты покрытия - повреждения покрытия проезжей части (просадки, выбоины, иные повреждения), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и превышающие 0,3 м2 на 1000 м2 покрытия (А). Предельные размеры отдельных повреждений не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

3. Низкие сцепные качества покрытия - величина коэффициента сцепления покрытия составляет менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и менее 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора.

4. Неудовлетворительное состояние обочин - наличие на укрепительных полосах просадок, выбоин, иных повреждений, также возвышение обочины над проезжей частью (более 5,0 м2 на 1000 м покрытия, глубина повреждений, не более 5,0см - группа А).

5. Обочина занижена по отношению к проезжей части - уровень обочины ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0см

6. Несоответствие габарита моста ширине проезжей части - габарит равен или меньше ширины проезжей части дороги на подходах к нему.

7. Плохая видимость светофора - сигналы светофора и символы на светофильтрах) распознаются с расстояния менее 50м, имеются дефекты.

8. Неисправность светофора - нарушение нормального режима работы светофора вследствие перегорания ламп, неисправностей контроллера и других причин.

9. Отсутствие горизонтальной разметки проезжей части.

10. Отсутствие вертикальной разметки - отсутствие разметки на поверхности элементов дорожных сооружений или на щитах, прикрепленных к этим сооружениям; на островках безопасности, на ограждающих элементах дорог, на бордюрах.

11. Деревья (опоры) на обочине - наличие на обочине дорог деревьев, опор светильников, массивных стоек рам для размещения дорожных знаков или других препятствий, не имеющих ограждений.

12. Наличие наружной рекламы - наличие рекламы, затрудняющей восприятие средств организации дорожного движения, установленной без согласования с ГАИ и дорожными организациями.

13. Отсутствие тротуаров (пешеходных дорожек) - отсутствие тротуаров в местах, где они должны быть предусмотрены .

14. Отсутствие ограждений в необходимых местах

15. Недостаточное освещение

16. Неисправное освещение

17. Сужение проезжей части (снег, строительные материалы и пр.)

18. Наличие снежных валов

19. Отсутствие ограждений, сигнализации в местах работ

20. Плохая видимость дорожных знаков

21. Отсутствие дорожных знаков.

22. Неправильное применение дорожных знаков.

23. Плохая различимость горизонтальной дорожной разметки.

24. Ограниченная видимость в плане, профиле и на пересечениях

25. Отсутствие переходно-скоростных полос

26. Несоответствие параметров дороги ее категории - геометрические параметры автомобильной дороги ниже предусмотренных требованиями СНиП 2.05.02-85 для данной технической категории.

Учет при регистрации ДТП.

При изучении каждого ДТП, связанного с неудовлетворительными дорожными условиями, необходимо установить конкретные недостатки в содержании и инженерном обустройстве автомобильных дорог, способствовавшие его возникновению. Результатом анализа должны являться меры по устранению имеющихся недостатков. Исключение составляют случаи, когда устранение условий, способствовавших ДТП, не являются непосредственной функцией дорожных организаций (например, при происшествиях, связанных с отсутствием или неисправностью шлагбаума на железнодорожных переездах, неисправностью светофора и т.п.). В случаях, когда оперативно устранить причины ДТП в полном объеме невозможно, разрабатывают и осуществляют согласованные с Госавтоинспекцией мероприятия по организации движения и определяют перспективные меры (программы) по повышению безопасности движения на опасных участках, которые включают в план работ дорожных организаций.

Дорожные организации должнывести учет дорожно-транспортных происшествий, которым сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия, отмеченные в карточке учета ДТП, составляемой сотрудниками Госавтоинспекции.

Наши рекомендации