Глава 1. Общая теория статистики

М. П. Замаховский

Н. Д. Изергин

ВВЕДЕНИЕ В СТАТИСТИКУ

ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

Часть 1

Допущено Советом Учебно-методического объединения

по образованию в области менеджмента в качестве учебного

пособия для студентов высшего профессионального

образования, обучающихся по экономическим специальностям

Коломна

УДК 311 (075)Рекомендовано к изданию

ББК 65.050редакционно-издательским

З-26советом МГОСГИ

Рецензенты:

кандидат технических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе Егорьевского технологического института (филиала) МГТУ «Станкин» Илюшин В. Б.;

кандидат экономических наук, доцент, докторант Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Медведева Е. И.

Замаховский М. П., Изергин Н. Д.

З-26Введение в статистику товарных рынков. Часть 1: учебное пособие для студентов экономических специальностей под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Хижняка А. Н. / М. П. Замаховский, Н. Д. Изергин. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2012. – 208 с.

Учебное пособие «Введение в статистику товарных рынков» содержит материал, необходимый для статистического анализа товарных рынков.

В первой части пособия рассматривается общая теория статистики. Приводятся теоретические сведения, примеры, упражнения и тесты, которые могут быть использованы на аудиторных лекционных и практических занятиях и в процессе самостоятельной работы студентов.

Большое внимание уделено применению Microsoft Office Excel для проведения расчетов и построения статистических графиков.

УДК 311 (075)

ББК 65.050

© Замаховский М. П., Изергин Н. Д., 2012

© ГОУ ВПО МО «Московский государственный

областной социально-гуманитарный институт, 2012

Оглавление

Предисловие. 6

Введение. 7

Глава 1. Общая теория статистики. 9

1.1. Предмет, задачи, значение, методы и основные понятия статистики. 9

1.1.1. Предмет, задачи, значение и методы статистики. 9

1.1.2. Основные понятия статистики. 9

1.1.3. Организация системы государственной статистики в РФ.. 12

1.2. Статистическое наблюдение. 14

1.2.1. Понятие статистического наблюдения. 14

1.2.2. Формы и виды статистического наблюдения. 15

1.2.3. Программно-методологические вопросы.. 16

статистического наблюдения. 16

1.3. Статистическая сводка и группировка. 19

1.4. Статистические таблицы.. 23

1.5. Ряды распределения. 28

1.5.1. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. 28

1.5.2. Графическое изображение рядов распределения. 35

1.6. Статистические графики. 39

1.6.1. Статистические графики и их элементы.. 39

1.6.2. Классификация статистических графиков. 41

1.7. Структурные средние рядов распределения. 50

1.7.1. Мода. 50

1.7.2. Медиана. 51

1.7.3. Квартили, децили и перцентили. 55

1.8. Среднее значение признака и его виды.. 57

1.8.1. Арифметическое среднее значение. 58

1.8.2. Гармоническое среднее значение. 62

1.8.3. Геометрическое среднее значение. 64

1.8.4. Квадратическое среднее значение. 65

1.8.5. Среднее значение альтернативного признака. 67

1.9. Показатели вариации. 69

1.9.1. Абсолютные показатели вариации. 69

1.9.2. Дисперсия альтернативного признака. 75

1.9.3. Относительные показатели вариации. 75

1.9.4. Изучение влияния факторов на вариацию признака. 76

1.10. Выборочный метод в статистике. Эмпирические и теоретические распределения. 80

1.10.1. Понятие о выборочном методе. 80

1.10.2. Виды выборок. 81

1.10.3. Эмпирическая и теоретическая функции распределения. 85

1.10.4. Симметричные распределения. 88

1.10.5. Нормальное распределение. 91

1.10.6. Распределение Пуассона. 96

1.10.7. Средняя и предельная ошибки выборочного среднего. 97

1.10.8. Необходимый объем выборки. 104

1.10.9. Комбинированные выборки. 106

1.11. Изучение связи между признаками. 110

1.11.1. Виды связей между признаками. 110

1.11.2. Парная корреляция. 112

1.11.3. Линейный коэффициент корреляции. 113

1.11.4. Регрессионные модели парной корреляции. 115

1.11.5. Регрессионные модели множественной корреляции. 128

1.11.6. Изучение связи между атрибутивными признаками. 136

1.11.7. Изучение связи между ранжированными признаками. 139

1.11.8. Множественный коэффициент ранговой корреляции. 143

1.12. Ряды динамики. 146

1.12.1. Понятие ряда динамики. 146

1.12.2. Сопоставимость уровней рядов динамики. 146

1.12.3. Средний уровень ряда динамики. 148

1.12.4. Показатели изменения уровней ряда динамики. 149

1.12.5. Тренд и методы его изучения. 153

1.12.6. Основные виды тренда и трендовых моделей. 158

1.12.7. Прогнозирование уровней ряда динамики. 162

с помощью трендовых моделей. 162

1.12.8. Изучение сезонных колебаний. 163

1.13. Изучение структуры социально-экономических явлений. 168

1.13.1. Показатели структурных частей социально- 168

экономического явления. 168

1.13.2. Сводные показатели структуры.. 171

1.13.3. Концентрация признака. 172

1.13.4. Обобщающий показатель централизации признака. 175

1.14. Статистические индексы.. 176

1.14.1. Понятие статистического индекса. 176

1.14.2. Индивидуальные динамические индексы.. 177

1.14.3. Системы индивидуальных индексов. 178

1.14.4. Общие динамические индексы.. 180

1.14.5. Средние формы агрегатных индексов. 186

1.14.6. Системы общих индексов. 187

1.14.7. Индексы переменного, фиксированного составов. 190

и структурных сдвигов. 190

1.14.8. Идеальный индекс Фишера. 193

1.14.9. Индексы-дефляторы.. 193

1.14.10. Территориальные индексы.. 194

Приложение 1. Таблицы математической статистики. 200

Предисловие

Предприятие, реализующее свою продукцию на товарном рынке, проводит маркетинговое исследование этого рынка с помощью статистических показателей, применяя статистическую методологию. Без статистических данных, полученных в ходе такого исследования, невозможно получить информацию, необходимую для выбора рынка, определения объема продаж, прогнозирования и планирования рыночной деятельности.

Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. Основной задачей пособия является обучение студентов методологическим основам статистики, необходимым для анализа товарного рынка. Для изучения статистики товарного рынка необходимо владеть методами общей статистики, знать основные понятия и показатели социально-экономической статистики и уметь проводить статистический анализ экономической деятельности предприятий.

Учебное пособие состоит из трех глав. Первая часть пособия содержит главу «Общая теория статистики», в которой рассматриваются основные понятия и методы статистки. в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по экономическим специальностям.

В пособии приведены теоретические сведения, примеры, упражнения и тесты, которые могут быть использованы на аудиторных лекционных и практических занятиях и в процессе самостоятельной работы студентов. Рекомендуется проверять ответы на вопросы теста самостоятельно по учебному пособию и выполнять упражнения после изучения соответствующих примеров. Поэтому ответы к тестам и упражнениям не приводятся.

Большое внимание уделено применению Microsoft Office Excel для проведения расчетов и построения статистических графиков. С помощью математических и статистических функций в Excel можно программировать решения экономико-статистических задач, т.е. строить их автоматизированные модели, в которых по введенным значениям входных параметров автоматически вычисляются значения выходных параметров с минимальными ошибками округления.

Учебное пособие написано на основе источников, указанных в списке литературы.

Введение

Слово «статистика» происходит от латинского слова status, означающего положение, состояние. В настоящее время этот термин имеет несколько значений. Статистикой называют:

· практическую деятельность по сбору, обработке и анализу числовых данных, характеризующих социально-экономические явления;

· совокупность числовых данных, характеризующих социально-экономическое явление, например, статистика розничного товарооборота в Московской области;

· науку, изучающую массовые социально-экономические явления с помощью количественных характеристик в неразрывной связи с их содержанием, взаимосвязь этих явлений и их развитие в конкретное время и в конкретном месте.

Статистика как наука имеет многовековую историю. В Китае более чем за две тысячи лет до нашей эры проводился учет населения по полу и возрасту и собирались сведения о состоянии промышленности и сельском хозяйстве. В Древнем Риме учитывалось имущественное положение свободных граждан. Греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.) составил описание 157 городов и государств. В Англии в 1061 г. была проведена всеобщая перепись населения.

Статистика как наука появилась в середине XVII века. В этот период возникли две научные школы:

· в Англии - школа политической арифметики, основоположниками которой считаются Д. Граунт (1620-1674) и У. Пети (1623-1687); представители этой школы описывали состояние и развитие общества с помощью количественных характеристик;

· в Германии - школа государствоведения (описательной статистики), в которой разрабатывали и систематизировали различные способы описаний государства, не применяя количественные характеристики; представитель этой школы Г. Ахенваль (1719-1772) впервые начал читать в университетах новую учебную дисциплину, которую назвал «статистикой».

В первой половине XIX века возникает третье направление статистической науки - статистико-математическое. Бельгийский математик А. Кетле (1796-1874) основал учение о средних величинах и разработал статистические методы обработки данных. По инициативе А. Кетле в 1885 г. был создан международный статистический институт, который существует по настоящее время.

В конце XIX века в работах Ф. Гальтона (1822-1911), К. Пирсона (1857-1936), Ф. Госсета (1876-1937), Р. Фишера (1890-1962) и других развивается математическое направление в статистике.

В России становление статистической науки началось с развития описательной статистики. При Иване IV впервые были разработаны инструкции о ведении подсчетов. Петр I основал при коллегии внутренних дел комитет статистики. В XVIII веке появляется книга И. К. Кириллова (1689-1737) «Цветущее состояние российской империи», в которой в виде статистических таблиц описывается социально-экономическое состоянии России. В 1802 г. формируется статистический отдел Министерства внутренних дел России. В 1803 году выходит первый номер журнала «Статистический вестник».

В середине XIX века создается Центральный статистический комитет, которым руководит Н. Н. Семенов-Тянь-Шанский (1827-1914). В Московском и Петербургском университетах создаются кафедры статистики, преподаватели которых Ю. Э. Янсон (1835-1893), А. А. Чупров (1874-1926), В. С. Немчинов (1894-1964), С. Г. Струми-лин (1877-1974) и другие занимаются разработкой методологии статистики.

В 1870-х годах в 27 губерниях России создаются статистические бюро. В начале XX века в России начинает развиваться математи-ческая статистика.

Большое влияние на развитие математического направления в статистике оказали работы русских математиков П. П. Чебышева (1821-1894), А. А. Маркова (1856-1922), А. М. Ляпунова (1857-1019).

Опыт советской статистики был обобщен в работах В. И. Хоти-мского (1892-1937), А. Я. Боярского (1906-1985) и других ученых.

Статистика как учебная дисциплина включает в себя общую теорию статистики. На основе общей статистики строятся экономическая и социально-демографическая статистики, изучающие соответственно экономические и социально-демографические явления и процессы.

Экономическая статистика подразделяется на отраслевые статистики: статистика предприятия, статистика капитального строительства, статистика товарных рынков, статистика населения страны (региона), статистика здравоохранения и др.

Глава 1. Общая теория статистики

1.1. Предмет, задачи, значение, методы и основные понятия статистики

Наши рекомендации