Ранговые оценки объектов экспертами
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО "КГТУ")
В.М. Муров, В.В. Нордин
ЛОГИСТИКА
Учебно-методическое пособие по практическим занятиям
для бакалавриата по направлению подготовки «Торговое дело»
(профиль подготовки - «Коммерция»)
Калининград 2015
Издательство ФГБОУ ВПО «КГТУ»
УДК 658.8
Муров В.М., Нордин В.В. ЛОГИСТИКА: Учебно-методическое пособие по практическим занятиям. – Калининград, 2015. - с.
Учебно-методическое пособие разработано по темам, включенным в образовательные стандарты по дисциплине «Логистика» для направления подготовки «Торговое дело». В него по темам входят типовые задачи логистики и методика их решения, учебные кейсы, темы для рефератов, а также использованные и рекомендуемые источники.
Материалы пособия могут быть полезны при выполнении курсовых и дипломных работ.
ВВЕДЕНИЕ
Одна из главных задач специалиста по логистике - проанализировать ситуацию, выяснить интересы каждого звена в цепи "производство-потребление" и скоординировать их деятельность. Цель логиста - организовать весь маршрут продвижения материальных потоков от источников сырья до потребителей конечного продукта таким образом, чтобы минимизировать затраты на каждом звене логистической цепи.
Внедрение логистического управления и его аналитического инструментария позволит снизить уровень запасов продукции в снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость вложенного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить удовлетворение потребностей потребителей. Примерно 25-30% валового внутреннего продукта – это логистические затраты.
Логистика — наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения (Современный экономический словарь).
Логистика осуществляет обеспечение потребностей потребителей. В том числе, опосредованно через обеспечение всем необходимым производства, маркетинга и других видов деятельности. Главными характеристиками эффективности выступают доступность товаров, скорость и бесперебойность поставок, а также гибкость процессов. При этом интегрированная логистика учитывает общие затраты. Это позволяет формировать так называемые цепи поставок. В сконцентрированном виде это можно выразить следующим образом:
логистический процесс должен протекать с соблюдением основного правила логистики – правила "7R":
1R (right product) - нужный товар;
2R (right quality) - необходимого качества;
3R (right quantity) - в необходимом количестве;
4R (right time) - в нужное время;
5R (right place) - в нужное место;
6R (right customer) - нужному потребителю;
7R (right cost) - с требуемым уровнем затрат.
Практические занятияпо логистике представляют собой занятия по решению различных прикладных задач, связанных с теоретическими проблемами, рассмотренными на лекциях. В итоге у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход к решению задач и интуиция.
Цели практических занятий:
- помочь студентам систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;
- научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчетов, графических и других видов заданий;
- научить их работать с книгой, служебной документацией и схемами, пользоваться справочной и научной литературой;
- формировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.
Тема 1. ПОНЯТИЕ И КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИКИ
Занятия 1 – 2 (4 часа).
ЗАНЯТИЕ № 1
Цель занятия: привить студентам навыки систематизации проблем (объектов) логистики с дальнейшим их ранжированием по значимости для повышения эффективности организации.
План
1. Разбор кейса №1 методом дискуссии с выявлением важнейших логистических проблем предприятия.
2. Решение учебной задачи для привития навыков применения метода экспертных оценок в ранжировании логистических проблем (объектов).
3.Выдача заданий для самостоятельной работы.
Методические указания по решению задач
Методика применения экспертного метода для решения логистических проблем приведена в [1].
Процесс оценки объекта (проблемы) экспертным методом включает:
• организацию опроса, включая и формирование экспертной группы;
• проведение опроса;
• обработку результатов и получение оценок;
• анализ оценок.
Пример 1.Экспертные ранговые оценки (баллы), присвоенные семью экспертами шести объектам, представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Ранговые оценки объектов экспертами
Номер эксперта (i) | Объекты (j) | Сумма рангов | |||||
Сумма рангов |
Объект, у которого сумма рангов в нижней строке табл. 1.1 наибольшая, считается наиболее важным (в примере это шестой объект).
Оценка согласованности мнений экспертов осуществляется посредством расчета коэффициента конкордации [2, 3] в следующей последовательности:
1. Определяется сумма рангов каждого объекта Sj.
2. Рассчитывается средняя сумма рангов объектов по формуле
,
где m – число экспертов;
n – число сравниваемых объектов (проблем).
3. Рассчитываются алгебраические разности между суммами рангов каждого объекта и средним значением.
4. Определяются квадраты алгебраических разностей.
Этот расчет сведен в табл. 1.2.
Таблица 1.2