Ранговые оценки объектов экспертами

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО "КГТУ")

В.М. Муров, В.В. Нордин

ЛОГИСТИКА

Учебно-методическое пособие по практическим занятиям

для бакалавриата по направлению подготовки «Торговое дело»

(профиль подготовки - «Коммерция»)

Калининград 2015

Издательство ФГБОУ ВПО «КГТУ»

УДК 658.8

Муров В.М., Нордин В.В. ЛОГИСТИКА: Учебно-методическое пособие по практическим занятиям. – Калининград, 2015. - с.

Учебно-методическое пособие разработано по темам, включенным в образовательные стандарты по дисциплине «Логистика» для направления подготовки «Торговое дело». В него по темам входят типовые задачи логистики и методика их решения, учебные кейсы, темы для рефератов, а также использованные и рекомендуемые источники.

Материалы пособия могут быть полезны при выполнении курсовых и дипломных работ.

ВВЕДЕНИЕ

Одна из главных задач специалиста по логистике - проанализировать ситуацию, выяснить интересы каждого звена в цепи "производство-потребление" и скоординировать их деятельность. Цель логиста - организовать весь маршрут продвижения материальных потоков от источников сырья до потребителей конечного продукта таким образом, чтобы минимизировать затраты на каждом звене логистической цепи.

Внедрение логистического управления и его аналитического инструментария позволит снизить уровень запасов продукции в снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость вложенного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить удовлетворение потребностей потребителей. Примерно 25-30% валового внутреннего продукта – это логистические затраты.

Логистика — наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения (Современный экономический словарь).

Логистика осуществляет обеспечение потребностей потребителей. В том числе, опосредованно через обеспечение всем необходимым производства, маркетинга и других видов деятельности. Главными характеристиками эффективности выступают доступность товаров, скорость и бесперебойность поставок, а также гибкость процессов. При этом интегрированная логистика учитывает общие затраты. Это позволяет формировать так называемые цепи поставок. В сконцентрированном виде это можно выразить следующим образом:

логистический процесс должен протекать с соблюдением основного правила логистики – правила "7R":

1R (right product) - нужный товар;

2R (right quality) - необходимого качества;

3R (right quantity) - в необходимом количестве;

4R (right time) - в нужное время;

5R (right place) - в нужное место;

6R (right customer) - нужному потребителю;

7R (right cost) - с требуемым уровнем затрат.

Практические занятияпо логистике представляют собой занятия по решению различных прикладных задач, связанных с теоретическими проблемами, рассмотренными на лекциях. В итоге у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход к решению задач и интуиция.

Цели практических занятий:

- помочь студентам систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

- научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчетов, графических и других видов заданий;

- научить их работать с книгой, служебной документацией и схемами, пользоваться справочной и научной литературой;

- формировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

Тема 1. ПОНЯТИЕ И КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИКИ

Занятия 1 – 2 (4 часа).

ЗАНЯТИЕ № 1

Цель занятия: привить студентам навыки систематизации проблем (объектов) логистики с дальнейшим их ранжированием по значимости для повышения эффективности организации.

План

1. Разбор кейса №1 методом дискуссии с выявлением важнейших логистических проблем предприятия.

2. Решение учебной задачи для привития навыков применения метода экспертных оценок в ранжировании логистических проблем (объектов).

3.Выдача заданий для самостоятельной работы.

Методические указания по решению задач

Методика применения экспертного метода для решения логистических проблем приведена в [1].

Процесс оценки объекта (проблемы) экспертным методом включает:

• организацию опроса, включая и формирование экспертной группы;

• проведение опроса;

• обработку результатов и получение оценок;

• анализ оценок.

Пример 1.Экспертные ранговые оценки (баллы), присвоенные семью экспертами шести объектам, представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Ранговые оценки объектов экспертами

Номер эксперта (i) Объекты (j) Сумма рангов
Сумма рангов

Объект, у которого сумма рангов в нижней строке табл. 1.1 наибольшая, считается наиболее важным (в примере это шестой объект).

Оценка согласованности мнений экспертов осуществляется посредством расчета коэффициента конкордации [2, 3] в следующей последовательности:

1. Определяется сумма рангов каждого объекта Sj.

2. Рассчитывается средняя сумма рангов объектов по формуле

Ранговые оценки объектов экспертами - student2.ru ,

где m – число экспертов;

n – число сравниваемых объектов (проблем).

3. Рассчитываются алгебраические разности между суммами рангов каждого объекта и средним значением.

4. Определяются квадраты алгебраических разностей.

Этот расчет сведен в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Наши рекомендации