Контрольные задания для проверки усвоения материала

1. При анализе ежемесячной заболеваемости скарлатиной детей в возрасте до 7 лет в городе Н. в изучаемом году были получены следующие показатели динамического ряда: абсолютный прирост = + 0,5, темп прироста = +8,0%; темп роста - 108%.

1. По каким из представленных показателей можно судить о скорости изменения заболеваемости во времени?

2. Достаточно ли представленных в условии задачи данных для вашего заключения?

2. За последние 10 лет перестройки наряду с высокой текучестью кадров в практическом здравоохранении отмечается увеличение выпуска врачей из медицинских вузов № 1 и № 2. Показатели динамического ряда первого вуза составили: абсолютный прирост = 30 человек, темп прироста = +8%, значение 1 %роста = 3,75. Показатели динамического ряда второго вуза соответственно составили: 50 человек, + 10%, значение 1% роста = 5.

1. Какой из вузов лучше выполняет установки Министерства здравоохранения по увеличению численности выпуска врачей? Каким показателем при этом заключении вы воспользовались?

3. В условиях реформирования здравоохранения в районах А. и Б. было проведено сокращение коечного фонда с увеличением при этом объема внебольничной помощи. 1%снижения (убыли) в районе А. составил 2 койки, в районе Б. - 3 койки, а темп снижения (убыли) соответственно - 5% и 8%.

1. В каком из районов сокращение коечного фонда идет быстрее? На основании какого показателя вы сделали этот вывод?

2. Какие из представленных показателей позволяют сравнивать процесс сокращения коечного фонда в 2 районах?

Тесты для самоконтроля

1. Динамический ряд состоит из:

а) однородных, не сопоставимых величин, характеризующих изменение явления

б) однородных, сопоставимых величин, характеризующих изменение явления

в) групп величин, характеризующих признак

г) чисел, расположенных в ранговом порядке

д) однородных элементов в определенных границах времени и пространства

2. Числовые значения динамического ряда называются

а) вариантами

б) элементами

в) величинами

г) уровнями

д) показателем

3. Динамический ряд, состоящий из чисел, зарегистрированных за определенный промежуток времени

а) простым

б) сложным

в) моментным

г) интервальным

д) простым, моментным

е) простым, интервальным

4.Расчет показателей динамического ряда, производимый по отношению к одному и тому же уровню проводится методом

а) цепным

б) интервальным

в) базисным

г) сгруппированным

5.Выравнивание уровней динамического ряда проводится с целью

а) выявления качественной однородности явления

б) выявления общей тенденции изменения явления

в) распределение на однородные группы

г) определения степени разнообразия признака

6.Способ выравнивания динамического ряда, проводимый путем суммирования данного уровня и двух соседних с ним называется методом

а) укрупнения

б) вычисления групповой средней

в) скользящей средней

7.Процентное отношение каждого последующего уровня к предыдущему называется

а) абсолютным приростом (убылью)

б) темпом роста (убыли)

в) темпом прироста (убыли)

г) абсолютным значением одного процента прироста (убыли)

8.Процентное отношение прироста (убыли) каждого последующего члена ряда к уровню предыдущего является

а) абсолютным приростом (убылью)

б) темпом роста (убыли)

в) темпом прироста (убыли)

г) абсолютным значением одного процента прироста

9.Отношение абсолютной величины прироста (убыли) к показателю темпа прироста (убыли) является

а) абсолютным приростом (убылью)

б) темпом роста (убыли)

в) темпом прироста (убыли)

г) абсолютным значением одного процента прироста

10. Динамический ряд, состоящий из абсолютных величин, зарегистрированных за определенный промежуток времени является:

а) простым, моментным

б) сложным, моментным

в) простым, интервальным

г) сложным, интервальным

Ключ к тестам:

№ вопроса Ответ
Б
Г
Г
В
Б
В
Б
В
Г
В

КОРРЕЛЯЦИЯ

При изучении общественного здоровья и здравоохранения в научных и практических целях исследователю часто приходится проводить статистический анализ связей между факторными и результативными признаками статистический совокупности (причинно-следственная связь) или определение зависимости параллельных изменений нескольких признаков этой совокупности от какой-либо третьей величины (от общей их причины). Необходимо уметь изучать особенности этой связи, определять ее размеры и направление, а также оценивать ее достоверность. Для этого используются методы корреляции.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: на основе применения методов корреляции уметь выявлять влияние факторного признака на результативный при анализе общественного здоровья и деятельности медицинских учреждений, в том числе учреждений санитарно-эпидемиологического профиля.

По окончании изучения темы студент должен

Уметь:

• устанавливать корреляционную зависимость методом квадратов и методом ранговой корреляции;

• оценивать силу, направление и достоверность полученного коэффициента корреляции и делать соответствующие выводы,

Для этого студент должен знать:

• виды проявления количественных связей;

• понятие функциональной и корреляционной зависимости;

• практическое значение установления корреляционной связи;

• характеристики коэффициента корреляции (силу и направление связи);

• методы определения коэффициента корреляции (метод квадратов и ранговый метод);

• методические требования к использованию коэффициента корреляции;

• рекомендации по применению метода ранговой корреляции и метода квадратов;

• методику и порядок вычисления коэффициента корреляции по методу квадратов и по методу ранговой корреляции, ошибок коэффициентов корреляции и способы оценки достоверности коэффициентов корреляции.

Наши рекомендации