Другие современные методы
Современные западные врачи рекомендуют несколько одобренных методов обучения ребенка «туалетному делу». Первый метод предложен доктором Бразелтоном: здесь «процесс» растянут на несколько недель или даже месяцев. Сначала горшок просто появляется в комнате, затем ребенок берет его в руки, начинает с ним играть, садится на горшок в одежде. На следующей стадии ребенка сажают на горшок без подгузника, потом в горшок начинают бросать «содержимое» подгузника, а затем… покупают «тренировочные трусики».
Второй метод создали Азрин и Фокс в 1974 году. Он описан в книге «Приучение к горшку? Меньше, чем за день!». Авторы считают, что ребенка можно приучить всего за день, если он достаточно к этому готов. Азрин и Фокс предлагают снять с ребенка подгузники всего на 1 день, и в течение дня проводить интенсивное обучение: читать специальные комиксы, показывать мокрых кукол и напоминать о супергероях, которые «умеют это делать», а также поощрять ребенка конфетами. Если малыш не сумел сориентироваться всего за один день, рекомендуется… снова надеть на него подгузник и подождать другого «удачного дня» - вероятно, тогда ребенок окажется «более готовым».
Подход Азрина и Фокса кажется мне жестоким и лишенным уважения к ребенку. Я читала слишком много писем от родителей, дети которых заходились в истерике, не сумев за один день одолеть «чудесную методику». Сами родители чувствовали себя при этом растерянными и опустошенными. Даже Американская Академия Педиатров, которая рекомендует этот метод как один из возможных, считает его «нежелательным, т.к. присутствует возможность физического оскорбления ребенка».
Третий метод особенно популярен у родителей, проповедующий гуманный и мягкий подход. Он заключается в том, что горшок просто – напросто ставится в комнате после достижения ребенком определенного возраста. Родители надеются, что, взрослея и наблюдая, ребенок поймет назначение горшка и начнет старательно пользоваться; при этом сами родители время от времени сообщают ребенку полезную информацию и ненавязчиво его поощряют.
Все перечисленные методы имеют между собой кое-что общее, а именно: предварительное ношение подгузников до довольно большого возраста. Так или иначе, каждый метод основан на «теории готовности», и все они игнорируют очевидные факты, а именно:
v Малыши осознают потребность «сходить» с рождения;
v Новорожденные могут и хотят общаться со старшими, объяснять свои потребности, в том числе и в высаживании. Они ясно разговаривают на языке мимики, звуков, эмоций. Нет необходимости ждать до тех пор, пока ребенок сможет объяснять свои потребности словами и логическими подтверждениями.
v Долгосрочное использование подгузников не является необходимым и часто совершается принудительно;
v Если дать ребенку возможность, то он (или она) с самого раннего возраста будет контролировать «выделительные дела»;
v Ребенок, чьи потребности в высаживании игнорируются в течении длительного времени, теряет с ними ассоциативную связь. Теперь он (или она) забывает природную возможность и также начинает игнорировать собственные импульсы.
Последние достижения.
Фотографии доктора Бразелтона появились в передовицах газет, на обложках журналов и (позднее) в различных Интернет -сайтах. Так корпорация «Proctor&Gamble» получила своего «карманного» педиатра. Финансируя и раздувая его имидж, был создан специальный фонд доктора Бразелтона. Brazelton Foundation Inc. Если вы наберете в Интернете www.brazelton.com, вы попадете прямо на домашнюю страничку подгузников Pampers www.pampers.com.
Примечание от переводчика. Есть еще один интересный сайт – www.brazelton.org, сайт Фонда Brazelton Foundation Inc. В окошечке под названием Individual & Corporate Donor & Sponsorship Programs (частные и корпоративные пожертвования и спонсорская помощь) представлена информация о финансировании фонда. Огромные, огромные деньги! Исчисления в миллионах долларов.
Все эти деньги люди платят за то, чтобы им с экрана телевизора показали новейшие подгузники, резиновые соски и другие «заменители мамы». На сайте указан список корпораций, финансирующий Фонд. Компания Proctor&Gamble, верная своим принципам, занимает в списке самое последнее место, уступив десятку других компаний, в том числе Johnson & Johnson Consumer Products Line и компании McDonalds.
В настоящее время корпорация «Proctor&Gamble», и другие подобные ей компании финансируют абсолютно ВСЮ литературу, издаваемую Американской Академией Педиатров. К сожалению, эта литература не отражает реальных интересов малышей. Она всего лишь агрессивно продвигает всевозможные искусственные товары корпораций.
Хитрый ход не остался незамеченным общественностью. Вот что написал канадский писатель Патрик Уэльш в популярном журнале для родителей «Today’s parent»: «Следует ли верить «ориентированному на ребенка» подходу доктора Бразелтона? Он, светило современной медицины и профессор Гарвардской Медицинской школы, уверяет нас, что ребенок должен подрасти, прежде чем стать «готовым». Доктор заверяет нас, что ранний подход негуманен и что тот ребенок, что подрос и стал «готовым», способен обучиться достаточно быстро. Но смотрите – сейчас он продает подгузники Pampers размер №6! Для детей весом свыше 30 кг».
Главный козырь теории модных педиатров – в том, что подгузники освобождают мать от проблем раннего обучения. Вместе с тем Интернет пестрит жалобами матерей, из-за подгузников столкнувшихся с проблемами позднего обучения! «Ребенку 5 лет, до сих пор «ходит» в подгузник», «Дочери 3 года – совершенно не желает обучаться», «Старшему ребенку 11 лет, и последние 6 лет он страдает энурезом. Перепробовали все, включая иглоукалывание»
(Примечание от переводчика. В российском Интернете также присутствуют подобные жалобы. Каждый, кто желает провести свое небольшое исследование, может легко найти жалобы родителей о том, что дети не желают или не могут отучиться от подгузников в возрасте 3,4 и даже 5 лет. На крупных российских Интернет – сайтах, посвященных материнству, повсеместно присутствуют рекомендации о позднем «туалетном обучении». Иногда рекомендации прямо подписаны «переведено с Pampers Parental Institute», иногда даются анонимно. В некоторых случаях под статьями стоят громкие имена: д.м.н., профессор кафедры факультетской и поликлинической педиатрии Нижегородской государственной медицинской академии; к.м.н. доцент кафедры факультетской и поликлинической педиатрии НГМА; д.м.н., главный научный сотрудник Отделения урологии Научного Центра Здоровья Детей РАМН. Все эти статьи разными словами говорят об одном: о необходимости позднего «туалетного обучения».
Вместе с тем, в нашей стране подгузники появились недавно (по сравнению с Западом), и поэтому культура высаживания еще не утеряна. Вместе с репликами отчаявшихся мамаш в Интернете можно найти и другие: «Я не понимаю ваших проблем. Моей дочери 8 месяцев, и она аккуратно ходит на горшок. Начали обучаться в 6 месяцев». «Моя дочка в возрасте 1 месяц отчаянно кричит и требует, чтобы ее подержали над тазиком; категорически отказывается «делать» в подгузник». Нам, российским мамам, достаточно легко найти поддержку или получить хорошую консультацию - у своих мам, у бабушек, родственниц, соседок и старших коллег по работе).
Несмотря на факты и на письма множества врачей, отвечающих на статью доктора Бразелтона с неодобрением и подтверждающих правильность раннего высаживания (статьи и письма, публикующиеся во многих родительских и медицинских журналах, в том числе Pediatrics), официальная точка зрения не спешит измениться хотя бы на йоту.
Канадская Ассоциация Педиатров до сих пор рекомендует «ожидать до возраста, когда ребенок начнет показывать признаки готовности», а именно объяснять свои потребности словами и демонстрировать остальные признаки из списка.
В июне 1999 г. Американская Академия Педиатров выпустила новый «Сборник Рекомендаций по приучению к горшку» – отдельным приложением к журналу Pediatrics. На мой взгляд, в этом сборнике нет ничего нового по сравнению с изданием 1962 года (разве что, пожалуй, список спонсоров стал длиннее). Была указана новая статистика: от 15 до 20% американских детей в возрасте старше 5 лет все еще недостаточно обучены и продолжают мочиться в штанишки. Цифра резко отличалась от заявленных в 1962 г. Бразелтоном 1,4%. Неужели это правда и американские дети обучаются все хуже и хуже?
Новый «Сборник рекомендаций» заново повторял уже сказанное в 1962 году - о необходимости подождать, а также вновь подчеркивал, что приучение к горшку – «процесс комплексный». Я внимательно и жадно читала страницы сборника в поисках доказательств, но их снова не было. Все три статьи сборника (в двух из которых Т.Б. Бразелтон был соавтором), попросту копировали предыдущую статью Т.Б. Бразелтона тридцатилетней давности. В одном из разделом автор утверждал, что «знаменитый педиатр Т.Б. Бразелтон внес значительный вклад в изучение психо – неврологических процессов осознания детьми своих выделительных потребностей» и пришел к выводу, что «практически невозможно прийти к подобному осознанию быстро». Тем не менее, в статье мельком упоминалось, что, «возможно, подобное осознание уже присутствует у детей, начинающих уверенно ходить». (Подчеркнуто автором).
Проводя всевозможные исследования, педиатры и разработчики подгузника специализируются исключительно на городской Северной Америке, закрывая глаза на множество других детишек по всему миру, которые обучаются еще до первого дня рождения. Западные педиатры ведут себя так, словно в мире не существует ни Азии, ни Африки, ни Китая, ни далекой глубинки России. Разве это нормально – игнорировать большую часть планеты?
Тем не менее, мир продолжает вертеться. Миллионы матерей в разных частях света продолжают высаживать малышей. В традиционных странах матери никогда не слышали о том, что ребенок должен подрасти для того, чтобы стать «готовым». Эта идея не входит в их тысячелетнюю практику. Мне очень приятно, что к ним присоединяется все больше современных родителей с Запада.
(подпись к фото на стр. 77: Многие матери по всему миру никогда не слышали о том, что ребенок должен подрасти для того, чтобы стать «готовым». Эта идея не входит в их тысячелетнюю практику).