Оценки как случайные величины

Получаемая оценка представляет частный случай случайной переменной. Причина здесь в том, что сочетание значений Оценки как случайные величины - student2.ru в выборке случайно, поскольку Оценки как случайные величины - student2.ru – случайная переменная и, следовательно, случайной величиной является и функция набора ее значений. Возьмем, например, Оценки как случайные величины - student2.ru – оценку математического ожидания:

Оценки как случайные величины - student2.ru .

Выше мы показали, что величина Оценки как случайные величины - student2.ru в Оценки как случайные величины - student2.ru -м наблюдении может быть разложена на две составляющие: постоянную часть Оценки как случайные величины - student2.ru и чисто случайную составляющую Оценки как случайные величины - student2.ru :

Оценки как случайные величины - student2.ru . (A.17)

Следовательно,

Оценки как случайные величины - student2.ru , (A.18)

где Оценки как случайные величины - student2.ru – выборочное среднее величин Оценки как случайные величины - student2.ru .

Отсюда можно видеть, что Оценки как случайные величины - student2.ru , подобно Оценки как случайные величины - student2.ru , имеет как фиксированную, так и чисто случайную составляющие. Ее фиксированная составляющая – Оценки как случайные величины - student2.ru , то есть математическое ожидание Оценки как случайные величины - student2.ru , а ее случайная составляющая – Оценки как случайные величины - student2.ru , то есть среднее значение чисто случайной составляющей в выборке.

Функции плотности вероятности для Оценки как случайные величины - student2.ru и Оценки как случайные величины - student2.ru показаны на одинаковых графиках (рис. A.6). Как показано на рисунке, величина Оценки как случайные величины - student2.ru считается нормально распределенной. Можно видеть, что распределения, как Оценки как случайные величины - student2.ru , так и Оценки как случайные величины - student2.ru , симметричны относительно Оценки как случайные величины - student2.ru – теоретического среднего. Разница между ними в том, что распределение Оценки как случайные величины - student2.ru уже и выше. Величина Оценки как случайные величины - student2.ru , вероятно, должна быть ближе к Оценки как случайные величины - student2.ru , чем значение единичного наблюдения Оценки как случайные величины - student2.ru , поскольку ее случайная составляющая Оценки как случайные величины - student2.ru есть среднее от чисто случайных составляющих Оценки как случайные величины - student2.ru в выборке, которые, по-видимому, «гасят» друг друга при расчете среднего. Далее теоретическая дисперсия величины Оценки как случайные величины - student2.ru составляет лишь часть теоретической дисперсии Оценки как случайные величины - student2.ru .

Оценки как случайные величины - student2.ru

Рис. A.6.

Величина Оценки как случайные величины - student2.ru – оценка теоретической дисперсии Оценки как случайные величины - student2.ru – также является случайной переменной. Вычитая (A.18) из (A.17), имеем:

Оценки как случайные величины - student2.ru .

Следовательно,

Оценки как случайные величины - student2.ru .

Таким образом, Оценки как случайные величины - student2.ru зависит от (и только от) чисто случайной составляющей наблюдений Оценки как случайные величины - student2.ru в выборке. Поскольку эти составляющие меняются от выборки к выборке, также от выборки к выборке меняется и величина оценки Оценки как случайные величины - student2.ru .

Несмещенность

Поскольку оценки являются случайными переменными, их значения лишь по случайному совпадению могут в точности равняться характеристикам генеральной совокупности. Обычно будет присутствовать определенная ошибка, которая может быть большой или малой, положительной или отрицательной, в зависимости от чисто случайных составляющих величин Оценки как случайные величины - student2.ru в выборке.

Хотя это и неизбежно, на интуитивном уровне желательно, тем не менее, чтобы оценка в среднем за достаточно длительный период была аккуратной. Выражаясь формально, мы хотели бы, чтобы математическое ожидание оценки равнялось бы соответствующей характеристике генеральной совокупности. Если это так, то оценка называется несмещенной. Если это не так, то оценка называется смещенной, и разница между ее математическим ожиданием и соответствующей теоретической характеристикой генеральной совокупности называется смещением.

Начнем с выборочного среднего. Является ли оно несмещенной оценкой теоретического среднего? Равны ли Оценки как случайные величины - student2.ru и Оценки как случайные величины - student2.ru ? Да, это так, что непосредственно вытекает из (A.18).

Величина Оценки как случайные величины - student2.ru включает две составляющие – Оценки как случайные величины - student2.ru и Оценки как случайные величины - student2.ru . Значение Оценки как случайные величины - student2.ru равно средней чисто случайных составляющих величин Оценки как случайные величины - student2.ru в выборке, и, поскольку математическое ожидание такой составляющей в каждом наблюдении равно нулю, математическое ожидание Оценки как случайные величины - student2.ru равно нулю. Следовательно,

Оценки как случайные величины - student2.ru . (A.19)

Тем не менее полученная оценка – не единственно возможная несмещенная оценка Оценки как случайные величины - student2.ru . Предположим для простоты, что у нас есть выборка всего из двух наблюдений – Оценки как случайные величины - student2.ru и Оценки как случайные величины - student2.ru . Любое взвешенное среднее наблюдений Оценки как случайные величины - student2.ru и Оценки как случайные величины - student2.ru было бы несмещенной оценкой, если сумма весов равна единице. Чтобы показать это, предположим, что мы построили обобщенную формулу оценки:

Оценки как случайные величины - student2.ru . (A.20)

Математическое ожидание Оценки как случайные величины - student2.ru равно:

Оценки как случайные величины - student2.ru . (A.21)

Если сумма Оценки как случайные величины - student2.ru и Оценки как случайные величины - student2.ru равна единице, то мы имеем Оценки как случайные величины - student2.ru и Оценки как случайные величины - student2.ru является несмещенной оценкой Оценки как случайные величины - student2.ru .

Таким образом, в принципе число несмещенных оценок бесконечно. Как выбрать одну из них? Почему в действительности мы всегда используем выборочное среднее с Оценки как случайные величины - student2.ru ? Возможно, вы полагаете, что было бы несправедливым давать разным наблюдениям различные веса или что подобной асимметрии следует избегать в принципе. Мы, однако, не заботимся здесь о справедливости или о симметрии как таковой. Дальше мы увидим, что имеется и более осязаемая причина.

До сих пор мы рассматривали только оценки теоретического среднего. Выше утверждалось, что величина Оценки как случайные величины - student2.ru , определяемая в соответствии с табл. А.6, является оценкой теоретической дисперсии Оценки как случайные величины - student2.ru . Можно показать, что математическое ожидание Оценки как случайные величины - student2.ru равно Оценки как случайные величины - student2.ru , и эта величина является несмещенной оценкой теоретической дисперсии, если наблюдения в выборке независимы друг от друга. Доказательство этого математически несложно, но трудоемко, и поэтому мы его опускаем.

Эффективность

Несмещенность – желательное свойство оценок, но это не единственное такое свойство. Еще одна важная их сторона – это надежность. Конечно, немаловажно, чтобы оценка была точной в среднем за длительный период, но, как однажды заметил Дж. М. Кейнс, «в долгосрочном периоде мы все умрем». Мы хотели бы, чтобы наша оценка с максимально возможной вероятностью давала бы близкое значение к теоретической характеристике, что означает желание получить функцию плотности вероятности, как можно более «сжатую» вокруг истинного значения. Один из способов выразить это требование – сказать, что мы хотели бы получить сколь возможно малую дисперсию.

Предположим, что мы имеем две оценки теоретического среднего, рассчитанные на основе одной и той же информации, что обе они являются несмещенными и что их функции плотности вероятности показаны на рис. A.7. Поскольку функция плотности вероятности для оценки Оценки как случайные величины - student2.ru более «сжата», чем для оценки Оценки как случайные величины - student2.ru , с ее помощью мы скорее получим более точное значение. Формально говоря, эта оценка более эффективна.

Оценки как случайные величины - student2.ru

Рис. A.7.

Важно заметить, что мы использовали здесь слово «скорее». Даже хотя оценка Оценки как случайные величины - student2.ru более эффективна, это не означает, что она всегда дает более точное значение. При определенном стечении обстоятельств значение оценки Оценки как случайные величины - student2.ru может быть ближе к истине. Однако вероятность того, что оценка Оценки как случайные величины - student2.ru окажется более точной, чем Оценки как случайные величины - student2.ru , составляет менее 50%.

Это напоминает вопрос о том, пользоваться ли ремнями безопасности при управлении автомобилем. Множество обзоров в разных странах показало, что значительно менее вероятно погибнуть или получить увечья в дорожном происшествии, если воспользоваться ремнями безопасности. В то же время не раз отмечались странные случаи, когда не сделавший этого индивид чудесным образом уцелел, но погиб бы, будучи пристегнут ремнями. Упомянутые обзоры не отрицают этого. В них лишь делается вывод, что преимущество на стороне тех, кто пользуется ремнями безопасности. Подобным же преимуществом обладает и эффективная оценка. (Неприятный комментарий: в тех странах, где пользование ремнями безопасности сделано обязательным, сократилось предложение для трансплантации почек людей, ставших жертвами аварий.)

Мы говорили о желании получить оценку как можно с меньшей дисперсией, и эффективная оценка – это та, у которой дисперсия минимальна. Сейчас мы рассмотрим дисперсию обобщенной оценки теоретического среднего и покажем, что она минимальна в том случае, когда оба наблюдения имеют равные веса.

Если наблюдения Оценки как случайные величины - student2.ru и Оценки как случайные величины - student2.ru независимы, теоретическая дисперсия обобщенной оценки равна:

Оценки как случайные величины - student2.ru . (A.21)

Мы уже выяснили, что для несмещенности оценки необходимо равенство единице суммы Оценки как случайные величины - student2.ru и Оценки как случайные величины - student2.ru . Следовательно, для несмещенных оценок Оценки как случайные величины - student2.ru и

Оценки как случайные величины - student2.ru . (A.22)

Поскольку мы хотим выбрать Оценки как случайные величины - student2.ru так, чтобы минимизировать дисперсию, нам нужно минимизировать при этом Оценки как случайные величины - student2.ru . Эту задачу можно решить графически или с помощью дифференциального исчисления. В любом случае минимум достигается при Оценки как случайные величины - student2.ru . Следовательно, Оценки как случайные величины - student2.ru также равно 0,5.

Итак, мы показали, что выборочное среднее имеет наименьшую дисперсию среди оценок рассматриваемого типа. Это означает, что оно имеет наиболее «сжатое» вероятностное распределение вокруг истинного среднего и, следовательно (в вероятностном смысле), наиболее точно. Строго говоря, выборочное среднее – это наиболее эффективная оценка среди всех несмещенных оценок. Конечно, мы показали это только для случая с двумя наблюдениями, но сделанные выводы верны для выборок любого размера, если наблюдения не зависят друг от друга.

Два заключительных замечания: во-первых, эффективность оценок можно сравнивать лишь тогда, когда они используют одну и ту же информацию, например один и тот же набор наблюдений нескольких случайных переменных. Если одна из оценок использует в 10 раз больше информации, чем другая, то она вполне может иметь меньшую дисперсию, но было бы неправильно считать ее более эффективной. Во-вторых, мы ограничиваем понятие эффективности сравнением распределений несмещенных оценок. Существуют определения эффективности, обобщающие это понятие на случай возможного сравнения смещенных оценок, но в этом пособии мы придерживаемся данного простого определения.

Наши рекомендации