Неизвестная стройка МВД №509

ЗАЖГИ СВЕЧУ

Неизвестная стройка МВД №509 - student2.ru

У поклонного креста, 2011 год

Сурова Кольская природа,

Как и законы прошлых лет.

И признан я врагом народа,

Едва увидев белый свет.

(В.Ковалевский)

Посвящается хибинскому обществу «Мемориал»

Кировск

I Зеркало беззакония

Стих - Автор неизвестен

(стих спецпереселенца, 37 год)

Ещё жив человек, расстрелявший отца моего,

Вероятно, на пенсию вышел, живёт хорошо,

Своё дело привычное бросил…

Ну, а если он умер, наверное, жив человек,

Что скрутил моему отцу руки,

Ну, а если он умер, наверное, жив человек,

Что пытал на допросах отца моего,

Видно дело привычное бросил…

Может, конвоир ещё жив,

Что отца выводил на расстрел?

Где вы, нелюди-люди?

Ведь я вырос с трудом без отца моего…

(из газеты «Котлован», напечатано в 1990 году)


Зеркало беззакония

Неизвестная стройка МВД №509 - student2.ru

Узники ГУЛАГА

Сегодня вряд ли кто может сказать, сколько лагерей находилось на территории нашего района. Слишком много времени прошло с тех пор. Ценой неимоверных усилий на суровой Кольской земле построен город Хибиногорск, переименованный затем в Кировск, и комбинат «Апатит».

Город и комбинат строили так называемые «враги народа», жизнь которых ничего не стоила, и никакой статистики в то время не велось.

Что же чувствует современный человек, беря в руки уголовные дела тех лет? Это возмущение, подавленность, жгучая боль и обида за свой народ. Ведь в этих делах, как в дьявольском зеркале, сфокусировалась атмосфера беззакония и произвола, шпиономании и мракобесия, царившая в то время в государстве, созданном « вождем всех времен и народов».

Все уголовные дела похожи друг на друга как близнецы-братья: постановление об аресте, анкета арестованного, протокол допроса, в котором следователь настойчиво предлагает подследственному сознаться в несуществующих преступлениях, обвинительное заключение, выписка из протокола заседания тройки. Вот и всё. А дальше по этапу – лагерь или расстрел. Репрессивная машина работала с всё возрастающей скоростью.

Процесс политической и правовой реабилитации безвинных людей и участие в нём КГБ выражает бескомпромиссное осуждение беззаконий того времени. Уверен, что процесс демократизации никогда больше не позволит использовать правоохранительные органы в противозаконной, антинародной деятельности.

С.Ю.Рыбкин, сотрудник Апатитского горотдела УКГБ Мурманской области

(из газеты «Котлован», сентябрь 1990 год).

Неизвестная стройка МВД №509

Автор – Горбацевич Ф.Ф (напечатано в сокращении)

Восточная часть Кольского полуострова мало освоена, туда трудно добраться в связи с отсутствием дорог. Однако, оказывается, что в 50-ые годы была попытка провести дорогу на восток к устью реки Поной. Для этого была и создана 509 стройка МВД. Планировалось построить автомобильную и железную дорогу в этом направлении. Сейчас эта дорога разбита, но видно, что строилась она добротно и с широким сталинским размахом. Остатки автомобильной дороги поражают. На несколько километров до поворота она проходит по прямым линиям. Остатки насыпи идут параллельно. На берегах реки Кица остались бетонные опоры планируемого моста. Признаки строительства заметны до 120-го км на восток от станции Апатиты.

Хибинское общество «Мемориал» организовало три экспедиции по трассе дорог и провело исследование этого сталинского проекта (1998,2006,2007 годы).

Члены экспедиции осматривали остатки лагерей, находили вещественные свидетельства лагерного быта: колючку, сторожевые вышки, ворота во въезде в лагерь. Следы захоронений не были найдены в связи с давними событиями, но на месте лагерей 72-го и 82-го км были установлены поминальные кресты.

Бараков почти не осталось, но лагерные атрибуты (колючка, сторожевые вышки, железные решётки для окон) были найдены. На 72 км были найдены остатки карцера – железные двери с окошком и глазком в них. Тачки и лопаты были основой механизации.

Неизвестная стройка МВД №509 - student2.ru

Остатки сторожевой вышки ОЛП на 72м км

Архивы свидетельствуют, что строительство дороги Апатиты – Кейвы – Поной, длиной 400 км с ответвлением на пос. Лесной, было запланировано на 1951-1953 годы силами бесплатных рабочих из исправительно-трудовых лагерей в количестве пяти тысяч. Были сформированы два аппарата управления – лагерное и производственное.

В 1952 году была проложена трасса до 110 км и обустроены лагерные пункты на трассе. Не хватало рельсов, и рабочее движение поездов до реки Кицы так и не было открыто. В районе 45 км обустроены штаб и городок 1-го отделения стройки.

Материально-техническое обеспечение отставало от потребностей стройки, а механизация была минимальной. Все работы велись вручную, а главным транспортным средством были лошади. По планам основная работа на стройке должна быть выполнена заключёнными. В лагерных пунктах строились ограждения, вышки с вахтой. Заключённые жили в палатках и бараках. Походных кухонь не было, еду выдавали холодную, тёплых вещей не хватало. Температура в палатке мало чем отличалась от уличной. Отсутствие сушилок, столовых, дезинфекционных камер – это условия зимы 1952 года. Портянки и мокрая одежда сушились в жилых палатках, а пища выдавалась только 2 раза в день. Хлеб выпекался сырой, формы мазали автолом. Эти факты известны из прокурорских проверок. «Попытки к побегу были ликвидированы», - написано в отчёте. Рабский труд был дёшев, но непроизводителен.

Только в 1953 году после смерти Сталина МВД было освобождено от производительной деятельности. Главное управление лагерей железнодорожного строительства было реорганизовано в Управление железных дорог и передано в Министерство путей сообщения, а исправительно-трудовые лагеря, входящие в архипелаг ГУЛАГ, переданы из МВД в Министерство юстиции. Таким образом, строительство потеряло дешёвую рабочую силу. Продолжение строительства стало слишком дорогостоящим и было законсервировано. Так бесславно закончилась история стройки №509.

Неизвестная стройка МВД №509 - student2.ru

Остатки дорожных работ, стройка №509

Хибинское общество «Мемориал» будет продолжать свою историко-просветительскую, правозащитную деятельность. Как показывает настоящее, старые уроки быстро забываются. Есть опасность, что мы снова сможем под зажигательные марши зашагать в старое-новое светлое будущее. Хотелось бы, чтобы наша деятельность основывалась не только на голом энтузиазме, а получила бы одобрение и финансовую поддержку, пусть минимальную, от администрации Мурманской области.

Наши рекомендации