Оценка достигнутых целей и задач социально-экономического развития Кожевниковского района за период 2009 – 2012 гг
СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОЖЕВНИКОВСКОГО РАЙОНА
ДО 2025 ГОДА
Общее положение
Стратегия социально-экономического развития Кожевниковского района до 2025 года (далее – Стратегия) определяет стратегические приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Кожевниковского района, основные направления их достижения на долгосрочную перспективу.
Стратегия разработана на основе требований Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Томской области от 12 марта 2015 года N 24-ОЗ "О стратегическом планировании в Томской области", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537), Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р), Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р), указов Президента Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования федерального уровня и Томской области и иных нормативных правовых актов.
В Стратегии социально-экономического развития Кожевниковского района:
- определено место района в системе межмуниципальных и межрегиональных социально-экономических связей и отношений;
- выявлены существующие проблемы и основные тенденции социально-экономического развития района;
- определены долгосрочные экономические и социальные приоритеты района, достижение которых позволит решить текущие проблемы, минимизировать риски и угрозы, преодолеть ограничения, использовать имеющиеся возможности и конкурентные преимущества, обеспечат устойчивое развитие района;
- планируется разработать план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Кожевниковского района до 2025 г.;
- определены целевые показатели, разработан механизм управления реализацией Стратегии.
Стратегия является основой для разработки муниципальных программ Кожевниковского района, схемы территориального планирования Кожевниковского района и плана мероприятий по реализации стратегии.
I. Оценка достигнутых целей и задач социально-экономического развития, анализ конкурентоспособности Кожевниковского района
Оценка достигнутых целей и задач социально-экономического развития Кожевниковского района за период 2009 – 2012 гг.
Программа комплексного социально-экономического развития Кожевниковского района на период 2009-2013 годы, утвержденная Решением Думы Кожевниковского района от 25.09.2008 № 294, реализовалась на основе механизмов муниципального управления развитием района с применением программно-целевого метода, принципов социального партнерства.
Темп прироста основных экономических показателей по Кожевниковскому району в 2009-2012 гг. отставал от среднеобластных значений по Томской области: по районному валовому продукту, объему промышленного производства, обороту розничной торговли, объему инвестиций.
Среднедушевые денежные доходы населения выросли с 70089,5 рублей в 2008 году до 112360 рублей в 2012 году.
В 2009–2012 гг. на территории Кожевниковского района введено ряд новых производств (по производству и переработке мяса и молока, колбасный цех, цеха по производству тротуарной плитки и кованных металлических изделий), расширено и модернизировано несколько действующих производств, в основном сельскохозяйственных и пищевых. Создано около 400 рабочих мест. В 2009-2012 гг. отставание района от среднего по области уровня по показателям душевого производства промышленной продукции заметно уменьшилось. Существенно усилились позиции района по душевым показателям розничного товарооборота и платных услуг.
В 2010 г. Главой района было принято решение о создании бизнес-инкубатора в Кожевниковском районе, а уже в начале 2013 г. в с. Кожевниково открылся бизнес-инкубатор для малого и среднего предпринимательства, ориентированный на создание новых бизнесов, реализацию новых предпринимательских проектов. Основное предназначение бизнес-инкубатора – сопровождение стартующих бизнес-предприятий. На капитальный ремонт здания и новое оборудование для бизнес-инкубатора 20 млн. рублей выделила областная администрация. Ещё 1,8 млн. рублей на содержание его инфраструктуры направила администрация Кожевниковского района.
Валовой продукт района в 2009-2011 г. демонстрировал уверенный рост, а в 2012 году произошло снижение его объема за счет сокращения производства сельскохозяйственной продукции, причиной которого стали неблагоприятные погодные условия.
Несмотря на трудности в преодолении негативных инерционных тенденций в социально-экономическом развитии, которые проявлялись в кризисный период 2008-2009 гг., с 2010 г. Кожевниковский район стал показывать в целом положительную динамику экономических показателей и постепенное приближение к средним значениям по Томской области. Объем инвестиций в 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 г. на 46,8 %. На протяжении последних лет отмечается положительная динамка роста инвестиций в основной капитал. Инвестиции в основной капитал за счет средств муниципального бюджета возросли в 2011 г. в 4,8 раза по сравнению с 2009 годом.
Тем не менее, в целом по соотношению среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума, по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума и другим важнейшим параметрам социального развития Кожевниковский район находится лишь в середине списка среди районов Томской области.
Разрыв между показателем производства районного ВП на душу населения в Кожевниковском районе и его среднеобластным уровнем в последние годы сократился, однако остается достаточно ощутимым. Это весьма тревожный индикатор уровня и качества экономического роста в районе. Хотя в районе сохраняется более высокий, чем в среднем по области, уровень производства сельскохозяйственной продукции на одного жителя, это опережение стало уменьшаться.
Ситуация в сельском хозяйстве остается достаточно сложной. За 4 года (с 2009 по 2012 гг.), сократились посевные площади – на 2,6 %, поголовье скота – на 0,4 %, надои на фуражную корову – на 7,2 %. В 2012 г. на 54,4 % снизилось производство зерна по сравнению с 2011 г. и на 64.1% по сравнению с 2009 г. Количество личных подсобных хозяйств сократилось с 8439 в 2009 г. до 8288 в 2012 г. (на 1,8 %).
Доля промышленного сектора Кожевниковского района в общем объеме произведенного валового продукта в 2012 году составила 4,6 %. Это ничтожно мало, но все же на 90% больше, чем в 2008 году. Особенностью Кожевниковского района является отсутствие на его территории (в районном центре и в сельских поселениях) высокотехнологичных, наукоемких производств, способных существенно повысить производительность труда и обеспечить создание продукции с высокой долей добавочной стоимости, являющихся фактором социально-экономического роста. Основная доля предприятий в районе – это мелкие и средние предприятия.
Среди основных видов деятельности предприятий большую часть занимают предприятия торговли (54 %) и сферы услуг (35 %).
Оборот розничной торговли в 2012 году составил 465,7 млн. руб., рост к уровню 2011 года – 4,7%, товарооборот на душу населения – 22,380 тыс. руб., рост по сравнению с 2011 годом составил 3,2%. За анализируемый период наблюдается устойчивый рост данных показателей,
В 2012 году в райцентре Кожевниково было введено в эксплуатацию 1200 м2 торговых площадей (ТЦ «Вариант»), где уже обосновались федеральные сети: бытовой техники и электроники «Эксперт», мобильных устройств «Цифроград», активно заходят продуктовые «Ярче», «Холидей». Также введен в эксплуатацию Универсальный 2-х этажный магазин (ИП Кобзарева А.Р.) площадью 765,6 кв. м. (сдача в аренду).
В 2012 году введены в эксплуатацию начальная школа в с.Аптала, 10-ти квартирный дом по ул. Кирова в с. Кожевниково для детей-сирот, многоквартирный (22 квартиры) жилой дом по ул. Октябрьской общей площадью 823 м² в с. Кожевниково.
Начиная с 2004 года, в Кожевниковском районе ведется газификация районного центра и сельских поселений. Газ получили жители Новопокровского и Кожевниковского сельских поселений. За период проведения газификации Кожевниковского района газифицировано 1239 квартир. Проложено 126,0 км газопроводных сетей высокого и низкого давления. Освоено – свыше 90 млн. руб.
В рамках долгосрочной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Кожевниковского района Томской области на период с 2010 по 2012 годы», за анализируемый период было проведено энергообследование ряда образовательных учреждений, установлены счетчики учета электроэнергии в трех начальных школах, имеющих электрическое отопление. Разработаны мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности в организациях, оказывающих коммунальные услуги (ООО «КСК», ООО «Селькомхоз», ООО «Кожевниковский Комхоз»).
Количество индивидуальных предпринимателей за пять лет (2008-2012 гг.) увеличилось в районе на 30% (с 323 чел. до 420 чел.). Предприниматели Кожевниковского района активно участвуют в областных конкурсах предпринимательских проектов «Бизнес-старт», «Первый шаг», «Перспектива». Сумма выделенных субсидий участникам областной программы «Бизнес-старт» за 5 лет составила 3010 тыс. руб.
За анализируемый период (2009-2012 гг.) значительных изменений в структуре собственных доходов муниципального образования не наблюдается. Основным источником формирования доходов бюджета муниципального образования остается налог на доходы физических лиц, который занимает более 70% в структуре собственных доходов бюджета. Величина поступлений по данной статье в значительной степени зависит от уровня доходов физических лиц в муниципальном образовании и количества занятого населения. В течение анализируемого периода следует отметить снижение темпов роста средней заработной платы практически по всем видам экономической деятельности. Снижение доходов бюджета по НДФЛ в 2012 году связано как со снижением уровня доходов населения (ИП, ЛПХ), так и со снижением дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджет муниципального образования.