Система национальных счетов

Система национальных счетов - student2.ru 1. Система национальных счетов (СНС), реализуемая в Россий­ской Федерации, основана на методологических положениях, разработанных совместно с ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и Евростатом и принятых в 1993 г. (СНС-93). Она по­строена с учетом специфики и функционирования страны, на­ходящейся на переходном этапе к рыночным отношениям.

Система национальных счетов используется для описания и анализа процессов рыночной экономики на макроуровне более чем в 150 странах мира. СНС представляет собой развернутую макростатистическую модель рыночной экономики, отвечающую потребностям экономико-статистического анализа результатов ее функционирования и оценки эффективности.

СНС — основа национального счетоводства. Суть системы на­циональных счетов сводится к формированию обобщающих пока­зателей развития экономики на различных стадиях процесса вос­производства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов. Таким образом, имеется возможность просле­дить движение стоимости произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости: от производства — до использования.

Счета используются для регистрации экономических опера­ций, осуществляемых институциональными единицами, а имен­но предприятиями, учреждениями, организациями, домашни­ми хозяйствами и др., которые являются резидентами данной страны. Отражаются также операции между резидентами дан­ной страны и нерезидентами.

Записи в счетах относятся не к каждой отдельной экономиче­ской операции, а к обобщающим числовым характеристикам со­ответствующих групп экономических операции, например, по­требление, накопление, экспорт. Таким образом, записи в счетах — это аналитические обобщающие показатели различных аспек­тов экономического процесса, например, добавленная стоимость, первичный доход, сбережение и т.д.

Наиболее важные из них, относящиеся к экономике в целом, называются агрегатными (например, валовой внутренний продукт, валовой национальный доход, национальное богатство и др.).

Национальные счета — набор взаимосвязанных таблиц, имеющих вид балансовых построений. По методу построения национальные счета аналогичны бухгалтерским счетам. Каждый счет представляет собой баланс в виде двухсторонней таблицы, вкоторой каждая операция отражается дважды: один раз — в ре­сурсах, другой в использовании. Итоги операций на каждой сто­роне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, которая является ресурсной статьей сле­дующего счета.

Балансирующая статья счета, обеспечивающая б&1анс (равен­ство) его правой и левой частей, рассчитывается как разность меж­ду объемом ресурсов и их использованием. Иначе говоря, баланси­рующая статья предыдущего счета, отраженная в разделе «Ис­пользование», является исходным показателем раздела «Ресурсы» последующего счета . Этим достигаются увязка счетов между собой и образование системы национальных счетов.

В настоящее время осуществлены расчеты всех приведенных в табл. 12.1 пяти счетов, а также счета операций с капиталом и счета товаров и услуг для внутренней экономики в текущих це­нах за 1989 — 1997 гг. Построены счета сектора «Домашние хо­зяйства» (1992 —- 1997 гг.), секторов «Государственные учрежде­ния» (за 1995 —.1997 гг.) и «Остальной мир» (за 1995 — 1997 гг.).

Система национальных счетов, реализуемая в Российской Федерации, включает следующие счета:

Ø Счета внутренней экономики в целом:

· счет товаров и услуг;

· счет производства;

· счет образования доходов;

· счет распределения доходов:

а)счет распределения первичных доходов; б)счет вторичного распределения доходов;

· счет использования национального располагаемого дохода;

· счет операций с капиталом.

Ø Счета отраслей экономики:

· счет производства по отраслям;

· счет образования доходов по отраслям.

Ø Счета внешнеэкономических связей («остального мира»):

· счет текущих операций;

· счет капитальных затрат;

· финансовый счет.

Построение финансового счета, счета других изменений в ' активах, счетов остальных секторов, а также балансовых таблиц национального богатства и других элементов СНС осуществля­ется поэтапно. Все счета (кроме счетов экономики) являются консолидированными, т.е. построенными для экономики в целом, и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и зарубежными странами, а с другой — взаимосвязь различных показателей системы счетов.

Показатели системы национальных счетов позволяют изучить темпы экономического роста и колебания экономической конъ­юнктуры, которые используются для анализа общих тенденций экономического развития страны за тот или иной период, оценки эффективности проводимой экономической политики, междуна­родных сопоставлений макроэкономических показателей.

2. Основные макроэкономические показатели СНС и методы их расчета

Социально-экономические преобразования в нашей стране, связанные с развитием новых форм хозяйствования, процесс соз­дания многоукладной экономики требуют совершенствования ста­тистической методологии, разработки качественно новых показа­телей статистики, приемов и методов изучения общих закономер­ностей и специфических особенностей формирования и развития российской рыночной экономики, а также сравнительного анализа ее показателей с показателями зарубежных стран.

Наша статистика, как и все наше общество и экономика. страны, переживают трансформационный период. Приходится разбираться в тяжелом наследстве, апеллировать к международ­ным стандартам, перестраивать и строить заново многие эконо­мические показатели, отказываясь от неоправдавшей себя мето­дологии и порой первичных данных,

Переход от директивной экономики к рыночной требует создания принципиально новой статистики — рыночной, обеспе­чивающей возможность регулярного построения системы на­циональных счетов (СНС).

СНС — это адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимоувязанных статистических показателей (которые принято называть макро­экономическими показателями), позволяющих получать обоб­щающую информацию о состоянии и динамике развития эко­номики страны в целом и в разрезе ее секторов и отраслей, яв­ляющихся базой для разработки моделей и прогнозирования пе­реходной экономики.

Границы производства определяются в СНС как деятельность единиц-резидентов национальной экономики по производству товаров и услуг.

В СНС применяется группировка экономических единиц по секторам.

Сектор национальной экономика представляет собой совокуп­ность институциональных единиц (т.е. хозяйствующих субъек­тов),' имеющих сходные цели, однородных с точки зрения вы­полняемых функций и источников финансирования, что обу­словливает их сходное экономическое поведение.

Выделяются следующие сектора национальной экономики:

• национальные предприятия;

• финансовые учреждения;

• государственные учреждения;

• некоммерческие организации, обслуживающие домашние
хозяйства;

. • домашние хозяйства.

Институциональная единица считается резидентом экономи­ки страны, если она имеет на ее территории центр экономиче­ского интереса, т.е. если она занимается или собирается зани­маться какими-либо видами экономической деятельности или операциями в течение длительного периода времени, обычно приравниваемого к одному году.

Измеряемые на макроуровне экономические процессы ха­рактеризуются следующими показателями.

Выпуск товаров и услуг (В) представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производ­ственной деятельности единиц-резидентов экономики в отчет­ном периоде и имеющих рыночный и нерыночный характер.

Выпуск товаров и услуг в отраслевом разрезе исчисляется в основных ценах.

Промежуточное потребление (ПП) состоит из стоимости то­варов и услуг, которые трансформируются или полностью по­требляются в отчетном периоде в процессе производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (амортизация) не входит в состав промежуточного потребления.

В состав промежуточного потребления включается от­дельной позицией потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества (банков).

Теоретически услуги банков должны быть включены в про­межуточное потребление тех отраслей, которые фактически по­требляют эти услуги. Однако необходимая для такого расчета информация отсутствует. Поэтому для отражения использования услуг финансового посредничества введена условная отрасль, выпуск которой принимается равной нулю. Эта отрасль рас­сматривается как условный потребитель услуг финансового по­средничества. Такой подход означает, что сумма валовой добав­ленной стоимости для экономики в целом уменьшается на ве­личину выпуска услуг финансового посредничества.

Налоги на производство и импорт(НПИ)включают в себя на­логи на продукты (НП) и другие налоги на производство (Др НП):

(12.1)

НПИ = НП +ДрНП.

Налоги на продукты (НП) — это налоги, которые напрямую зависят от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг. К ним относятся: налоги на добавленную стоимость, ак­цизы, налоги на импортируемые товары и услуги.

Другие налоги на производство (ДрНП) - это налоги, связан­ные с использованием факторов производства(труда, земли, ка­питала), а также платежи за лицензию и разрешение заниматься какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи. Они не включают любые налоги на прибыль или иные доходы, получаемые предприятием. К другим налогам на производство относятся: налог на имущество предприятий, отчисления в до­рожные фонды(кроме налога на горючесмазочные материалы), плата за использование природных ресурсов, налоги, взимаемые Система национальных счетов - student2.ru Система национальных счетов - student2.ru в зависимости от фонда оплаты труда, налог на землю, лицензи­онные и гербовые сборы и некоторые друтие.

Чистые налоги на продукты и импорт (ЧНПИ):

(12.2)

ЧНПИ = НПИ - Сп.

Термин «чистые» означает, что налоги показаны за вычетом соответствующих субсидий.

Субсидии на продукты (Сп) - это текущие некомпенсируемые выплаты из Государственного бюджета предприятиям при усло­вии производства ими определенного вида товаров или услуг.

Валовая добавленная стоимость (ВДС)- вновь созданная стоимость в процессе производства продуктов и услуг. Стои­мость, добавленная к стоимости потребленных в этом процессе продуктов и услуг. Определяется по отраслям экономики как разность между стоимостью выпуска товаров и услуг (показатель счета производства в СНС) и промежуточным потреблением.

В целом по экономике сумма ВДС отраслей составляет валовой внутренний продукт.

Термин «валовая» указывает на то, что показатель включает по­требленную в процессе производства стоимость основного капитала.

В системе национальных счетов показатель валовой добав­ленной стоимости оценивается как в текущих рыночных ценах, т.е. фактически используемых в операциях (она включает торгово-транспортные наценки, налоги на производство и импорт и не включает субсидии на производство и импорт), так и в ос­новных ценах, т.е. ценах без налогов на продукты, но включаю­щих субсидии на продукты.

Если выпуск оценен в основных ценах, то ВДС также исчис­ляется в основных ценах:

ВДС в основных иенах = В - ПП (включай косвенно измеряемые услуги финансового посредничества)

(12.3)

Валовая добавленная стоимость в рыночных ценах будет равна сумме валовой добавленной стоимости в основных ценах и чис­тых (за вычетом субсидий) налогов на продукты:

ВДС в рыночных иенах = ВДС в основных иенах + ЧНП в текущих ценах

где ЧНП= (НП — Сп) — чистые налоги на продукты; НП — налоги на продукты; Сп — субсидии на продукты.

Показатель ВДС называется валовой добавленной стоимостью, так как из него не исключены расходы на потребление основ­ного капитала (ПОК).

Если из значения ВДС исключить расходы на потребление основного капитала, то можно будет исчислить показатель чис­той добавленной стоимости (ЧДС).

Наши рекомендации