Система национальных счетов
1. Система национальных счетов (СНС), реализуемая в Российской Федерации, основана на методологических положениях, разработанных совместно с ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и Евростатом и принятых в 1993 г. (СНС-93). Она построена с учетом специфики и функционирования страны, находящейся на переходном этапе к рыночным отношениям.
Система национальных счетов используется для описания и анализа процессов рыночной экономики на макроуровне более чем в 150 странах мира. СНС представляет собой развернутую макростатистическую модель рыночной экономики, отвечающую потребностям экономико-статистического анализа результатов ее функционирования и оценки эффективности.
СНС — основа национального счетоводства. Суть системы национальных счетов сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов. Таким образом, имеется возможность проследить движение стоимости произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости: от производства — до использования.
Счета используются для регистрации экономических операций, осуществляемых институциональными единицами, а именно предприятиями, учреждениями, организациями, домашними хозяйствами и др., которые являются резидентами данной страны. Отражаются также операции между резидентами данной страны и нерезидентами.
Записи в счетах относятся не к каждой отдельной экономической операции, а к обобщающим числовым характеристикам соответствующих групп экономических операции, например, потребление, накопление, экспорт. Таким образом, записи в счетах — это аналитические обобщающие показатели различных аспектов экономического процесса, например, добавленная стоимость, первичный доход, сбережение и т.д.
Наиболее важные из них, относящиеся к экономике в целом, называются агрегатными (например, валовой внутренний продукт, валовой национальный доход, национальное богатство и др.).
Национальные счета — набор взаимосвязанных таблиц, имеющих вид балансовых построений. По методу построения национальные счета аналогичны бухгалтерским счетам. Каждый счет представляет собой баланс в виде двухсторонней таблицы, вкоторой каждая операция отражается дважды: один раз — в ресурсах, другой в использовании. Итоги операций на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, которая является ресурсной статьей следующего счета.
Балансирующая статья счета, обеспечивающая б&1анс (равенство) его правой и левой частей, рассчитывается как разность между объемом ресурсов и их использованием. Иначе говоря, балансирующая статья предыдущего счета, отраженная в разделе «Использование», является исходным показателем раздела «Ресурсы» последующего счета . Этим достигаются увязка счетов между собой и образование системы национальных счетов.
В настоящее время осуществлены расчеты всех приведенных в табл. 12.1 пяти счетов, а также счета операций с капиталом и счета товаров и услуг для внутренней экономики в текущих ценах за 1989 — 1997 гг. Построены счета сектора «Домашние хозяйства» (1992 —- 1997 гг.), секторов «Государственные учреждения» (за 1995 —.1997 гг.) и «Остальной мир» (за 1995 — 1997 гг.).
Система национальных счетов, реализуемая в Российской Федерации, включает следующие счета:
Ø Счета внутренней экономики в целом:
· счет товаров и услуг;
· счет производства;
· счет образования доходов;
· счет распределения доходов:
а)счет распределения первичных доходов; б)счет вторичного распределения доходов;
· счет использования национального располагаемого дохода;
· счет операций с капиталом.
Ø Счета отраслей экономики:
· счет производства по отраслям;
· счет образования доходов по отраслям.
Ø Счета внешнеэкономических связей («остального мира»):
· счет текущих операций;
· счет капитальных затрат;
· финансовый счет.
Построение финансового счета, счета других изменений в ' активах, счетов остальных секторов, а также балансовых таблиц национального богатства и других элементов СНС осуществляется поэтапно. Все счета (кроме счетов экономики) являются консолидированными, т.е. построенными для экономики в целом, и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и зарубежными странами, а с другой — взаимосвязь различных показателей системы счетов.
Показатели системы национальных счетов позволяют изучить темпы экономического роста и колебания экономической конъюнктуры, которые используются для анализа общих тенденций экономического развития страны за тот или иной период, оценки эффективности проводимой экономической политики, международных сопоставлений макроэкономических показателей.
2. Основные макроэкономические показатели СНС и методы их расчета
Социально-экономические преобразования в нашей стране, связанные с развитием новых форм хозяйствования, процесс создания многоукладной экономики требуют совершенствования статистической методологии, разработки качественно новых показателей статистики, приемов и методов изучения общих закономерностей и специфических особенностей формирования и развития российской рыночной экономики, а также сравнительного анализа ее показателей с показателями зарубежных стран.
Наша статистика, как и все наше общество и экономика. страны, переживают трансформационный период. Приходится разбираться в тяжелом наследстве, апеллировать к международным стандартам, перестраивать и строить заново многие экономические показатели, отказываясь от неоправдавшей себя методологии и порой первичных данных,
Переход от директивной экономики к рыночной требует создания принципиально новой статистики — рыночной, обеспечивающей возможность регулярного построения системы национальных счетов (СНС).
СНС — это адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимоувязанных статистических показателей (которые принято называть макроэкономическими показателями), позволяющих получать обобщающую информацию о состоянии и динамике развития экономики страны в целом и в разрезе ее секторов и отраслей, являющихся базой для разработки моделей и прогнозирования переходной экономики.
Границы производства определяются в СНС как деятельность единиц-резидентов национальной экономики по производству товаров и услуг.
В СНС применяется группировка экономических единиц по секторам.
Сектор национальной экономика представляет собой совокупность институциональных единиц (т.е. хозяйствующих субъектов),' имеющих сходные цели, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, что обусловливает их сходное экономическое поведение.
Выделяются следующие сектора национальной экономики:
• национальные предприятия;
• финансовые учреждения;
• государственные учреждения;
• некоммерческие организации, обслуживающие домашние
хозяйства;
. • домашние хозяйства.
Институциональная единица считается резидентом экономики страны, если она имеет на ее территории центр экономического интереса, т.е. если она занимается или собирается заниматься какими-либо видами экономической деятельности или операциями в течение длительного периода времени, обычно приравниваемого к одному году.
Измеряемые на макроуровне экономические процессы характеризуются следующими показателями.
Выпуск товаров и услуг (В) представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов экономики в отчетном периоде и имеющих рыночный и нерыночный характер.
Выпуск товаров и услуг в отраслевом разрезе исчисляется в основных ценах.
Промежуточное потребление (ПП) состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в отчетном периоде в процессе производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (амортизация) не входит в состав промежуточного потребления.
В состав промежуточного потребления включается отдельной позицией потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества (банков).
Теоретически услуги банков должны быть включены в промежуточное потребление тех отраслей, которые фактически потребляют эти услуги. Однако необходимая для такого расчета информация отсутствует. Поэтому для отражения использования услуг финансового посредничества введена условная отрасль, выпуск которой принимается равной нулю. Эта отрасль рассматривается как условный потребитель услуг финансового посредничества. Такой подход означает, что сумма валовой добавленной стоимости для экономики в целом уменьшается на величину выпуска услуг финансового посредничества.
Налоги на производство и импорт(НПИ)включают в себя налоги на продукты (НП) и другие налоги на производство (Др НП):
(12.1) |
НПИ = НП +ДрНП.
Налоги на продукты (НП) — это налоги, которые напрямую зависят от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг. К ним относятся: налоги на добавленную стоимость, акцизы, налоги на импортируемые товары и услуги.
Другие налоги на производство (ДрНП) - это налоги, связанные с использованием факторов производства(труда, земли, капитала), а также платежи за лицензию и разрешение заниматься какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи. Они не включают любые налоги на прибыль или иные доходы, получаемые предприятием. К другим налогам на производство относятся: налог на имущество предприятий, отчисления в дорожные фонды(кроме налога на горючесмазочные материалы), плата за использование природных ресурсов, налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда, налог на землю, лицензионные и гербовые сборы и некоторые друтие.
Чистые налоги на продукты и импорт (ЧНПИ):
(12.2) |
ЧНПИ = НПИ - Сп.
Термин «чистые» означает, что налоги показаны за вычетом соответствующих субсидий.
Субсидии на продукты (Сп) - это текущие некомпенсируемые выплаты из Государственного бюджета предприятиям при условии производства ими определенного вида товаров или услуг.
Валовая добавленная стоимость (ВДС)- вновь созданная стоимость в процессе производства продуктов и услуг. Стоимость, добавленная к стоимости потребленных в этом процессе продуктов и услуг. Определяется по отраслям экономики как разность между стоимостью выпуска товаров и услуг (показатель счета производства в СНС) и промежуточным потреблением.
В целом по экономике сумма ВДС отраслей составляет валовой внутренний продукт.
Термин «валовая» указывает на то, что показатель включает потребленную в процессе производства стоимость основного капитала.
В системе национальных счетов показатель валовой добавленной стоимости оценивается как в текущих рыночных ценах, т.е. фактически используемых в операциях (она включает торгово-транспортные наценки, налоги на производство и импорт и не включает субсидии на производство и импорт), так и в основных ценах, т.е. ценах без налогов на продукты, но включающих субсидии на продукты.
Если выпуск оценен в основных ценах, то ВДС также исчисляется в основных ценах:
ВДС в основных иенах = В - ПП (включай косвенно измеряемые услуги финансового посредничества)
(12.3)
Валовая добавленная стоимость в рыночных ценах будет равна сумме валовой добавленной стоимости в основных ценах и чистых (за вычетом субсидий) налогов на продукты:
ВДС в рыночных иенах = ВДС в основных иенах + ЧНП в текущих ценах
где ЧНП= (НП — Сп) — чистые налоги на продукты; НП — налоги на продукты; Сп — субсидии на продукты.
Показатель ВДС называется валовой добавленной стоимостью, так как из него не исключены расходы на потребление основного капитала (ПОК).
Если из значения ВДС исключить расходы на потребление основного капитала, то можно будет исчислить показатель чистой добавленной стоимости (ЧДС).