Рынок специализированной техники
Экономический кризис в мире наложил существенный отпечаток на развитие рынка спецтехники. Скачкообразный подъем в 2009 и 2011 годах сменился застоем и падением в 2013 году. Экономические санкции, введенные западными странами в отношении России в 2014 году, кардинальным образом изменили климат на рынке спецтехники. Одним из условий соглашения вступления России в ВТО предусматривалось действие временных положений, направленных на защиту отечественного рынка автотехники. Только один сегмент этого рынка не попадал под прикрытие переходных защитных механизмов – рынок спецтехники. Отечественные производители оказались под действием глобальной конкуренции, что для многих из них оказалось весьма полезным. Производители автокранов, грейдерной, коммунальной и сельскохозяйственной техники совершили модернизационный рывок и не только отстояли свои позиции, но уже делали первые шаги по наращиванию экспорта.
Дела остальных производителей спецтехники обстояли гораздо хуже. На российский рынок пришла высококачественная и производительная спецтехника, с которой не могли соперничать российские марки, а отдельные виды, например, передвижные сверхгрузоподъемные краны, не производились вообще.
Однако даже те производители, которые оказались более-менее успешными, в своих достижениях опирались на закупку и внедрение западных технологий, оборудования и целых узлов. Как и вся экономика в целом производство спецтехники оказалось в высшей степени импортозависимым. Особенно ярко эта зависимость проявилась под воздействием западных санкций, набирающей силу инфляции и резких скачков рублевого курса. По мнению аналитиков, в текущем году рынок спецтехники ожидает больший спад.
Но главной причиной наступления «ледникового периода» на рынке спецтехники, как и экономики в целом, является постоянный недостаток инвестиций. Так, в 2013 г. в экономике в целом рост инвестиций по сравнению с предкризисным 2008 г. составил лишь 2%, а вот сельхозмашиностроение в том же году упало на треть. Не лучше дела обстоят и в других сегментах производства спецтехники.
Все эти негативные факторы усугубляются ростом неплатежеспособных заказчиков, сокращением числа надежных смежников, способных производить детали и оборудование отвечающих международным стандартам.
В июле этого года правительство приняло программу по закупкам отечественной спецтехники для государственных и муниципальных организаций. По сути эта программа запретила покупку импортной дорожно-строительной техники бюджетными субъектами. Но подавляющее большинство иностранных производителей не собирается покидать российский рынок и не отказываются от инвестиционных планов. Для их реализации в унисон с отечественными производителями они требуют от государства точной информации, в которой они испытывают острейший дефицит.
В остальном же производители спецтехники, имеющие за плечами опыт работы на открытом рынке, настроены спокойно и решительно. Многие уже применяют схемы расчетов по замещению западных валют на азиатские и, в первую очередь, юань, помогающие снизить издержки обменных курсов. Весьма продуктивным направлением оказалось сотрудничество с нетрадиционными контрагентами из Латинской Америки. Не последнюю роль сыграла растущая кооперация, пусть и вынужденная, между отечественными производителями, особенно в области взаимопоставок недостающих компонентов.
Наибольший удельный вес в сегменте специализированной техники занимает строительная техника. Доля импорта за 2013 год в России составила 76% от общего объема предложения. По оценкам аналитической компании «BusinesStat» [19], в 2014-2017 годах импортные поставки строительной техники будут расти в среднем на 2% в год, а к 2017 году импорт строительной техники в Россию составит 86 тыс.шт.
Спрос на строительную спецтехнику в ближайшее время будет поддерживаться строительством масштабных объектов (постройка и реконструкция нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, автомобильных, машиностроительных заводов), а также значительными объемами жилищного и дорожного строительства, реализацией инфраструктурных проектов.
При всем этом, по оценке информационно-аналитической компании «ID-Marketing» [20], данные за первый квартал 2014 года демонстрируют несомненное снижение импорта строительной техники в сравнении с последним кварталом 2013 года.
Импорт спецтехники
Тип техники | 1 кв. 2014 | 1 кв. 2014 / 1 кв. 2013, шт. | 1 кв. 2014 / 1 кв. 2013, $ | |
шт | $ | |||
Асфальтовые тандемные вибрационные катки | 12 694 946 | -21,41 | -15,21 | |
Большие горные гидравлические экскаваторы | 30 540 430 | -45,83 | -41,54 | |
Грунтовые вибрационные катки | 20 724 979 | -12,50 | -10,34 | |
Гусеничные/колесные перегружатели | 16 111 250 | 23,33 | 93,46 | |
Малые гусеничные бульдозеры | 1 435 630 | -25,42 | -10,11 | |
Асфальтоукладчики | 17 807 590 | -19,71 | -18,50 | |
Дорожные фрезы | 6 125 859 | -35,56 | -50,74 | |
Колесные гидравлические экскаваторы | 27 881 979 | -53,01 | -51,40 | |
Малые гидравлические экскаваторы | 9 079 496 | 30,69 | 27,94 | |
Компактные колесные погрузчики | 5 537 111 | -48,27 | -45,09 | |
Гидравлические мини-экскаваторы | 8 283 119 | -9,70 | 9,13 | |
Пневмоколесные катки | 2 015 224 | -20,59 | -8,27 | |
Средние гидравлические экскаваторы | 91 986 707 | -14,72 | -11,12 | |
Средние гусеничные бульдозеры | 68 063 744 | -3,51 | -14,61 | |
Средние колесные погрузчики | 1 782 | 67 236 540 | 3,60 | -23,82 |
Телескопические погрузчики | 32 885 080 | 39,51 | 54,52 | |
Тяжелые гидравлические экскаваторы | 29 216 518 | -34,31 | -39,12 | |
Тяжелые гусеничные бульдозеры | 19 798 655 | -50,65 | -59,25 | |
Тяжелые колесные погрузчики | 7 292 335 | -39,13 | -66,13 | |
Экскаватор-погрузчик | 1 310 | 91 415 419 | -33,23 | -23,10 |
Погрузчики для подземных работ | 12 325 039 | -48,33 | -61,63 | |
Самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой | 19 348 065 | -28,74 | -36,35 | |
Автобетононасосы | 7 303 523 | -27,08 | -9,09 | |
Автокраны | 23 347 988 | 193,75 | 84,34 | |
Гусеничные краны свыше 60 тонн | 14 711 131 | -44,44 | -49,52 | |
Башенные краны | 20 070 412 | 1,54 | -28,18 | |
КМУ б/у | 1 690 563 | -28,55 | -29,22 | |
КМУ новые | 1 034 | 14 001 933 | -11,02 | -22,76 |
Ситуация в экспорте специализированной автомобильной техники аналогична. По данным аналитической компании «ВладВнешСервис» [21], за первый квартал 2014 года статистика зафиксировала существенное снижение показателей в сравнении с четвертым кварталом, а также с аналогичным периодом 2013 года практически по всем видам техники.
Экспорт спецтехники
Тип техники | Экспорт за 1 кв. 2014 | Темп прироста, % | ||
Объем, $ США | Объем, шт. | 1 кв. 2014 к 4 кв. 2013 | 1 кв. 2014 к 1 кв. 2013 | |
Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, гусеничные, мощностью более 250 л.с. | 529 972 | -57 | -84 | |
Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, гусеничные, мощностью 400 л.с. и более, предназначенные для работы при температуре окружающего воздуха -50 градусов и ниже | -100 | Продаж не было | ||
Прочие бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, гусеничные | 288 960 | -88 | -92 | |
Прочие бульдозеры колесные мощностью 400 л.с. и более | Продаж не было | Продаж не было | ||
Прочие бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом | 17 834 | Продаж не было | Продаж не было | |
Грейдеры мощностью 350 л.с. и более | Продаж не было | Продаж не было | ||
Прочие грейдеры и планировщики | 606 560 | -25 | ||
Прочие погрузчики одноковшовые фронтальные | 461 479 | -46 | -57 | |
Одноковшовые погрузчики на гусеничном ходу | Продаж не было | Продаж не было | ||
Погрузчики одноковшовые фронтальные, специально разработанные для подземных работ | Продаж не было | -100 | ||
Гусеничные экскаваторы полноповоротные: гидравлические, с момента выпуска которых прошел один год или более | 551 573 | -4 | -32 | |
Прочие гусеничные экскаваторы полноповоротные | 432 323 | -99 | -94 | |
Прочие машины полноповоротные | 395 937 | -36 | -21 | |
Экскаваторы, одноковшовые погрузчики и прочие механические лопаты | 62 162 | -89 | -83 | |
Трубоукладчики грузоподъемностью 90 т и выше, предназначенные для работы при температуре окружающего воздуха -500 С и ниже | 2 700 000 | Продаж не было | 4 222 | |
Катки дорожные вибрационные | 73 572 | -92 | ||
Прочие катки дорожные | Продаж не было | -100 | ||
Машины трамбовочные | Продаж не было | Продаж не было | ||
Бетономешалки и растворосмесители | 238 133 | -80 | -76 |
По количеству и качеству ежегодно выводимых на рынок новинок иностранные производители значительно опережают своих российских коллег. Американская компания Terex Washing Systems (TWS) собирается уже в этом году начать реализацию через своего российского дилера Kwintmadi трех новых систем для промывки минерального сырья. Среди новинок компании «Hammer Rus» – уникальная навесная установка для лидерного бурения Hammer. Модельный ряд датской компании «KLEEMANN» пополнила мобильная конусная дробилка MOBICONE MCO 9 EVO. На московской выставке «Строительная техника и технологии 2014», «ФАЙАТ БОМАГ РУС» – представитель германской BOMAG GmbH в России, продемонстрировал новый грунтовый каток BOMAG BW 212 D-40 в классе 12-13 тонн. Еще один немецкий производитель – Benninghoven GmbH & Co. KG, представил две принципиально новые машины в дорожном сегменте – линейка модернизированных кохеров серии GKL для литого асфальта. Английская JCB представила свои экскаваторы-погрузчики 3CX и 5CX, телескопический погрузчик 540-170, гусеничные экскаваторы JS360 и JS200NLC, колесный экскаватор JS160W и прочие новинки. Китайская компания Shantui привезла внушительную коллекцию новой техники. В числе новинок оказались: бульдозеры серии SD, разработанные для работы в самых различных условиях, фронтальные погрузчики серии SL с грузоподъемностью от трех до пяти тонн и другие машины для дорожно-строительного сектора. Японскую HITACHI на выставке представлял ее официальный дилер в России «Техстройконтракт». Среди новинок гусеничные и колесные экскаваторы, разрушители, грейферы, мини-экскаваторы, фронтальные погрузчики и многое другое.
В 2014 году КамАЗ представил ряд новинок: 65201-73, 6522-6010 (RG, 16 куб. м, с двигателем Cummins ISLе-C375), 65115-30 с газобаллонным оборудованием. Все оснащены двигателем класса «Евро-4» (400 л. с.). Двенадцать машин на СТТ’2014 привез челябинский ЧТЗ. Одна из них – самый маленький бульдозер Б8, предназначенный для коммунальщиков и дорожников. Среди прочих разработок: болотоходный трактор Б11Б, новая модель бульдозера с механической трансмиссией и дизелем ЯМЗ – Б10М.6100ЕН, погрузчик ПК-70 с грузоподъемностью семь тонн и компактор БКК-2, применяемый на мусорных полигонах крупных городов. Самой яркой моделью ЧТЗ признан тяговый модуль вагонов ТМВ-2, который в состоянии передвигаться как по рельсам, так и обычной дороге. Основная задача этой машины – формирование железнодорожных составов.